Астрономы обнаружили пары звезд-самоубийц
Астрономы обнаружили новый тип двойных звездных систем, состоящих из белых карликов, которые очень скоро по астрономическим меркам сольются воедино и взорвутся как сверхновые, говорится в статье, опубликованной американскими учеными в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. «Это странные системы - объекты величиной с Землю, вращающиеся друг вокруг друга на расстоянии меньше радиуса Солнца», - говорит ведущий автор исследования Уоррен Браун (Warren Brown) из Смитсонианского астрофизического центра. Все эти странные системы состоят из двух белых карликов. Эти горячие и сверхплотные звезды - последняя стадия эволюции звезд, похожих на наше Солнце. Такие звезды после выгорания водорода в термоядерных реакциях «вздуваются», превращаясь в красные гиганты. Затем эта оболочка срывается, оставляя горячее и сверхплотное ядро - одна ложка вещества белого карлика весит больше тонны, пишет РИА «Новости». Белые карлики, которые изучали астрономы, относительно легкие, их масса составляет примерно одну пятую массы Солнца. Они состоят почти целиком из гелия, в то время как «обычные» белые карлики состоят в основном из углерода и кислорода, образовавшегося после выгорания гелия. «Эти белые карлики прошли экстремальную программу снижения веса - они находятся на таких близких орбитах, что воздействие гравитации вызывает мощные приливные силы и ведет к потере массы», - говорит соавтор исследования Карлос Прието (Carlos Prieto) из испанского Института астрофизики. Взаимодействие звезд вызывает искажение пространства-времени и порождает гравитационные волны. Звезды в результате теряют энергию и начинают по спирали приближаться друг к другу. Половина таких систем в конечном счете сливается. Системы, где период обращения составляет один час, сливаются очень быстро по астрономическим меркам - всего лишь за 100 миллионов лет. Слияние белых карликов ведет к катастрофе - их общая масса превышает критическую точку, в результате чего происходит взрыв сверхновой. Астрономы обозначают такой тип сверхновых «тип Ia» в отличие от «обычных» сверхновых, связанных со взрывами очень массивных звезд. Браун и его коллеги полагают, что эти сливающиеся белые карлики могут быть одним из источников «тусклых» сверхновых, излучение которых примерно в 100 раз слабее, чем у обычных сверхновых типа Ia.

Тэги: