Ученые обнаружили недостающую половину Вселенной

Международная группа исследователей обнаружила недостающие 50% видимого вещества во Вселенной. Как выяснили журналисты «Фразы», согласно выводам исследователей, материя плотно упакована между галактиками и галактическими скоплениями.

Как сообщает Lenta.ru, согласно космологической модели Lambda-Cold Dark Matter (ΛCDM), Вселенная более чем на 95% заполнена темной материей и темной энергией. Обычная (барионная) материя, состоящая из протонов и нейтронов, составляет лишь 4,6%. Однако наблюдения показывают, что в звездах, межзвездной среде и горячем газе галактических скоплений (кластеров) содержится лишь 50% теоретического количества барионной материи.

Материя во Вселенной образует трехмерную сеть, узлы которой сформированы под воздействием сил гравитации. Эти узлы, состоящие из галактик или крупных галактических скоплений и темного вещества, связаны нитевидными структурами. Результаты гидродинамического моделирования показали, что именно между галактиками и кластерами должна находиться недостающая часть обычной материи. Ее называют тепло-горячей межгалактической средой (WHIM). Однако ее трудно обнаружить из-за очень низкой плотности.

Исследователи проанализировали данные, полученные орбитальной обсерваторией Planck, предназначенной для изучения космического микроволнового фона (реликтового излучения или CMB), оставшегося после того, как Вселенная стала прозрачной для теплового излучения. Ученые искали изменения в фоне, вызванные прохождением CMB-фотонов через тепло-горячую межгалактическую среду, которая могла бы располагаться между яркими красными галактиками (Luminous Red Galaxies). Такое явление называется эффектом Сюняева — Зельдовича.

Всего было изучено 260 тысяч галактик. Оказалось, что в нитевидных структурах между ними барионная материя в несколько раз плотнее, чем в среднем во Вселенной.

Вселенная — не имеющее строгого определения понятие в астрономии. В основу теоретических объяснений и описаний Вселенной положен космологический принцип, суть которого в том, что наблюдатели, независимо от места и направления наблюдения, в среднем обнаруживают одну и ту же картину. Сами теории стремятся объяснить и описать происхождение химических элементов, ход развития и причину расширения, возникновение крупномасштабной структуры.

Первый значительный толчок в сторону современных представлений о Вселенной совершил Коперник. Второй по величине вклад внесли Кеплер и Ньютон. Но поистине революционные изменения в наших представлениях о Вселенной происходят лишь в XX веке.

На данный момент известной, что Вселенная на 75% состоит из водорода, на 23% из гелия и на 1,5% — из кислорода и углерода. Плотность материи во Вселенной составляет 10−29г/см3. Из них темная энергия составляет 68,3 %, еще 26,8% составляет темная материя и 4,8% — барионное вещество.

Так выглядит крупномасштабная структура Вселенной в инфракрасных лучах с длиной волны 2,2 мкм — 1600000 галактик, зарегистрированных в Extended Source Catalog. Яркость галактик показана цветом от синего (самые яркие) до красного (самые тусклые). Темная полоса по диагонали и краям картины — расположение Млечного Пути, пыль которого мешает наблюдениям с Земли.

Как сообщала «Фраза», осенью 2009 года специалисты NASA установили, что наша Вселенная, сверкающая россыпями звезд, вихрями галактик и оранжевым светом солнц, обладает собственным цветом. Полученный цвет, который исследователи назвали «космическим латте», является одним из оттенков бежевого.

Весной 2010 года американский физик-теоретик Никодем Поплавски предложил теоретическую модель, согласно которой наша Вселенная есть внутренность черной дыры, расположенной где-то в объемлющей Вселенной.

В апреле 2015 года физики из Индии, Австрии и Японии представили расчеты, которые не исключают того, что Вселенная может быть голограммой. В данном случае голографический принцип утверждает, что для математического описания вселенной достаточно информации, которая содержится на ее внешней границе.

Летом 2016 года исследователи, работающие в астрономической службе The Baryon Oscillation Spectroscopic Survey, обнаружили аномалию в расширении Вселенной — парадокс, который может служить свидетельством аномальных свойств темной энергии.

В июле 2017 года физик Тони Падилле из Ноттингемского университета (Великобритания) оценил количество элементарных частиц в наблюдаемой Вселенной (кроме фотонов и нейтрино). По подсчетам ученого эта цифра составляет 3,28 на десять в 80 степени.

Тэги: ученые, Вселенная, галактика, космос, вещество, исследование