Ученые установили, как появился иммунитет
Исследование взаимоотношений бактерий и вирусов-бактериофагов помогло ученым понять, как появилась простейшая иммунная система. Профессор Томас Вуд (Thomas Wood) и его коллеги из Техасского университета при помощи специальных ферментов вырезали из ДНК бактерии в общей сложности 166 тысяч нуклеотидов, принадлежащих различным вирусам, пишет Membrana. В статье в журнале Nature Communications авторы исследования пишут: кишечная палочка сразу же стала более чувствительной к антибиотикам. Это позволило выдвинуть вирусную версию происхождения иммунитета. Накопление фрагментов вирусной ДНК в геномах бактерий происходило в течение миллионов лет. В некоторых хромосомах чужой код занимает до 20% генома. Так называемые бактериофаги нападали на бактериальные клетки, встраивали свою генетическую информацию в хромосомы жертвы, заставляя ее воспроизводить себя. Вирусы также вызывали смерть клетки. Но вредоносный для бактерии механизм срабатывал не всегда, иногда мутации, происходящие в ходе удвоения хромосом, нарушали планы вирусов. Новая частица не появлялась на свет. Вместо этого в ДНК бактерий сохранялся код вируса, а сама она подчас получала возможность бороться с новыми захватчиками. Согласно эволюционной теории, полезная добавка закреплялась в геноме процветающих организмов и передавалась следующим поколениям. «На протяжении миллионов лет вирусы становились частью бактерий, «обучали» их новым возможностям, передавая гены, белки и ферменты», — рассказывает Вуд. По мнению профессора, именно этот процесс заимствования можно считать зарождением первой иммунной системы. «Бактерии заполучили в свое пользование белки, которые помогли им сопротивляться антибиотикам, защищаться от окисления клеток, в общем, противостоять уничтожению», — добавляет Томас. Ранее биологи полагали, что вирусная ДНК «молчит» и практически не участвует в жизни бактерий. Читайте также о вирусном коде в геноме человека, о том, как в ДНК плодовой мушки была обнаружена полная копия генома бактерии-паразита, а еще о первой трансплантации всего генома между видами.

Тэги: