Ученые создали самую большую карту видимой части Вселенной

Астрономы из проекта Pan-STARRS создали самую большую карту видимой части Вселенной. Как выяснили журналисты «Фразы», система телескопов Pan-STARRS четыре года делала снимки звездного неба на вершине вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи.

По словам ученых, не самый большой и мощный телескоп в мире оборудован камерой с самым большим разрешением — 1,4 гигапикселей. Это означает, что на каждом кадре, сделанной камерой гавайского телескопа, 1,4 миллиарда пикселей. Для сравнения, лучшие профессиональные фотоаппараты выпускаются с разрешением в несколько сотен мегапикселей, то есть на три порядка меньше, сообщает «Популярная механика».

Телескоп делал снимки каждые 30 секунд в темное время суток на протяжении четырех лет. Каждый кадр показывает область неба, равную 36 площадям Луны, видимых с земли, и весит около 2 мегабайт, а общий массив собранных данных занимает непредставимые 2 петабайта (2000 терабайт, или 2 миллиона гигабайт) информации. Если все снимки объединить и распечатать несжатый файл, получится одна большая картинка около 2,2 км в диагонали.

Эта «скромная» библиотека хранит изображения 3 миллиардов звезд, галактик, видимых в отраженном свете планет и астероидов и околоземных объектов.

Авторы проекта рассчитывают, что их база данных наконец-то станет той главной базой данных, которой так не хватало астрономам. К ней могут обращаться не только профессионалы, но и любители — лишь бы хватило емкости канала, чтобы скачать нужные фотографии.

На данный момент в сети доступна первая часть проекта, «Статичное небо». В следующем году ученые обнародуют вторую часть, в которую войдут снимки небесных тел в разные астрономические эпохи.

Pan-STARRS — это международный проект, в который входят ученые из Университета Королевы в Белфасте, Дархэмского, Эдинбургского университетов, а также Гавайского университета.

В то же время группа российских исследователей из МФТИ, Института ядерных исследований РАН и Новосибирского государственного университета выяснила, что доля нестабильных частиц в составе темной материи сразу после Большого взрыва не превышала 2–5%. Сегодня во Вселенной примерно на 5% меньше темной материи, чем было в эпоху рекомбинации. Ученые еще не знают точную скорость распада нестабильной части темной материи и не исключают, что распад продолжается до сих пор.

Ранее «Фраза» сообщала, что в сентябре 2009 года специалисты НАСА установили, что наша Вселенная, сверкающая россыпями звезд, вихрями галактик и оранжевым светом солнц, обладает собственным цветом. Полученный цвет, который исследователи назвали «космическим латте», является одним из оттенков бежевого.

В сентябре 2016 года исследователи из Университетского колледжа в Лондоне доказали справедливость космологического принципа. Согласно последнему, в космосе отсутствует «ось зла» — направление, в котором преимущественно выстраиваются галактики и другие объекты. Космологический принцип утверждает, что каждый наблюдатель во Вселенной, где бы он ни находился, должен видеть одну и ту же картину распределения материи, иными словами, космос везде одинаков.

Тэги: ученые, исследования, Вселенная