Ученые не нашли различий в структуре мозга у женщин и мужчин

Нейрофизиологи сравнили томограммы мозга около полутора тысяч мужчин и женщин и пришли к выводу, что в человеческом мозге отсутствуют исключительно «мужские» или «женские» регионы.

Об этом, как сообщает РИА Новости, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В последние годы ученые активно пытаются понять, существует ли физиологические, эволюционные или химические особенности в работе мозга у женщин и мужчин, или же если все различия в нашем поведении обусловлены воспитанием, гормонами и культурными традициями.

К примеру, в декабре 2013 года биологи из США выяснили, что некоторые отделы мозга у мужчин и женщин общаются друг с другом не так, как это делают аналогичные регионы нервной системы у представителей противоположного пола.

Дафна Джоэл (Daphna Joel) из университета Тель-Авива (Израиль) и ее коллеги показали, что подобные различия в работе мозга у мужчин и женщин не могут быть обусловлены эволюционной разницей в устройстве их мозга, сопоставив размеры и структуру всех отделов мозга у более 1,4 тысячи мужчин и женщин, прошедших недавно магнитно-резонансную томографию.

Как рассказывают ученые, на этих снимках мозга они пытались найти следы так называемого полового диморфизма — различий в устройстве тела, которые характерны для самцов и самок у почти всех видов животных, обусловленные половым отбором и необходимостью привлекать внимание особей противоположного пола.

Древние люди, как сегодня считают антропологи, привлекали внимание представительниц слабого пола не мускулами или своей красотой, а умением добыть пищу и заботиться о потомстве, что могло «выстраивать» работу их мозга в определенном направлении. Это могло породить определенные различия в работе и устройстве мозга у представителей и того и другого пола.

По словам Джоэл, если подобные изменения происходили в ходе истории эволюции человечества, то тогда в мозге мужчин должны присутствовать особые «мужские» структуры, которые всегда будут отсутствовать у женщин, и наоборот. Именно их попытались найти ученые.

Как показал анализ томограмм, эксклюзивно «мужских» и «женских» черт и структур мозга не существует — на самом деле мозг человека представляет собой своеобразную мозаику из черт, которые преимущественно, но не обязательно, встречаются или у мужчин, или у женщин.

По словам ученых, мозг каждого участника эксперимента включал в себя по крайней мере один регион, который обычно встречался только у представителей противоположного пола, и один регион, характерный для представителей «своего» пола. В целом, число таких редких участков было крайне невелико и их общее число колебалось от 0 до 8% в зависимости от подбора томограмм.

Все это, как считает Джоэл, говорит о том, что половой диморфизм не характерен для мозга человека, что позволяет исключить эволюционный фактор из спора о тех различиях в поведении мужчин и женщин, которые можно заметить в повседневной жизни. Мозаичное устройство мозга, как надеется ученая, заставит ее коллег отказаться от бинарной концепции типично «мужского» и «женского» мозга и перейти к более комплексному подходу к изучению различий между полами.

Тэги: ученые, исследования, женщина, мужчина