ТОП:
Премьерное видео Олега Скрипки «Катерина» уже вошло в отечественную киноисторию хотя бы потому, что «Зеркало недели» отметило эту работу своим специальным призом. И понятно, почему музыкант перекроил некоторые свои планы, чтобы все-таки попасть, несмотря на фантасмагорические киевские пробки (пешком шел от Владимирского рынка, где оставил автомобиль, до улицы Тверской, 6) в редакцию «ЗН» — на круглый стол. Очевидно, что разговор с Олегом Скрипкой вышел за рамки тематики парадоксов нашей музыкальной жизни — говорили о разном: как вечном, так и мимолетном. «Каждый пытается приватизировать патриотизм» — Если не возражаете, начнем разговор в следующем «формате»: сначала о «времени», потом — о «себе». То есть о вас. Тем более что нынешние времена — сплошные информповоды: «ренессанс», возвращение на культпозиции «незаменимых», «культдинамика», о которой, кстати, вы говорили в одном из своих недавних интервью. — У нас действительно наблюдается некая динамика в культурной жизни. И если Партия регионов будет вести себя по-кучмовски, то есть «пофигистски», то такой динамики нам хватит еще лет на пять — до новых выборов. Но если они получат указание «топтать» украинскую идею... — Откуда получат? — Понятное дело, из Москвы... То тогда, думаю, будет худо. — И все-таки, что вы имеете в виду, когда говорите о «культдинамике» — неужели возврат «незаменимых» именно в лоно гуманитарной сферы? — Простой пример. Наконец-то я могу свободно купить своему ребенку украинскую книжку. И эти книжки издаются хотя бы благодаря тому, что просто их не «душат». Но все это может продолжаться до тех пор, пока не подрежут крылья г-же Леси Коваль или другим издателям-подвижникам. В следующем году планируем провести фестиваль «Рок-Січ». Там и увидим, насколько у нас все открыто и «динамично». Впрочем, запретить что-то или кого-то можно очень хитрыми методами — посредством экологов, посредством пожарных. Это такая игра. Кстати, почти вся пресса о предыдущем «Рок-Січ» сообщила, что якобы у нас на фестивале запрещали русский язык. Мы уже 350 лет знаем эти приемчики. Мне где-то даже понятно, почему у нас нет государственности. Наверное, потому, что не умеем вместе работать и самоорганизовываться. Это наша чисто украинская проблема. То есть патриотизм в красивом понимании у нас существует. Но ведь каждый пытается «приватизировать» этот патриотизм, называя себя патриотом «всея Украины». И когда на горизонте появляется какой-то другой человек, который тоже пытается что-то делать, обязательно начинается грызня — и не только на политическом уровне. Если украинцы столько лет не могут построить свое государство, так, может, это государство у них отнимают? В частности, и культурное? Даже за свой язык мы не можем бороться... — Кстати, известный пример времен распада Австро-Венгрии. До 1918 года Прага, Брно и многие другие города в Чехии были немецкоязычными. А уже спустя шесть лет, а не пятнадцать, как у нас, в Праге начали разговаривать на чешском языке... — Совершенно верно — и таких примеров множество. И все они свидетельствуют о том, что люди действительно боролись за свой язык. У нас же даже своего контрответа нет на разные провокации. Весь мир тем временем почему-то убежден, что у нас происходят какие-то гонения на языковой почве. По собственному опыту знаю: в Москве рассказывают, якобы в Украине огромные проблемы в этой связи. Поэтому мой собственный рецепт — Украинское государство нужно строить внутри себя! А уж потом искать единомышленников и работать дальше, на будущее. И даже то, что мы делаем свои, не государственные, а «мистецькі» дела — это некий пример и метод такой кооперации и сотрудничества. Но ведь такие цветы в Украине, к сожалению, растут медленно. И уж если их начнут топтать... — Многие наши культсветочи — в интервью, в публицистических материалах, даже в песнях — не скрывают откровенного разочарования тем, что «не так сталося, як гадалося». Даже не обязательно называть эти имена. Заметно, что у многих из них даже глаза стали больными — откровенное отчаяние. — Считаю, что разочарование в так называемых «революционных идеалах» — это юношеский максимализм, чисто детская реакция. В принципе, оранжевая революция — хороший, просто роскошный урок нам всем. После такого урока нам просто необходимо стать сильными. И это единственный выход, который нас может спасти. Да, состоялась революция. Ее сделали люди, а не политики. Но ведь мы снова по старым стандартам поверили в доброго «царя-батюшку», а этот царь-батюшка «облажался», а мы разочаровались и т.д. и «продолжение следует». А расслабляться нельзя. Просто каждый должен делать свое дело. Вот у меня, например, есть менеджер-администратор. И если он плохо выполняет свои обязанности, я его меняю. Правительство — те же наши коллеги-администраторы. Так может, мы от них слишком зависимы? Но ведь нужно понимать: это люди, которых поставили, чтобы они выполняли определенную работу — именно как наши партнеры. А что получается? Люди шарахаются от полнейшего обожания до полнейшего критиканства. Сегодня, например, даже среди журналистов прослеживается определенная тенденция. Есть журналисты с маленькой буквы «ж» (это не о вас). Оказывается, у них сейчас просто модно критиковать, если человек что-то делает... И, пожалуй, уже за это его стоит умело «подколоть»... Спрашиваю некоторых: «А почему вы законченных мерзавцев не критикуете?» — «Так это моветон, это уже неприлично...» Вот так благодаря «моветонам» мы и находимся в культурной и политической яме. И тот же Майдан — это урок на этапах нашей «учебы». — Какой класс? — Я хочу сказать, что люди, пребывавшие тогда в эйфории, а сейчас разочаровавшиеся — слабые люди. А остающиеся в строю — это лидеры будущего общества. И они смогут многое сделать, пройдя через «черную яму». «У нас состоялась латиноамериканская революция» — В период последней предвыборной кампании вы в определенной мере сотрудничали с блоком Костенко—Плюща. Они перешагнут через такую яму? Во всяком случае, до парламента они не дошли. — Они поддержали наше видео «Катерина». И наши концертные выступления были именно в формате этого клипа. В принципе, коллектив «ВВ» поддержал все оранжевые силы — и «Нашу Украину», и Костенко—Плюща. Но потом пришлось отстраниться. «Наша Украина» была против. Считаю ошибкой, что во втором туре президентских выборов мы поехали поддерживать Ющенко. Можно было этого и не делать. — Вы говорите об эйфории. А у вас лично какие возникали чувства (может, даже и эйфория), когда пели на сцене рядом с тем же Ющенко? — Когда на сцену вышли Ющенко и Тимошенко, рядом с ними появились еще и другие люди... И тогда мне стало понятно, что именно происходит. Уже когда проходила инаугурация, я по своим делам уехал из страны. На Майдане мы сказали именно то, что тогда нужно было. Но попасть в камеры телекомпании СNN — не было нашей целью. Кстати, первый концерт в поддержку Ющенко у нас состоялся в Керчи. Дальше — Восточная Украина. И там было не настолько плохо... Также мы были на Певческом поле, когда Виктор Ющенко «шел в президенты». Позже, когда выступали во Львове, пришло осознание того, что у нас — «реальная» латиноамериканская революция! То есть это какие-то вариации на тему романтичного Че Гевары с рок-энергией, умноженной на десять. Мне все эти моменты очень близки. Может, потому, что у меня внутренняя так называемая французско-демократической «формация». А французы вообще очень романтизируют этот момент революции. Вот и у нас в чистом виде была именно латиноамериканская или французская революционная мечта. Глаза горят, никто не умирает, во всем прослеживаются красивые кинематографические фрагменты. Однажды я общался с французскими журналистами, и они сказали, что украинцы воплотили мечты восставших студентов 1968 года. Но сделали это намного лучше французов. — Не знаем, как французы, однако многие наши люди, украшенные в те дни оранжевыми лентами, значками, иллюзиями, сейчас могли бы у вас как у «рок-пророка» спросить что-то вроде: «А как же нам дальше жить?» Вновь тема растерянности... — А о таком и спрашивают. Просто не надо никого обожествлять. Я на самом деле практичный человек. И посоветовал бы всем очень практично относиться к некоторым вещам. Да, быть может, не совсем понятно, что дальше... Может, даже придется «сливать воду»? Задушили же в 1968 году ту самую французскую революцию. Но в принципе буржуазное общество там более или менее самоорганизуется. Может, и у нас оно как-то организуется? Посмотрим. — О чем вам сегодня хотелось бы написать — песню, мелодию, стихотворение? Какая тема? — Вообще пишется теперь как-то хаотично. Ведь творческий процесс требует углубления, самопогружения. А сейчас пошел период, напоминающий «мясорубку». По моим «рубленым» текстам это можно проанализировать. Вот появилась песня. Но проходит время, и для нее уже нужна другая обработка. Начинаешь аранжировку — песня становится другой. Поэтому сегодня заметен диджейский подход к песням. Сейчас выпускаем альбом, который, быть может, станет последним альбомом классического «ВВ», где песня является некой глыбой, как, например, «Катерина». Теперь другая временная динамика. Это раньше у нас было времени вдоволь. Мы сидели на кухне, пили кофе, портвейн, курили «Беломор», сочиняли песни... — Если говорить о чисто песенных делах, то вы сегодня как-то чрезвычайно корректны и сдержанны, никого не критиковали — ни Сердючку, ни Поплавского... — Это уже моветон! — Ну, тогда, может, все-таки согласитесь наконец получить звание «заслуженного»? Хотя Лина Костенко и сказала в свое время: «Я политическую бижутерию не ношу...» — Я, может, и возьму своего «заслуженного». Но тогда, когда Басков откажется от звания «народного артиста Украины». — Вас часто сегодня приглашают с концертами в Москву? — Когда на дворе был 2004 год и Майдан еще не «прогнозировался», мы подписали контракт на выступления в московском клубе «Парижская жизнь», который расположен на Петровке, 38, — рядом с «ментами». Пришла осень 2004-го. В России запрещен оранжевый цвет. Милиция забирает людей в оранжевой одежде — прямо на улице. Все по-серьезному! И мы, значит, стоим на московской сцене, начинаем понемногу петь о любви... Но уже на третьей-четвертой песне в финале звучит: «Ющенко! Ющенко!» Потом у нас инаугурация прошла. Мы в тот же клуб весной 2005 года приезжаем. И вот играем-играем, а после каждой песни: «Ще не вме-е-е-рла У-у-україни...» В России вообще какие-то странные вещи происходят. Любой их канал включаешь — и в новостях: «Украина... Украина...» И чем негативнее оценка Украины в их СМИ, тем чаще нас приглашают в Белокаменную. «Галя — наш сексуальный образ, а Катерина — эпический» — О «времени» вы сказали, а сейчас о «себе» — в частности, о видео «Катерина»: как идея возникла? Ведь песне уже хороший десяток лет, а вы к ней вернулись только сейчас и даже решили экранизировать в «батальном» стиле. — У наших аудиовизуальных средств массовой информации имеется одна проблема — «формат» или «неформат». От решения этой проблемы зависит появление той или иной композиции в эфире. Понятно, что музыканту необходимо искать какие-то компромиссы, лишь бы звучать на радио, на ТВ. И «ВВ» обычно представляют свои произведения в этих эфирах. Но это, так сказать, только одна наша творческая сторона. Это именно те песни, которые могли бы звучать на современном радио, — «Весна», «День народження» и т.д. Но ведь многое остается «за бортом» альбомов и эфиров. Это преимущественно хард-роковые песни. Подобная ситуация, кстати, во всем мире, когда одни песни в ротации, а другие — на сцене. Так, как и при Союзе, — все слушали Deep Purple, а со сцены лилось «Ленин, партия, комсомол». Вот потому-то и наша песня «Катерина» в свое время оказалась «за бортом». И только на концертах во Франции мы часто исполняли эту композицию. — Сначала почему-то показалось, что «Катерина» — это посвящение Катерине Ющенко-Чумаченко... — Отнюдь. Это архетипное имя. Еще от Шевченко, а то и намного раньше. Ну, и потом у меня мама Катерина! И это имя всегда ассоциируется с Украиной! — Ведь еще и Галя имеется. — Галя — наш сексуальный образ. А Катерина — эпический. — Сюжетную линию видео о Катерине вы создавали сами? — Когда смотрел фильмы о Советской армии, о событиях 1920-х годов Гражданской войны, то иногда думал: а почему советские красноармейские песни так похожи на украинские? Потом узнал, что многие народные казацкие песни переведены на русский язык и их просто украли у нас! Существуют даже доказательства тому. Потом, когда глубже начал изучать историю, узнал, что белогвардейцев не Красная армия побила, а именно УНР. (Красная Армия в то время «гарцевала» по Сибири.) А все основные войны шли именно у нас. Есть одна известная наша архетипическая песня, на мотив которой позже сочинен был «Поручик Голицын». Оказывается, эту песню не Звездинский написал, а украинец. Кстати, офицер белой армии (он потом эмигрировал). Вот у нас и возникло желание создать народно-эпическую композицию... Использовали блюзовую манеру — и получился эдакий «микс». Когда думали, какой сюжет выбрать (для клипа), то, понятно, захотелось просто проиллюстрировать песню, а не прибегать к абстракции. Не думаю, что все активно передалось в видеоверсии, но мы старались... У меня, если вы знаете, имеется опыт работы в театре — в «Наталке Полтавке» (у франковцев), поэтому пригласил для работы Людмилу Нагорную, которая, наверное, самый лучший специалист в Украине по украинскому костюму. А по военным костюмам нас консультировал Ярослав Тинченко. — Почему все-таки в вашем сюжете украинцы дерутся с белогвардейцами? — Так ведь Красная армия в этом сюжете вообще не предусмотрена. В принципе у УНР с Красной армией боев как таковых не было. Основная война велась с белой армией. — А Щорс? А Боженко? Тема эта не столь однозначна... И почему-то возникает вопрос, не стал ли микрофильм о Катерине эдаким трамплином перед какой-то будущей вашей киноработой? На таковую можно надеяться? — Я сам проводил кастинг. Сам осматривал места съемок — Пирогово и Чапаевку. Вообще-то наша идея довольно проста: якобы имеется где-то большой блокбастер, а с него просто сделали нарезку — трейлер (с озвучкой). Только у нас все наоборот — фильма нет, а трейлер на него существует. Может, в самом деле, когда-нибудь по неизведанным законам магических ритуальных действий еще возникнет и полнометражная «Катерина»? Ведь наряду с Романом Бондарчуком я работал и в качестве сорежиссера проекта. Если иметь опцию «вторая жизнь» или своего двойника активизировать — то в самом деле можно и кино снять, и спектакль сделать, и даже научиться в балете танцевать... «Подервянский отказался играть Пилата, так как Булгаков — украинофоб» — Можно общий вопрос (в контексте ваших киномечтаний): как бы вы диагностировали состояние современного украинского кинематографа — с позиции музыканта, кинозрителя? Пусть даже это будет не ответ, а просто монолог на заданную тему. — Как понимаю (а я понимаю довольно узко в своем спектре), в украинском кино стоит поставить оценку пять с плюсом нашим операторам. А вот с режиссерами, по-моему, вопрос проблематичный. Впрочем, как и со сценаристами. И где-то на «четверку» у нас монтаж. Наши режиссеры и продюсеры еще не понимают, что 50% успеха фильма зависит исключительно от удачного монтажа. Когда начинаем работу, то я всегда предупреждаю режиссера: «Возможно, ты и не будешь монтировать...» Это совершенно другая профессия. Это особое ощущение киноритма. Я предупредил и Романа Бондарчука, что будет перемонтаж. Он в этом смысле оказался очень терпимым человеком. — А почему вы, человек острый на язык, ничего не говорите о последних наших киноэпохалках — фильмах «оранж»-категории? — От друзей я много слышал об этих фильмах. Но даже не стремился их увидеть. Ни «Прорвемся», ни «Оранжевое небо», ни «Оранжлав». Поскольку более-менее представляю, о чем там... Более-менее красивая картинка. Может быть, даже неплохая режиссура. Но полнейшее отсутствие истории. Поэтому до сих пор самый лучший украинский фильм — «Тени забытых предков». — Не так давно вы каким-то боком подходили к Лесю Подервянскому и предлагали ему сделать совместный проект. Эта тема еще актуальна? — Была одна сумасшедшая идея на фестивале Булгакова полтора года назад... Виталий Малахов предложил мне одну из глав из «Мастера и Маргариты». И я, в свою очередь, предложил г-ну Подервянскому, чтобы мы сыграли эпизод встречи Иешуа с Пилатом. То есть он играет Пилата, у которого всегда болит голова с похмелья, а я — Иешуа (и параллельно «Иисус Христос — Суперзвезда» с гитарой). Но Лесь гневно отказался, аргументировав это тем, что Михаил Булгаков ненавидел все украинское и вообще был украинофобом. — А результатами работы на сцене Театра Франко — образом Макогоненко в «Наталке Полтавке» — вы довольны? Как вообще вы чувствуете себя на драматической сцене? — В любом творческом процессе нужно сначала что-то сделать, потом закрепить это, а дальше снова продолжать. Мы сыграли более 20 спектаклей «Наталки». И этот «выстрел», на мой взгляд, оказался удачным. Я человек из профессионального шоу-бизнеса. И моя философия такова: если ты что-то делаешь, то это нужно не то чтобы коммерциализировать (или продавать), а нужно этот продукт эксплуатировать максимально! То есть для меня определенный творческий результат должен «стрелять» еще и с максимальным КПД. Может, это мое инженерное образование таким образом откликается? Мы сделали хороший спектакль. И он идет дважды в месяц с постоянными аншлагами. Потом я начал общаться с администрацией, предложив им снять профессиональное видео «Наталки», а дальше поехать с коммерческими гастролями по Украине, и не только. Однако администрация к этому еще не готова. Не потому, что не желает. Просто театр — это большая постсоветская структура, которая не способна переформироваться на современную менеджерскую основу. Я уже был готов за свои деньги снять этот спектакль. Но в театре ответили: «Не надо, у нас есть две камеры VНS, мы сами снимем». Полагаю, такая съемка, к сожалению, не будет иметь ни художественной, ни документальной ценности. Спектакль на DVD — это отдельная большая работа. Еще одну попытку хочу сделать в январе—феврале, то есть предложить театру свою идею DVD-версии — уже через спонсоров. А если не получится, то придется распрощаться с театром. В артгалерее на Андреевском спуске, 2-б, проходит фотовыставка, посвященная 20-летию «ВВ». Представлено около 250 фотографий, по мнению Олега Скрипки, обладающих особой артценностью. Из них только четыре снимка непосредственно Олега, который говорит: «Песня очень летящая: спел, исчезла — и все. А визуальный ряд более фиксирован». На выставку приглашены все фотографы, которые снимали жизнь «ВВ» в различные творческие периоды группы. Фотографии разножанровые. На многих из них — быт, закулисная жизнь «ВВ», многие из этих снимков раньше не печатались в журналах и газетах.

Тэги:

Комментарии

Выбор редакции
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
Вспоминая «антинародный режим» Януковича
Вспоминая «антинародный режим» Януковича
В США сравнили Евромайдан с восстанием диких животных
В США сравнили Евромайдан с восстанием диких животных
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
Усик может стать новым президентом Украины?
Усик может стать новым президентом Украины?
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
fraza.ua
Бывший футболист киевского «Динамо» признан… самым популярным политиком Грузии
Бывший футболист киевского «Динамо» признан… самым популярным политиком Грузии
Бывший футболист киевского «Динамо» признан… самым популярным политиком Грузии
Бывший футболист киевского «Динамо» признан… самым популярным политиком Грузии
Часы нардепа-оппозиционера стоят больше, чем 2 тысячи минимальных пенсий в Украине
Часы нардепа-оппозиционера стоят больше, чем 2 тысячи минимальных пенсий в Украине
Известный хирург рассказал, есть ли у Анастасии Заворотнюк шанс выжить
Известный хирург рассказал, есть ли у Анастасии Заворотнюк шанс выжить
Трамп поставил автограф на стене с Мексикой
Трамп поставил автограф на стене с Мексикой
В Киеве обезвредили вооруженного спецназовца, угрожавшего взорвать мост Метро
В Киеве обезвредили вооруженного спецназовца, угрожавшего взорвать мост Метро
В Киеве прямо под носом у Зеленского произошли стычки с полицией
В Киеве прямо под носом у Зеленского произошли стычки с полицией
В Индии у мужчины вырос «адский рог» (18+)
В Индии у мужчины вырос «адский рог» (18+)
На пляже под Одессой пополз грунт. Люди чудом остались живы
На пляже под Одессой пополз грунт. Люди чудом остались живы
В Донецкой области школьники избили старика ногами и лопатой по голове
В Донецкой области школьники избили старика ногами и лопатой по голове
В Днепре из-за нерадивых коммунальщиков озеро залили нечистотами и химией
В Днепре из-за нерадивых коммунальщиков озеро залили нечистотами и химией
fraza.ua

Опрос

Кого первым надо посадить в тюрьму?