Всемирная организация здравоохранения определила дюжину самых опасных для человека бактерий

Всемирная организация здравоохранения опубликовала список из 12 самых опасных для здоровья человека бактерий. Как выяснили журналисты «Фразы», данные организмы демонстрируют наибольшую резистентность (сопротивляемость) к воздействию антибиотиков.

Как сообщает Lenta.ru, перечень ВОЗ делится на три категории в зависимости от того, насколько быстро необходимо найти новые антибиотики, позволяющие бороться с бактериальной инфекцией. Всего организация выделила критический, высокий и средний приоритеты.

На первый план в списке поставлены бактерии с множественной лекарственной резистентностью, в частности устойчивостью к карбапенемам и цефалоспоринам третьего поколения — одними из самых сильных антибиотиков. Микробы включают в себя Acinetobacter baumannii, Pseudomonas aeruginosa и Enterobacteriaceae. Подобные бактерии приводят к осложненным или смертельным инфекциям, например к пневмонии и заболеваниям крови, а борьба с ними может потребовать манипуляций с кровью.

Во вторую группу бактерий попали Enterococcus faecium, Staphylococcus aureus, Helicobacter pylori, Campylobacter, Salmonellae и Neisseria gonorrhoeae. Эти микробы вызывают пищевые отравления и гонорею. К третьей группе отнесены Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae и Shigella. Последние организмы устойчивы к антибиотикам широкого спектра действия.

ВОЗ отмечает, что возбудители хламидиоза и туберкулеза, одних из самых распространенных бактериальных инфекций, в перечень не попали, поскольку в настоящее время с ними удается эффективно бороться и они не представляют угрозы человечеству.

Обнародование перечня, как полагает ВОЗ, позволит направить усилия ученых и бизнеса на борьбу с растущей глобальной угрозой невосприимчивости бактерий к современным противомикробным средствам.

Как сообщала «Фраза», в 2010 году ученые пришли к выводу, что бактерии, устойчивые к антибиотикам, синтезируют молекулы, которые помогают остальным бактериям лучше противостоять воздействию препаратов.

Летом 2011 года стало известно о том, что сингапурские ученые создали штамм кишечной палочки, способный распознавать и уничтожать распространенного возбудителя тяжелых внутрибольничных инфекций — синегнойную палочку. По мнению авторов проекта, методику можно также применять для борьбы с другими микробами.

В ноябре того же года еврокомиссар по вопросам медицины и потребительской политики Джон Далли заявил, что «устойчивые к антибиотикам микробы являются причиной 25 тысяч смертей в ЕС ежегодно».

В 2012 году биологи обнаружили, что несколько разных классов антибиотиков, оказывающих воздействие на совершенно разные бактериальные мишени, убивают микробов, повреждая ДНК.

Осенью 2016 года все 193 страны — члены ООН — подписали документ, в котором обязались избавить мир от супербактерий — устойчивых к лекарствам болезнетворных организмов. По словам экспертов, если странам удастся придерживаться декларируемых планов, в мире будет ежегодно умирать на 700 тыс. людей меньше.

В феврале 2017 года исследователи из Эксетерского университета (Англия) в ходе экспериментов с кишечной палочкой и антибиотиком доксициклином из группы тетрациклинов, которые тормозят биосинтез белка в бактериальных клетках установили, что в противостоянии с антибиотиками кишечные палочки не только становятся устойчивее, но и начинают размножаться в три раза быстрее.

Тэги: антибиотик, Всемирная организация здравоохранения, бактерия