Канадские ученые вплотную приблизились к технологии подключения мозга к компьютеру

Биотехнологи из Канады создали вживляемый «биочип», способный следить за работой мозга и записывать нервные импульсы на протяжении многих месяцев. Как стало известно «Фразе», об этом сообщил Навид Сайед из университета Калгари в статье, опубликованной Scientific Reports.

«Мы дали нервным клеткам мозга ту среду, в которой они чувствуют себя, как дома. Благодаря этому удалось повысить чувствительность замеров в 15 раз и заставить нейроны вступить в „длительные отношения“ с нашим чипом», — цитирует статью Сайеда Pravda.Ru.

По его словам, интерфейсы мозг-компьютер (BCI) позволяют считывать и передавать сигналы в нервные клетки мозга и использовать эти сигналы для управления различными устройствами при помощи силы мысли, а также передачи данных из кибернетических приборов в мозг.

Ранее применение таких чипов было крайне ограничено из-за сложностей в интерпретации сигналов, поступающих из нейронов, а также проблем с имплантацией электродов, их недолговечностью и громоздкостью. Как объясняют Сайед, главная проблема заключалась в том, что мозг воспринимает электроды как чужеродное тело, и со временем они зарастают «шрамами» глиальной ткани мозга, вызывают воспаление и другие неприятные последствия.

Канадским биотехнологам удалось решить эту проблему, поменяв структуру электродов, которые подключают чип к нейронам. Исследователи предположили, что иммунная система считает нейрочипы «чужими» не только из-за отсутствия на их поверхности особых молекул, но и потому, что электроды соединяются с нервными клетками «неестественным» способом.

Чтобы проверить это, ученые изготовили несколько электродов, напоминающих по своим размерам и структуре так называемые «синаптические щели», которые как бы «обволакивают» нервную клетку и очень плотно прилегают к ней.

Благодаря этому место соединения электрода и нервной клетки почти не вырабатывает паразитных токов, «утекающих» в межклеточную среду, которые, как предполагают ученые, могут вызывать зарастание точки контакта между клеткой и BCI-чипом. Эксперимент по внедрению электродов в мозг улиток Lymnaea stagnalis показал, что подобные структуры могут записывать сигналы на протяжении нескольких месяцев без вреда для организма.

По словам ученых, до вживления подобных биочипов в мозг человека пока далеко. Данная технология на данный момент приспособлена только для работы с крупными нервными клетками моллюсков, которые в 4-5 раз больше, чем нейроны нашего мозга.

Между тем Сайед и его коллеги не видят никаких препятствий для миниатюризации подобных электродов и их приспособления для работы в мозге человека. Этим ученые и планируют заниматься в ближайшие месяцы и годы.

Как напоминает издание, разработку программы по внедрению электронных чипов в мозг американских военных активно ведет Агентство перспективных оборонных проектов министерства обороны США (DARPA). Эту тайну раскрывает в своей книге «Мозг Пентагона» журналистка Энни Джейкобсен.

По утверждению руководства военного ведомства, целью проекта не является создание суперсолдата, вернее, это не основная цель разработчиков. Скорее чипы нужны для его защиты. Как стало известно, импланты под названием Neuroprosthetics уже тестируются.

По заявлению журналистки, из 2,5 млн американцев, служивших в Ираке и Афганистане, почти 300 тысяч вернулись на родину с различными травмами мозга. DARPA финансировало исследования, чтобы разработать устройство, стимулирующее когнитивные функции, и восстанавливать повреждённую ткань мозга. Отметим, что никаких живых свидетельств участия американских военнослужащих в данной программе Джэйкобсен не привела, ссылаясь на запрет минобороны.

Как пишет издание Fusion, информация о разработке программы по вживлению чипов в мозг солдат США просачивалась в прессу и ранее. Так, онлайн-журнал Defense One писал, что Пентагон намерен в целях лечения посттравматических стрессовых расстройств (PTSD) у военнослужащих внедрять в их мозг электронные устройства, но прототипы таких чипов могут появиться не ранее чем через пять лет.

Тэги: чип, мышь, Канада, управление, поведение