ТОП:
Масоны Норвегии. Миф или реальность?

Таинства, обряды и история норвежского масонства в статье преподавателя норвежского языка кафедры скандинавской филологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Масонство в Норвегии

Закрытое для непосвященных масонское сообщество всегда вызывало интерес, как и всякая тайна. Существует масса спекуляций о том, что же действительно происходит в ложах. В адрес масонов обращено немало критики - но откуда она идет? Хорошо бы разобраться в этом вопросе. Это актуально и для нашего общества на современном этапе, когда многие отрицательные моменты в нашей действительности объясняют как результат масонского заговора. Масоны есть и в России, и в Норвегии. Но открытость норвежского общества несравнимо выше, чем российского, что и позволяет лучше узнать и понять многие стороны рассматриваемого явления.

История масонства насчитывает более 250 лет, однако, сами масоны считают историю своего учения гораздо более древней, возводя ее к мифам о постройке храма Соломона. В масонском учении сплелись несколько разнородных явлений.

Во-первых, оно основывается на мифах о существовании древних тайных обществ, в символике масонства многое идет от представлений о тайнах жрецов древнего Египта, особенно популярен в учении масонов культ Изиды. В то же время основная масса масонов считает себя христианами, продолжившими развитие идей полумифического средневекового рыцарского ордена Розенкрейцеров, которые якобы шли в крестовые походы под лозунгами объединения человечества во всемирное братство. Орден, по преданию, был основан неким Кристианом Розенкрейцем, жившим с 1378 по 1484 г., то есть 106 лет.

Идеи Розенкрейцеров - учение о всемудрости, всесознании - подхватил Ян Амос Коменский, а затем и другие философы; они оказались созвучны философии и мистике (увлечение тайноведением и тайной властью, направленной на всеобщее благо) эпохи просвещения. В христианстве вторым источником масонства служили легенды о палестинских рыцарях - тамплиерах, посвятивших свою жизнь восстановлению храма божьего.

Все эти идеи, эта философия и мифология были приняты на вооружение уже распадавшимися в то время средневековыми строительными цеховыми организациями; что произошло впервые в Англии, откуда идеи масонства быстро распространились по Европе и Северной Америке. Таким образом, произошло соединение рыцарских и масонских легенд.

Главной целью своей организации масоны ставят усовершенствование человеческой природы каждого из своих членов, а также создание всемирного братства просвещенных людей, которое своими деяниями и идеями ненасильственно способствовало бы установлению лучшего мира на земле. Два главных принципа масонских организаций - неучастие в политике и исповедание основных заповедей христианства; но при этом религиозная терпимость масонов необычайно широка: официальная принадлежность какой-либо конфессии, даже не христианской, для них не играет роли. Есть даже нерелигиозные масонские организации, основу мировоззрения которых составляют принципы гуманизма. Две такие ложи существуют и в Норвегии.

Выполняя свою главную задачу - привлечение и воспитание новых членов - масоны придерживаются овеянных долгой традицией сложных ритуалов, в которых ответственная роль отводится символическому отображению идеи строительства храма Соломона, разрушенного римлянами в 70 г. н.э. - Tempelbyggingen. Это так называемый неотамплиеризм - - nytemplerisme (по ордену Тамплиеров, павшему в 1314 г). Так, используется строительный инструментарий: рабочие доски - arbeidstepper, вначале плоские, затем трехмерные, с изображением следующих символов: циркуль - passer, отвес - loddsnor, мастерок - mursleiv, чертежная доска - tegnebrett и т.п. Кроме того, высокопоставленные члены лож поверх своих красочных торжественных костюмов надевают передник каменщика.

Широко применяется каббалистическая символика чисел, в частности, важнейшим считается число 3, из которого можно получить 9, 12, 27 и 81. В церемониях используются лозунги "молитесь и обрящете, ищите и найдете, постучитесь, и вам откроют" - be så skal dere få, let så skal dere finne, bank på og det skal lukkes opp for dere.

Ложа - помещение, где раз в две недели проходят встречи братьев (исходно так назывались помещения - ср. англ. lodge "приют, домик" - где собирались ремесленники одного цеха); так же называется и сообщество братьев-масонов, собирающихся в ложе. На заседаниях ложи обычно проводится церемония приема новых членов, завершаемая торжественным обедом и сбором пожертвований. В Норвегии раз в год собираются также средства на совокупный дар какой-либо гуманитарной организации: Армии спасения, Красному кресту и т.п.

Итак, масонство представляет собой результат ренессанса традиций средневековых мистерий в 1700-1800 гг. как реакция на господство рационализма. В 1717 была образована 1-я английская великая ложа. В Швеции долго масонство было запрещено под страхом смертной казни, масонство проникло туда в 1730. Первая ложа в Норвегии создана датско-норвежским королем Фредериком В 24 июня 1749 под Кристианией, на уединенном (тогда) полуострове Бюгдей (отметим, что в России в 1731 г уже существовало масонство). Это была существующая по сию пору ложа St.Olaus til den hvide Leopard - "Святой Улав к белому Леопарду". Поначалу деятельность масонов не пользовалась особой популярностью; лишь с 1816 г., когда к руководству орденом пришел государственный советник Нильс Тресков (Niels Treschow), работа в ложе стала вестись регулярно. Позже были созданы ложи в Бергене в 1875 - Oscar til de syv bjærge "Оскар к семи горам", в 1877 - в Драммене, Gustaf til den ledende Stjærne "Густав к путеводной Звезде", и в Трондхейме в 1882 г. - Nordlyset "Северное сияние". С 1780 установили связь с датскими масонами, в 1819 - со шведскими. Den Norske Store Landsloge - "Великая всенорвежская ложа" - была образована в 1891 г.

Масонское сообщество подразделяется на 12-13 степеней совершенства - grader. В каждом из крупных подразделений - hovedavdelingene - имеется lærlingegrad (учениьеская степень), svennegrad=medborgergrad (степень подмастерья или гражданина) и mestergrad (степень магистра). Эти подразделения распределяются между ложами святого Иоанна - St. Johanneslosjene - (1, 2 и, 3 степени, всего 38 в Норвегии), святого Андрея - St. Andreaslosje - с 12 ложами и верховным подразделением-капитулом - kapitlet (с 7-й по 11-ю степень). 12-ую степень имеет лишь Великий Магистр ордена - Ordenens Stormester.

Провозглашаемая цель - духовный рост личности, который и происходит под руководством братьев при переходе от низших степеней к высшим. Для того, чтобы вступить в орден, для " uopplyst dødelig " - "непросвещенного смертного" - необходимы две рекомендации от членов масонской ложи. Вступающий, а также возводимый в более высокую степень должен выдержать ряд испытаний, к которым готовят, но церемонии проведения которых заранее не открывают. Считается, что ритуал должен произвести неизгладимое впечатление на проходящего его, а если знать заранее, что тебя ждет, теряется эффект неожиданности. Имущественный ценз очень высок (в информации норвежских масонов говорится только, что кандидат должен ha et ordnet levesett - "вести упорядоченный образ жизни"). Возрастной ценз в Норвегии - 24 г. Срок ожидания при приеме - 1 год. Кандидату выделяют двух "кураторов", или как сказали бы мы, "шефов" - faddere - для подготовки к вступлению.

Как и повсюду, принципы деятельности масонской организации в норвежском обществе - невмешательство в вопросы внутренней и внешней политики, в решение спорных религиозных и социальных проблем. Норвежские масоны поддерживают связи с масонами других стран, но организационно являются самостоятельным и независимым объединением. В Норвегии принята так называемая шведская система, получившая развитие в Скандинавии (она принята также в Швеции, Финляндии, Дании и Исландии): 11 марта 1314 г. великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле (Jacobus B. Molay) был сожжен по указу папы Климента V; по легенде, незадолго до казни повелел учредить четыре тайных капитула (= ложи) тамплиеров, среди них Стокгольмский для Севера. Легенда о храмовниках была принята не всеми направлениями масонства, но шведские ложи прямо отождествляли себя с тамплиерами. Эта система соответствует в основных своих чертах немецкой, она была сформирована около 1760 г. К. Эклеффом (C.F. Eckleff), а самым, пожалуй, именитым ее приверженцем был король Швеции Карл XIII.

Особенностью норвежского масонства является обусловленное распространением в стране феминизма наличие женских орденов, например, ордена Марии - Mariaordenen, основанного в 1916 г. Дагни Кристенсен; насчитывает около 5 тысяч членов и является крайне закрытым. Позже эго отделения появились также в Дании и Швеции (хотя изначально масонское движение объединяет исключительно мужчин); это малоизвестный факт: даже в норвежских энциклопедиях говорится, что членами общества могут быть исключительно мужчины. Далее, список членов норвежских лож - Frimurermatrikkelen - общедоступен. У масонов имеется свой пресс-секретарь - Одд Гранн (Odd Grann), своя интернет-страница www.frimurer.no.

Современное состояние масонства на мировой арене оценить из-за закрытости орденов сложно - данные сильно расходятся. Считается, что их влияние падает; по некоторым данным, с 1967 по 1990 г численность братьев сократилась на 40% и составляет чуть более 4 млн. На 1994 г. в Норвегии было 17 000 масонов, что в процентах от населения в 4 млн. человек - очень много; имеется, по разным данным, от 77 до более чем 80 лож, плюс объединения братьев - broderforeninger - работающие как ложи, но не имеющие права принимать новых членов. Для сравнения: в пятимиллионной Дании - 9 000 масонов, и 18 000 в восьмимиллионной Швеции.

В Осло представлены 14 орденов, в том числе американский Odd Fellow (основанный в 1819 в Балтиморе; первая норвежская ложа - в Ставангере с 1898 г. В этом ордене немало почерпнуто из традиций кельтских жрецов-друидов), объединяющих около 9 тыс. человек, мужчин и женщин. В Норвегии популярность масонства неуклонно растет, последние годы принималось до 700 новых членов в год, создано около 20 новых лож, хотя средний возраст вступающих высок - 43 года.

Возможно, рост популярности масонства в Норвегии можно до некоторой степени объяснить с одной стороны - высоким уровнем благосостояния в стране, что позволяет преодолеть имущественный ценз большому числу желающих, а с другой стороны - именно открытостью норвежского сообщества, дающей возможность убедиться в том, что цели масонского движения действительно возвышенны, средства мирны, действия гуманны. Масонство там не столько философская система, сколько игра или клуб, где можно с пользой для себя и других провести свободное время, которого много, теша при этом свое тщеславие тем, что принадлежишь некоему закрытому кругу. Здесь сказывается еще и некоторый комплекс неполноценности норвежцев, связанный с отсутствием в этой стране сколь - нибудь широкого круга наследственной знати. Это понимают и многие в Норвегии; так, в одной статье о масонах полушутливо ставится вопрос, что же это за союз: "Мафия или взрослые скауты?" - " Mafia eller voksenspeidere?"

Великим магистром до середины девяностых годов являлся доктор медицины Ула Кнутруд - Ola Knutrud, с 1996 г. Syver Hagen, сейчас - директор Magne Frode Nygaard. Великая норвежская ложа - Den Norske Store Landsloge, основанная в 1891 г., когда масоны Норвегии отделились от шведских, располагается в Осло на улице Nedre Vollgate, дом 19; это великолепное здание построено в 1891-94 гг. В качестве самого высокого торжества раз в два года отмечается 22 марта - den store høytidsdag, посвященный памяти последнего магистра ордена тамплиеров Жака де Моле (сожженного на костре, как уже говорилось, 11 марта 1314 г.). В праздновании участвуют братья VIII степени, так как именно на этом этапе они знакомятся с историей тамплиеризма (и на этом же празднике проводится посвящение в IX степень). Покоящийся в центре зала гроб накрыт черным покрывалом, на котором вышит красный крест с золотом выписанными инициалами Ж.Б.М. К кресту крепится хоругвь капитула. В головном конце гроба ставится белый шест, символизирующий виселицу, на которой при сожжении был подвешен Жак де Моле. Вокруг гроба на черных подушках лежат корона ордена, лампа, угольник, меч, рыцарские опоры и устав храма. Зажжены 72 свечи и еще три канделябра на три свечи каждый, так что всего горит 81 свеча. Все братья три раза обходят гроб Моле, затем проводится служба, после чего братья становятся кругом гроба, и держит речь великий магистр.

Однако открытость масонства Норвегии не абсолютна. Сами масоны говорят о себе иначе, а именно, что их сообщество является "закрытым, но не тайным". Одним из атрибутом такого сообщества, каким является масонство, является и тайный язык, в данном случае - определенные слова, используемые в ритуалах, а также пароли. Все они символичны. Поскольку многое в ритуалах масонства заимствовано из каббалистических формул и книг Ветхого завета, в терминах откровенно проглядывает древнееврейский язык, в том числе и имена некоторых персонажей. Так, используются следующие слова: Jakin = "Господь меня создал" и Boas = "моя сила в Господе" (эти два слова служат также названиями двух основ масонства как основ храма Соломона, они используются и в каббале); Mac-Benac = "плоть отделяется от костей", или "тело разложилось"; Adonai = "Господь вознесшийся"; jehovah - "божественное милосердие". В службах широко используется латынь.

В качестве паролей выступают слова Tubalkain = первым зажегший факел культуры; Schibbolet = борьба за разделение истинного и ложного; gibblim = первый союз единомышленников; sidkia = разрушение храма; nehemja = восстановление храма; gabaon = священный союз.

Итак, что же служит поводом для критики масонства? Основных поводов два: исповедуемая им религиозная терпимость и таинственность, окружающая его. Этим определяются и наиболее частые источники критики.

С одной стороны, призывы к построению всемирного братства, независимого от конфессиональной и национальной принадлежности, вели к тому, что христианскими клерикалами масоны объявлялись еретиками. Особенно нетерпимо к масонству относились католики. Официально членство в масонском ордене считается несовместимым с принадлежностью к католической церкви, хотя с середины 60-х годов прошлого века позиция католической верхушки несколько смягчилась.

На епископском совете норвежской лютеранской церкви в 1929 г. делались попытки запретить священникам членство в масонских организациях, но в конце концов была избрана мягкая формулировка "Священникам не подобает быть членами тайных обществ" -"Prestene bør ikke være medlemmer av hemmelige selskaper". Вопрос поднимался вновь в 90-е годы самими масонами, но окончательного решения не нашел.

Неодобрение со стороны официальной церкви, использование в ритуалах каббалы, изучение алхимии и древнееврейских текстов служило распространению нелепейших мифов среди необразованных масс (ведь радикальными христианами долгое время евреи отождествлялись с сатаной). 15 сентября 1869 г. газета "Моргенбладет" писала, что в представлении малопросвещенных слоев населения сообщества масонов в тайне убивают людей, закладывают мясо в бочки и поставляют его туркам - людоедам" (tryntyrken - живущие где-то в Турции существа со свиным пятачком вместо носа, питающиеся человечиной). Якобы давали бочку золота за бочку человечины, особенно ценились светловолосые девочки.

Сейчас вряд ли кто-то верит в столь нелепые домыслы. Проблема, однако, состоит в том, что масонами является немало священников, как лютеран, так и иных конфессий. Они составляют так называемый клерикат масонства, на который в ордене возложено немало важных функций. Руководители соответствующих конфессий ставят под вопрос возможность одновременного служения как данной конфессии, так и масонству.

С другой стороны, терпимость масонов, их призыв ко всемирному братству, к духовному развитию любого человека, независимо от расы для националистов всех мастей - как красная тряпка для быка. Когда же национализм сочетается с антисемитизмом, и заходит речь о "жидомасонстве" и т.п. И сейчас о всемирном еврейском заговоре масонов можно прочитать на интернет-сайте норвежских нацистов www.vigrid.net

Для любых авторитарных режимов неприемлема в масонстве его закрытость, невозможность эго контролировать. Если же режим и авторитарен, и националистичен, для масонства это наиболее пагубно. Фашисты во время 2-й мировой войны масонов приравнивали к евреям. В Норвегии в период немецкой оккупации вышла книга Эрнульфа Мюклестада "За кулисами масонства: разоблачение церемоний, символов и политических преступлений масонов" (Ørnulf Myklestad "Bak Frimureriets Kulisser: En avsløring av Frimureriets Seremonier, Symboler og Politiske Forbrytelser), где разоблачается роль масонов в коварном еврейском заговоре.

В таком развитом демократическом обществе, как норвежское, критика идет, однако, главным образом с другой стороны. Масонов обвиняют в элитарности, отсутствии равноправия полов; этого никто и не отвергает. Мало того, масонам специальным распоряжением норвежского Совета по равноправию (Likestillingsrådet, создан в 1972 г. и ставит целью достижение равноправия полов во всех сферах общественной жизни) пожаловано освобождение от обязательного соблюдения принятых норм представительства женщин; таким образом официально признан особый характер их организации.

Более серьезны возражения против занятия масонами важных общественных должностей, поскольку существуют опасения, что в связи со внутренними обязательствами внутри братства должностное лицо может нарушить конфиденциальность или каким-то образом оказать протекцию членам братства. Дебаты по подобным поводам разворачиваются с периодичностью в 3-4 года. Будем помнить, что в странах, где списки членов лож не обнародуются, вопрос и не поднимается. В Норвегии из последних случаев можно упомянуть назначение Свейна Людвигсена (Svein Ludvigsen) министром по делам рыболовства в находящемся у власти правительстве Хьелля Бунневика (Людвигсен был вынужден покинуть ложу) и назначение Юна Г. Бернандера (John G. Bernander) руководителем НРК (Норвежского государственного теле- и радиовещания) в 2001 г. - Бернандер остался в ложе и прекрасно работает.

Представляется, что критика масонства с перечисленных позиций несостоятельна. Презумпция невиновности - основополагающий принцип правосудия, пока не доказано обратное. В случае с масонами мало того, что ничего не доказано; не было и попыток доказать что-либо, потому что конкретных обвинений никому не предъявлялось. Автор подробной научной монографии о норвежских масонах Сверре Могстад после опубликования ее получил массу писем от людей, которых якобы преследовали масоны, с просьбой выступить в суде в качестве эксперта; по eго собственным словам все эти случаи требовали вмешательства не правосудия, а психиатра.

Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. Источник:  Русский Дом в Норвегии

Тэги:

Комментарии

Илон Маск открыл уникальный скоростной туннель под Лос-Анджелесом
Илон Маск открыл уникальный скоростной туннель под Лос-Анджелесом
Илон Маск открыл уникальный скоростной туннель под Лос-Анджелесом
Илон Маск открыл уникальный скоростной туннель под Лос-Анджелесом
В Киеве таксист устроил кровавое ДТП из четырех авто
В Киеве таксист устроил кровавое ДТП из четырех авто
Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
В Виннице сотни верующих встретили нового архиепископа Варсонофия
В Виннице сотни верующих встретили нового архиепископа Варсонофия
В Никополе пассажир такси забыл в машине опасный груз
В Никополе пассажир такси забыл в машине опасный груз
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
Появился трейлер Фестиваля фильмов ужасов Best Horror Shorts
Появился трейлер Фестиваля фильмов ужасов Best Horror Shorts
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?