ТОП:
Итоги 2014 года: куда пришла Украина

Подведение итогов уходящего года — не всегда простая, да и не особо приятная задача. Сложно смотреть с оптимизмом в будущее, когда приходится констатировать неутихающий военный конфликт, глубокое падение экономики, растущий госдолг и дефицит бюджета, ускорение темпов инфляции, стремительную девальвацию гривны и кризис в энергетической сфере.

Даже в Кабинете министров не отрицают, что падение ВВП по итогам 2014 года составит не менее 7%. С этим соглашаются и международные эксперты и аналитики: в агентстве Moody’s уверены, что ВВП снизится за год на 8%, в МВФ чуть более оптимистичны — на 6,5%.

С индексом потребительских цен ситуация тоже не лучше: уже за 11 месяцев по данным Госстата темпы инфляции превысили 21%. Соответственно, по итогам года можно ожидать 22-25%. И это тоже вполне конкретный прогноз Национального банка.

Особенно учитывая девальвацию, к которой вплотную привязан рост цен. А ведь гривна с начала года ослабела на 100%. И в НБУ не дают особых надежд на ее укрепление, невзирая на то, что Кабмин выстраивает бюджет на средневзвешенном курсе в 17 грн/долл. На укрепление гривны нет ни ресурсов, ни действенных рычагов. Так, уровень золотовалютных резервов продолжает обновлять исторические минимумы, составив к началу декабря более 9 млрд долл.

Разумеется, от столь негативных тенденций страдают и население, и бизнес. В частности, промпроизводство в январе-ноябре 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, сократилось на 10,1%. И за весь 2014 год мы вряд ли увидим темпы сокращения производства менее 10% — ведь только в ноябре его падение составило 16,3%.

В итоге имеем не только недобор в доходную часть бюджета (поступления в январе-ноябре 2014 года оказались на 6,8% меньше плана), но и диспропорции во внешней торговле. Даже невзирая на поддержку экспортеров девальвирующей гривной, внешнеторговый баланс за 9 месяцев 2014 года составил минус 3,6 млрд долл., в том числе, по товарам — минус 4 млрд долларов.

А если принять во внимание, что правительство ожидает и в 2015 году сохранение негативного платежного баланса на уровне 1,5-2,5 млрд долл., ожидать положительного сальдо по итогам 2014 года однозначно не стоит.

В то же время, если не сделать должных выводов, то и 2015 год вряд ли будет более простым. Несомненно, стране все также придется бороться за восстановление территориальной целостности, очистку системы государственных финансов и оздоровление банков, промышленности. Однако правильно вынесенные из 2014 года уроки позволят быстрее выкарабкаться из рецессии и ликвидировать ее последствия. Главное, подойти к усвоению этих уроков как можно серьезнее.

Дефицит госбюджета и долговая нагрузка

Виктор Пинзенык, член парламентского комитета по вопросам бюджета:

— Фундаментальная ценность бюджета — это его способность выполнять предусмотренные им же обязательства. Однако постоянное залезание в долги привело к тому, что украинское правительство не может брать в долг, а бюджетный дефицит достигает критических значений. Например, по итогам 2014 года он составит около 15% ВВП или свыше 200 млрд грн.

Да, представители Кабинета министров называют цифру в 68 млрд грн, но забывает сказать о 110 млрд грн дефицита «Нафтогаза». Забывают добавить 20 млрд грн, которые выделены на капитализацию банков, на возврат кредитов. А если вспомнить сотни законов, которые принимались десятки лет и не выполнялись, но их нормы все равно действуют, то мы выйдем на цифру публичных расходов в размере 66% ВВП.

Так что дефицит бюджета — это главный вызов, который стоит перед страной, и на который мы должны реагировать. Решает ли эту проблему представленный проект бюджета на 2015 год? Большой вопрос. Так, если посмотреть на заложенный объем дефицита в 64 млрд грн, он выглядит сравнительно небольшим.

Но в украинских реалиях нельзя оценивать дефицит как разницу расходов и доходов, поскольку большая часть издержек правительства осуществляется «за кассу». И эти издержки не отражены в бюджете. Например, в статье «финансирование по активным операциям» предусмотрено 88 млрд грн. Это и есть часть упомянутой кассы, за счет чего дефицит моментально вырастает до 152 млрд грн.

Кроме того, в проект внесены беспрецедентные статьи, которые позволяют правительству увеличивать расходы сверх объемов, предусмотренных Законом «О государственном бюджете». Соответственно, здесь тоже заложена угроза дальнейшего прироста дефицита.

При этом Кабмин де-факто превращает Национальный банк в департамент Министерства финансов. Хотя в украинском законодательстве есть прямая норма, которая запрещает монетарное финансирование дефицита бюджета, которое уже достигло 10% ВВП.

Так что правительство до сих пор не предложило решений, которые бы позволили сбалансировать бюджет. Есть лишь частичные косметические изменения в сфере доходов. Но не более того.

Энергетическая безопасность страны

Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital:

— Проблемы, с которыми столкнулись украинская экономика и энергетика, пожалуй, самые сложные за 20 лет. Но если посмотреть на баланс мощностей, то очевидно, что угольная генерация все еще остается одной из самых важных. Соответственно, в данной ситуации нужно наращивать запасы угля. Ведь с похолоданием потребление электроэнергии увеличивается. Соответственно, если ударят морозы, то спрос на электроэнергию будет намного больше, и при существующем дефиците энергоносителей будут увеличиваться интервалы веерных отключений. Будут либо чаще отключать, либо на более длительное время.

Самый простой с технической точки зрения путь — это брать уголь на Донбассе, но насколько я понимаю, он сейчас неосуществим. Все остальные варианты могут рассматриваться как альтернатива. Брать уголь в РФ тоже не очень получается, Нам еще предлагали казахстанский уголь, но и он не очень подходит. Есть варианты закупки угля в Австралии, Южной Америке, Южной Африке, возможно, в Китае. Но как видим, решение пока что так и не найдено.

В идеале же нужно вкладывать деньги в переоборудование наших антрацитовых электростанций на то, чтобы они могли сжигать более универсальный уголь, который добывается на неоккупированной территории Украины. Или тот, который можно завозить из дружественных нам стран: Польши, Германии.

Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований:

— Ключевые проблемы украинской энергетической отрасли сегодня — дефицит угля и связанные с ним веерные отключения. Проблема номер два — дефицит нефти и газа, который возрос сначала года в 8 раз.

Ситуация с тарифами, которые нужно повышать — проблема номер три. Но для их пересмотра государству нужно решить вопрос с субсидиями. А в нынешний реалиях потребуется большое количество денег, что вновь приведет к девальвации и отправит «Нафтогаз» по кругу существующих проблем (дефицит, долги и т.д.).

Кроме того ошибки при формировании газового баланса на зиму привели к тому, что теперь нам нужно произвести дозакупку почти 5 млрд куб. м.

В итоге, у нас есть два пути: закупать электроэнергию у РФ, либо уголь у нескольких стран (у той же России и где-то за океаном). Либо налаживать поставки из восточных областей, что неприемлемо для Киева по политическим мотивам, хотя с точки зрения экономики — это самый рациональный шаг.

Есть еще вариант — реконструировать теплоэлектростанции, которые работают на антраците, перевести на использование углей так называемой газовой группы. Это требует финансовых вложений и времени, но год — вполне реальная перспектива для такой реконструкции, которая позволит решить немало проблем с энергогенерацией.

Дерегуляция бизнеса и налоговая реформа

Оксана Продан, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики:

— Если говорить о системных изменениях, направленных на дерегуляцию, то в 2014 году их, к сожалению, не было. Лично для меня показательным стало то, как рассматривался законопроект № 1655-VII «Об изменениях в системе регулирования экономики». Его суть заключалась в том, чтобы в течение года отменить десятки нормы, которые ограничивают бизнес. Закон не был принят, причем его не поддержала часть депутатов из демократических фракций. По моему мнению, это лучшая иллюстрация того, насколько трудно в наших условиях ликвидировать коррупционные барьеры.

Если говорить о налоговых инициативах правительства, озвученных в уходящем году, в таком виде они не имеют шансов на прохождение в парламенте. Основная задача сегодня — добиться того, чтобы привести предложения Кабмина в соответствие с тем, чего требует украинская экономика.

Например, на одном из заседании нашего комитета уже было принято решение рекомендовать Верховной Раде одобрить проект изменений в Налоговый кодекс в первом чтении. Но при условии исключения норм, касающихся бесспорного списания средств, ограничений по отнесению затрат на валовые расходы, возмещения НДС при экспорте зерна, а также в отношении налога на разницу между расходами и доходами физических лиц, налогообложения наследства, увеличения налоговой нагрузки на недвижимости и на пассивные доходы.

Поэтому и у депутатов, и у экспертов будет много работы между первым и вторым чтением. Но нет иных вариантов, кроме как выписать нормы таким образом, чтобы снять все барьеры, ликвидировать «схемы» и создать благоприятные условия для развития бизнеса. В первую очередь, малого и среднего.

Угрозы и риски для банковской системы

Дмитрий Гриджук, председатель правления банка «Хрещатик»:

— Суть проблем, которые испытывает банковская система Украины, не меняется уже несколько лет.

В первую очередь — это сложности с кредитованием реального сектора экономики.

Во вторую очередь — хаотичные и непредсказуемые колебания курса гривны по отношению к иностранным валютам.

В третью — очередь вопрос ликвидности, связанный с капитализацией банков. Ну, и, конечно же, качество активов.

Но самая большая угроза — неопределенность в отношении будущего банков. Сегодня практически невозможно понять, какой банк может выстоять и дальше, ведет честную и открытую работу, а какой несет риски для своих вкладчиков, и уже завтра окажется неплатежеспособным.

Алексей Блинов, начальник аналитического отдела «Альфа-банк Украина»:

— В 2014 году банковская система в полной мере ощутила на себе ухудшение макроэкономической ситуации, девальвацию гривны, отток вкладчиков и рост неплатежей по кредитам.

Например, с начала 2014 года отток вкладов из украинских банков составил 22%. Наиболее ощутимым было «бегство» валютных средств физических лиц, на уровне 40% с начала года. Всерьез вырос уровень проблемной задолженности, так как платежеспособность многих заемщиков из-за кризиса ухудшилась. В этих условиях банки стараются сворачивать кредитную активность за исключением наиболее перспективных направлений. К тому же, банки были вынуждены уйти из Крыма и зоны АТО, что также привело к потере ими немалой доли бизнеса.

Давление обстоятельств ощущают абсолютно все игроки — государственные и частные, иностранные и украинские, надежные и (особенно) ненадежные. В этих условиях крайне важно обеспечить гибкость банковской системы, ее способность самостоятельно реорганизовываться, не требуя при этом средств государства.

В этом контексте одна из насущных задач — трудности с очисткой кредитных портфелей и с выкупом активов у проблемных банков.

Решение данной задачи заключается в выработке и внедрении конструктивных решений в области налогового и прочего регулирования рынка банковских активов, особенно — в вопросах купли-продажи долгов, налогообложения продажи залогов, подходах к списанию безнадежной задолженности. Это позволит сократить госрасходы на выплаты вкладчикам проблемных банков, давая возможность банковской системе исцеляться самостоятельно.

Главный вывод, с которым банковская система входит в 2015 год, — экономическая ситуация остается очень сложной, нужно быть готовыми к любым событиям и работать над оптимизацией бизнеса в условиях сильного бремени внешних обстоятельств.

Пошлины на автомобили и цены

Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров:

— В ближайшие 15 лет на пересмотр пошлин рассчитывать не стоит. Это огромная ложь, что Ассоциация с Евросоюзом что-либо изменит для покупателей. Автопром изначально «пробил» переходной период на 10+5 лет, во время которого пошлины меняться не будут. Это заложено в самом тексте соглашения, и не нужно верить тем, кто обещает якобы отмену сборов.

Поэтому и о снижении цен на новые автомобили можно говорить лишь при условии, что власти пойдут на сокращение налоговой нагрузки. Однако, еще с апреля 2014 года правительство на 100% увеличило акциз на авто, и пока что о его пересмотре нет информации.

Безусловно, мы будем бороться за отмену спецпошлин, или хотя бы уменьшить их размер, будем добиваться и отмены сбора в Пенсионный фонд. Но если эти попытки окажутся безуспешными, то цены останутся стабильными, а продажи — низкими.

Например, сейчас рынок новых авто по своему объему откатился на 15 лет назад (до 1999 года), когда в Украине не присутствовали представительства европейских автопроизводителей. И это очень опасная тенденция, поскольку при дальнейшем сокращении импорта года через 2-3 иностранные представительства могут задуматься об уходе.

Это мы видим на примере России, где рынок уменьшился только на 30%, а импортер Seat уже заявил, что с 2015 года компания намерена покинуть РФ. В Украине же только за 2014 год падение продаж составит почти 100% по сравнению с годом предыдущим.

Тэги: Украина, экономика, Донбасс, Война

Комментарии

На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
УПЦ отлучила двух священников, участвовавших в «объединительном соборе» по автокефалии
УПЦ отлучила двух священников, участвовавших в «объединительном соборе» по автокефалии
Появились фотографии с места крушения истребителя на Житомирщине
Появились фотографии с места крушения истребителя на Житомирщине
В Киеве задержали мужчину, который приставал к детям со странными предложениями
В Киеве задержали мужчину, который приставал к детям со странными предложениями
Предстоятель ПЦУ Епифаний рассказал, что теперь будет с митрополитом Онуфрием
Предстоятель ПЦУ Епифаний рассказал, что теперь будет с митрополитом Онуфрием
Известный интернет-новатор умер от передозировки наркотиков
Известный интернет-новатор умер от передозировки наркотиков
В Киеве нашли труп бомжа – его зверски избили (18+)
В Киеве нашли труп бомжа – его зверски избили (18+)
В Киеве мужчина покончил с собой, прыгнув с пятнадцатого этажа
В Киеве мужчина покончил с собой, прыгнув с пятнадцатого этажа
Видеоправда про «объединительный собор»: свезенные за счет власти и раскольников, без икон и молитв, неправославные
Видеоправда про «объединительный собор»: свезенные за счет власти и раскольников, без икон и молитв, неправославные
Митрополит Онуфрий: Молодые украинцы — надежда нашей нации
Митрополит Онуфрий: Молодые украинцы — надежда нашей нации
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?