Украинцам стоит внимательней относиться к янтарю. В Мьянме так обнаружили останки пернатого динозавра

В куске янтаря на рынке в Мьянме нашли фрагмент оперенного хвоста крошечного динозавра. Как выяснили журналисты «Фразы», по расчетам ученых, находке не менее 99 млн лет.

Как сообщает ВВС, кусок янтаря диаметром примерно 3,6 см был отполирован для дальнейшей ювелирной обработки. Продавец полагал, что в янтаре застыл фрагмент какого-то растения, однако микроскопический анализ и компьютерная томография показали, что на самом деле это хвост доисторического животного.

Дальнейшие исследования продемонстрировали, что хвост принадлежал не доисторической птице, как первоначально предполагалось, а пернатому динозавру, — открытой всего 20 лет назад и мало изученной разновидности динозавров, — который жил в середине Мелового периода приблизительно 99 млн лет назад. Структура оперения дала ученым представление об эволюционном пути развития перьев.

Обнаруженный фрагмент состоит из восьми позвонков и небольшого остатка девятого (общей длиной 36,77 мм). По мнению исследователей, это менее половины реальной длины хвоста, которая, по всей вероятности, была как минимум вдвое больше. Кроме того, на основании размера образца было сделано предположение, что хвост принадлежал к несовершеннолетним.

С помощью химического анализа выяснилось, что мягкие ткани вокруг костей содержат следы двухвалентного железа. Аналогичный элемент был обнаружен в хорошо сохранившихся костях Тираннозавров и Брахилофозавров и был интерпретирован как след разложения гемоглобина.

Кроме того, это позволяет предположить, что органические компоненты оказались в янтарной ловушке внезапно и впоследствии оставались нетронутыми. Причем, отмечают исследователи, местами перья на хвосте динозавра даже сохранили свой первоначальный цвет.

Подробное описание, фотографии находки и выводы ученых содержатся в статье, опубликованной в научном журнале Current Biology.

Как известно, проблема варварской незаконной добычи янтаря и его контрабанда за рубеж являются серьезный проблемой для Украины.

Как сообщала «Фраза», в августе 2005 года на полуострове Юкатан мексиканские ученые, исследующие кратер Чикскулуб, обнаружили фрагменты метеорита, который мог убить динозавров.

Осенью 2008 года в Монголии были обнаружены останки небольшого динозавра, обитавшего более 152-168 млн. лет назад, и являвшегося самым древним предком современных птиц.

В 2009 году на востоке Китая ученые обнаружили крупнейшее в мире захоронение динозавров. Через полгода там же был обнаружен новый загадочный вид динозавров — Qiaowanlong kangxii.

В мае 2016 года американский физик-ядерщик Билл Шипп обнаружил кости динозавра, который, как выяснили палеонтологи спустя 10 лет, принадлежит к ранее неизвестному виду трицератопсов.

В октябре того же года Франц Голлер из университета Юты в Солт-Лейк-Сити вместе с коллегами обнаружил останки прямого родственника современных пернатых — Vegavis iaai, — который жил во времена мезозоя за полярным кругом. Останки отлично сохранились, что позволило ученым рассмотреть не только кости и перья, но и отпечатки мягких тканей. С помощью томографа Голлер смог изучить строение сиринкса — голосового органа птиц, который расположен у основания трахеи.

Тэги: археология, динозавры, птица, янтарь