Над Европой повышен радиационный фон. Украина начала собственное расследование утечки рутения-106

Сегодня, 10 ноября, в ряде средств массовой информации, появилось сообщение от Института ядерной безопасности Франции (IRSN) о повышении радиационного фона над Европой. Как сообщили журналистам «Фразы» в пресс-центре EUAXIS , украинские эксперты устанавливают возможные причины повышения радиационного фона, работают группы реагирования экспертов и проводятся замеры.

На данный момент в IRSN предполагают, что причиной мог стать выброс рутения-106 на ядерном объекте в России или Казахстане.

Эксперты сообщают, что в настоящее время фиксируется повышенный радиационный фон и на территории Украины. Глава мониторинговой миссии МАГАТЭ по радиологическим аспектам Александр Коноплев подтвердил, что Украиной проводится собственное расследование по установлению причин появления рутения-106.

«Очевидно, что где-то произошел точечный концентрированный выброс радиоактивных веществ. Установить точное место и причины — самый актуальный вопрос. Для этого задействовали силы группы быстрого реагирования: проводятся выезды в точки возможного выброса на территории Украины для проведения замеров. Повышенный радиационный фон фиксируется в Шостке (Сумская область) и Калиновке (Винницкая область), но замеры не показали там рутения. У МАГАТЭ нет подтверждений, что источник загрязнения находится в России — у них изначально была низкая концентрация вещества. Так что говорить о том, что российские предприятия стали источникомрадиоактивного рутения — спекуляция», — заявил Коноплев.

«Наибольшее количество радиоактивного изотопа приборы зафиксировали в воздухе, меньшее — в почве и водоемах. Это свидетельство того,
что загрязнение носит воздушный характер и выброс произошел в атмосфере. Пока нельзя исключать, что произошла авария спутника. Это подходит под предполагаемые характеристики загрязнения: локальный концентрированный выброс над поверхностью земли. Кроме того, в двигателях спутника используется плутоний — исходное вещество, из которого образуется рутений, который не встречается в чистом виде в природе. Пока никто из производителей не заявлял о ЧП со своими спутниками», — отметил Коноплев.

Сотрудники IRSN начали расследование после первых сообщений о фиксации радиоактивного изотопа в воздухе. Наибольшая концентрация уровня загрязнения составила от 100 до 300 терабеккерелей (ТБк). В IRSN уточнили, что если бы подобное случилось во Франции, то потребовалось бы принять меры по защите населения в радиусе нескольких километров от места утечки.

Исключена версия об аварии на ядерном реакторе, поскольку тогда рутений сопровождался бы другими радионуклидами. По этой же причине в IRSN считают, что загрязнение не связано с падением спутника. Основная версия происхождения рутения-106 — утечка на объекте по переработке ядерного топлива или на объекте медицинского профиля, где используют радиоизотопы.

В то же время российские атомщики опровергали вероятность того, что рутений в воздухе появился из-за аварии на одном из их предприятий. По данным радиационного мониторинга Росгидромета, рутений-106 не был обнаружен над территорией России (за
исключением Санкт-Петербурга).

Глава Правления Венгерской Инженерной Академии Жужа Сентдерди, сообщил, «невзирая на это, в сообщениях СМИ сразу появились догадки, что изотопы проникли в воздух с территории России, российские ведомства надлежаще тщательно рассмотрели этот вопрос, и российские заявления полностью совпадают с сообщением МАГАТЭ и венгерского регулятора: данные выбросы никак не связаны с ядерным топливным циклом. К тому же показатели в России концентрации Ru-106 — 115 microBq/m3 на два порядке меньше, чем в Украине, Италии или Словении».

Опровержение об утечке сделал Казахстан. В Институте радиационной безопасности и экологии, базирующемся в Курчатове (бывший центр закрытого Семипалатинского ядерного полигона) Национального ядерного центра журналисту Радио Свободы сообщили, что казахстанским исследователям неизвестно об авариях на объектах с ядерной инфраструктурой внутри страны.

«Если бы произошла авария на каком-нибудь объекте ядерно-топливного цикла, то в атмосфере был бы не только рутений. Скорее всего, это говорит о том, что была авария на предприятии, которое занимается изготовлением именно радиоизотопов, в медицинских и
исследовательских целях. В Казахстане это Институт ядерной физики в Алматы, но там аварий не было», — сказал замдиректора филиала Института радиационной безопасности и экологии Асан Айдарханов, курирующий вопросы воздушного мониторинга.

Рутений — элемент восьмой группы пятого периода периодической системы химических элементов, атомный номер — 44. Простое вещество рутений — переходный.

Как сообщала «Фраза», летом 2008 года СМИ сообщили о том, что здание Киевской городской государственной администрации на Крещатике, 36, оказалось единственным из исследованных точек города, где радиационный фон превышает норму и представляет угрозу для здоровья людей.

В конце 2015 года на Ленинградской АЭС в РФ произошел разрыв трубки на деаэраторной установке, что привело к выбросу пара в атмосферу. Глава станции Владимир Перегуда заявил, что радиационная и дозиметрическая обстановка осталась в норме.

В марте 2017 года в аэропорт Гомеля рейсом из Армении через Беларусь в Болгарию прибыл грузовой самолет, в котором находился груз в виде ящика с маркировкой об ионизирующем излучении. Начальник управления пограничного контроля Государственного пограничного комитета Беларуси Олег Ляшук доложил, что уровень радиационного фона груза превышал допустимый в 250 раз.

Летом того же года СМИ сообщили о том, что украинские АЭС вскоре придется выводить из эксплуатации, так как половина действующих энергоблоков уже выработала проектный ресурс.

7 сентября в результате слияния двух крупнейших групп солнечных пятен на Солнце произошла самая мощная вспышка за последние 12 лет. При этом от Солнца к Земле направился поток протонов, способных вызвать небольшое повышение радиационного фона.

В октябре 2017 года появилась информация о том, что в воздухе Украины было зафиксировано повышение радиоизотопа «Рутения-106».

Тэги: радиация, ученые, Украина, Европа, исследования, наука