Шимпанзе все меньше вписываются в концепцию «родственника» человека. Ученые выяснили, что обезьяны - не альтруисты

«Альтруизм» шимпанзе, продемонстрированный ранее в отдельных исследованиях, скорее всего, представляет собой просто побочный эффект экспериментальных схем. Как выяснили журналисты «Фразы», это доказала Международная группа приматологов, которая опубликовала научную статью в журнале Nature Communications.

Как известно, альтруизм — поведение, характерное для человека. Встречается ли оно у других животных, показать не просто. У шимпанзе, якобы «ближайшего родственника» человека, многие формы поведения похожи на альтруизм. Но, все не так просто.

Авторы нового иследования провели два эксперимента с шимпанзе, живущими в неволе в заказнике в Уганде.

В первом эксперименте 13 шимпанзе разделили на две тестовые группы. В соседнюю с тестовой группой клетку помещали трех шимпанзе-реципиентов и ставили туда коробку с арахисом. Все животные могли видеть и слышать друг друга. В клетках с тестовыми группами был рычажок, на который могли наживамь животные. Для первой тестовой группы нажатие на рычажок открывало коробку с арахисом в соседней клетке, и тогда шимпанзе-реципиенты могли достать оттуда арахис. Для второй тестовой группы нажатие на рычажок, наоборот, закрывало коробку, и шимпанзе-реципиенты не могли добраться до арахиса. Шимпанзе в первой группе довольно активно нажимали на рычаг, давая животным-реципиентам доступ к арахису. Впрочем, частота нажатий очень уменьшалась, как только им переставали давать за это награду.

Самый важный результат эксперимента заключался в том, что никакой разницы в частоте нажатий на рычажок между первой и второй группами не было: шимпанзе были в равной степени готовы как помочь своим соседям достать арахис, так и помешать им. При этом со временем им надоедало и то, и другое, и обе группы нажимали на рычажок все реже.

Во втором эксперименте шимпанзе из тестовых групп пустили в комнату с коробкой с арахисом, чтобы они смогли сами посмотреть, что происходит в результате нажатия рычага. Однако этот опыт не повлиял на частоту нажатия ни в первой, ни во второй группе. Шимпанзе начинали чаще нажимать на рычаг только в том случае, если это открывало доступ арахиса для них самих.

«И в том и в другом случае обезьяны одинаково часто помогали сородичам получать пищу или же наказывать их, что говорит о том, что они настолько же альтруистичны, насколько же они и недоброжелательны. Даже тогда, когда шимпанзе начали очень четко понимать, к чему приводят нажатия рычага, они оставались безразличными к тому, как подобные нажатия влияют на жизнь их сородича», — заключает ученый Клаудио Тенни, сообщает РИА Новости.

«Существует очень заманчивое предположение, что корни человеческого альтруизма уходят в далекое прошлое, как минимум до времен разделения предков людей и шимпанзе. Наше исследование ставит под сомнение эту гипотезу. То, что обезьяны „помогали“ друг другу в прошлых опытах, было продуктом того, что эти опыты были интересным занятием для приматов», — заявил другой автор исследования Кит Дженсен из Манчестерского университета (Великобритания).

Тэги: человек, шимпанзе, альтруизм