Есть ли жизнь на… Титане? Кажется, есть
Два исследования, дополняющие друг друга, раскрыли механизм потенциального появления на спутнике Сатурна аминокислот, а еще показали наличие благоприятных условий для предбиотической химии. Кэтрин Нейш из лаборатории прикладной физики (APL) выяснила, что будет со сложными углеводородами, открытыми ранее в атмосфере оранжевой луны, при попадании на ее поверхность. Ранее, кстати, исследователи в лабораторных условиях воспроизвели синтез азотосодержащей органики в «воздухе» Титана. Об этом сообщает «Membrana». Эти молекулы будут смешиваться с водой. Хотя озера Титана — это углеводороды, вода там тоже периодически появляется, благодаря криовулканам. При почти -180 °C она быстро замерзает, но вулканы, как гласят расчеты, могут поставлять новые порции жидкой H2O столетиями. Плюс возможен второй ее источник – упавшие кометы. Смешав холодный суп из воды, аммиака и некоторой другой органики, Кэтрин обнаружила, что в нем за несколько дней появляются кислородосодержащие молекулы. В том числе такие кирпичики жизни, как аспарагин, аспарагиновая кислота, глутамин и глутаминовая кислота. Сама исследовательница не слишком оптимистично оценивает шанс для жизни на Титане и рассматривает свою работу как шаг к пониманию предбиотической эволюции на ранней Земле. Однако другие ученые уже объясняли, что условия на поверхности Титана хорошо подходят для микроорганизмов определенного типа. Более того, имеются косвенные признаки, что жизнь там действительно есть. Важный элемент всех этих построений — криовулканы. Об их существовании на Титане несколько раз «намекал» аппарат Cassini (вот первое, второе, третье и четвертое свидетельства). Но в интерпретации тех данных у планетологов были разногласия. Теперь, как утверждает Джеффри Каргел из Аризонского университета, у нас имеется «самое лучшее доказательство вулканического ландшафта на ледяном спутнике». Объект рельефа Титана под названием Sotra Facula удивительно схож обликом с земными вулканами. Здесь имеются два пика высотой по километру с лишним, кратеры (крупнейший имеет глубину 1,5 км), а вокруг — застывшие в виде вытянутых пальцев потоки выброшенного некогда материала. Признаков современной активности этого вулкана нет, но исследователи намерены внимательно следить за ним.

Тэги: