Ученые нашли следы жизни на Марсе
Большие территории северного полушария Марса в прошлом занимал гигантский океан, питаемый реками и ручьями, которые возникали в результате обильных осадков. С таким утверждением выступили авторы новой глобальной топографической карты Красной планеты опубликованной в журнале Journal of Geophysical Research - Planets. Новая карта была составлена группой ученых из нескольких американских университетов. Они разработали компьютерный алгоритм анализа снимков поверхности Марса, с помощью которого исследователям удалось выявить гораздо более разветвленную и обширную сеть долин и каналов на поверхности планеты, чем считалось прежде, пишет Корреспондент. Общая протяженность этой системы, некогда наполненной жидкой водой, более чем в два раза превышает предыдущие оценки ученых, составленные еще в середине 1990-х годов. Сеть долин на Марсе была обнаружена еще в 1970-х годах в результате миссии космической станции NASA Mariner 9. С тех пор ученые не могут сойтись во мнении, отражает ли эта система следы, оставленные потоками жидкой воды, выпадавшей осадками на планете, имевшей некогда теплый и влажный климат. Или же она была сформирована в результате эрозии, вызванной медленным истощением подземных запасов жидкой воды, как это могло быть в случае холодного и сухого климата на Марсе в прошлом. Авторы новой работы, профессор Вэй Луо и Томас Степински, полагают, что их открытие существенно упрочняет позиции первой гипотезы и свидетельствует в пользу наличия в прошлом на Марсе не только потоков жидкой воды, но и целого океана, занимавшего большую часть северного полушария планеты. «Наши данные говорят о том, что на Марсе в прошлом выпадали мощные осадки в виде дождя, которые подпитывались испарением воды с поверхности обширного северного океана, занимавшего примерно треть всей поверхности планеты», - говорит Луо. В пользу этого говорят многочисленные низменности в северном полушарии Марса, тогда как южное полушарие, напротив, несет на себе возвышенности. В результате такого распределения водных ресурсов климат в этой части планеты был резко континентальным - сухим, а большая часть осадков выпадала на границе океана и суши, в районе экватора.

Тэги: