Американские ученые раскрыли механизм превращения в зомби. К счастью, пока лишь только муравьев

Исследователи из Университета Центральной Флориды выяснили, что гриб-паразит кордицепс, превращающий муравьев в зомби, захватывает контроль над биологическими часами своих жертв. Как выяснили журналисты «Фразы», это позволяет ему управлять поведением насекомых и распространять споры.

Как сообщает Phys.org, зараженные кордицепсом муравьи уходят из своих гнезд, поднимаются по таким растениям, как испанский мох или сосна, и умирают. Из их головы вырастает плодовое тело гриба, который распространяет свои споры на большие расстояния, захватывая нервную систему новых насекомых.

Ученые проанализировали активность генов грибковых культур, которые росли на питательной среде сначала при постоянном свете в течение 48 часов, а затем в течение пяти дней при 24-часовом суточном цикле. Оказалось, что в организме гриба наблюдались цикличные изменения в концентрации транскрипционных факторов — молекул, контролирующих активность ДНК. Их содержание достигало пика в светлое время суток. Кроме того, ночью повышалось количество различных ферментов, токсинов и небольших биологически активных компонентов.

Таким образом, влияние кордицепса на организм жертвы определяется временем суток, что делает поведение зараженного муравья зависимым от биологических часов гриба. Ученые планируют выяснить, как именно захват циркадных ритмов насекомых позволяет паразиту манипулировать жертвой.

Циркадными ритмами называют циклические колебания в интенсивности различных биологических процессов из-за смены дня и ночи.

Как сообщала «Фраза», летом 2015 года японские ученые обнаружили, что осы-паразиты Reclinervellus nielseni превращают пауков Cyclosa argenteoalba в лишенных собственной воли зомби и заставляют их ткать сверхпрочные паутинные домики для своих личинок, после чего пауки умирают.

Тогда же японские ученые допустили, что некоторые гусеницы превращают муравьев в своих слуг с помощью определенных «наркотиков».

Тэги: паразит, насекомые, муравей, зомби, гриб