Ученые извлекли из древнего захоронения белки с остатками вируса геморрагической лихорадки

Группа американских археологов во главе с Коннером Викторовицем из Университета Пердью, изучавшая погребальный курган близ поселения раннего железного века Хойнебург в Германии, совершила уникальное открытие. Как выяснили журналисты «Фразы», захороненный в кургане человек умер от болезни, которая стала известна медицине лишь в середине прошлого столетия.

Оппидум (город-крепость) Хойнебург в верховьях Дуная считается одним из важнейших кельтских поселений в центральной Европе. С 620 по 480 годы до нашей эры это была крупная торговая точка. Археологи до сих пор обнаруживают в этом регионе различные захоронения, остатки предметов быта, драгоценности из золота и янтаря, которые могут многое рассказать об эпохе железного века, сообщает vesti.ru.

Очередные находки (шесть погребальных сосудов) из Хойнебурга археологи изучили при помощи технологий протеомики (наука о белках). И анализ древних белков показал, что человек, скончавшийся в период между 600 и 450 годами до нашей эры на территории современной Германии, болел геморрагической лихорадкой Крым–Конго.

Это острое инфекционное заболевание, передающееся через укусы клещей, впервые было выявлено в 1944 году в Крыму. Через год исследователи определили возбудителя болезни, а в 1956 году идентичный вирус был выявлен в Конго. В 1981 году крымский и африканский виды объединили под общим названием вирус геморрагической лихорадки Крым-Конго.

В процессе изучения находок из Хойнебурга исследователи объединили два метода: масс-спектрометрию и жидкостную хроматографию, и в итоге им удалось идентифицировать 166 белков, среди которых и обнаружились соединения, характерные для лихорадки Крым-Конго.

Учёные считают, что именно эта болезнь стала причиной смерти погребённого в кургане человека. Правда, пока остаётся неизвестным, был ли он жителем того региона (что стало бы подтверждением эндемии), либо пришёл из других мест.

Интересно и то, что в погребальном сосуде археологи обнаружили также кровь, останки тканей и извлечённые из тела внутренние органы покойного. Ранее о таких деталях ритуальных захоронений в Европе железного века известно не было, и теперь специалистам предстоит проверить, насколько этот обычай был распространён. Очень может быть, что неизвестная болезнь удивила местных жителей, и потому они похоронили умершего таким необычным способом.

По словам исследователей, благодаря современным возможностям протеомики можно узнать ещё много интересного о наших предках. Древние белки оказываются более пригодными для идентификации, чем нуклеиновые кислоты: многовековую ДНК достаточно сложно извлечь, в том числе из-за быстрого разрушения и посторонних загрязнений. А белковые молекулы не только более доступны, но и менее склонны к разложению: они способны сохраняться миллионы лет.

Ранее «Фраза» сообщала, что в августе 2012 года стало известно, что ученые обнаружили загадочную болезнь, симптомы которой похожи на СПИД. Болезнь представляет собой приобретенный иммунодефицит: человек становится беззащитен перед микробами. Средний возраст заболевших — 50 лет.

В ноябре 2012 года сообщалось, что человечество скоро сможет избавиться от СПИДа. Эксперты отмечали, что уже совсем скоро эта болезнь перейдет из категории неизлечимых в исчезающие. Сейчас уровень заболевания ВИЧ резко снижается. По мнению ученых, основная причина этого — быстрое распространение лекарств. Они позволяют не только продлить жизнь инфицированных, но и остановить распространения вируса.

Геморрагическая лихорадка — это острое лихорадочное заболевание вирусной этиологии. В патогенезе часто наблюдается поражение сосудов, приводящее к развитию тромбогеморрагического синдрома.

Тэги: болезнь, ученые, смерть, исследование, археологи