ТОП:
Ярослава Кравченко: Мы живем во времена смелости и стартапов

На недавно завершившемся 10-м юбилейном «ГОГОЛЬФЕСТЕ» мы пообщались с руководителем и основательницей «Дикого театра» Ярославой Кравченко. За короткий срок своего существования «Дикий театр» успел завоевать сердца тысяч зрителей, провести два летних «диких» фестиваля в окрестностях пгт Немешаево Киевской области, на развалинах графской усадьбы, и продолжает покорять новые театральные горизонты:

— Ярослава, расскажите, пожалуйста, как вам пришла в голову идея организовать «Дикий театр» и как удалось ее реализовать, с чьей помощью?

Мне кажется, что "Дикий театр" — это моя жизненная сверхзадача. Идея — это только 10%, она ничего не стоит без реализации. К тому же желание создать альтернативу к существующему строю, в том числе и художественному, — это закономерная реакция думающего, чувствующего человека, на глазах которого произошла революция общества. Такой же закономерностью стало и появление "Дикого": активизировался социум, и ему нужен был новый театр, который говорит о важном, о болезненном, о сегодняшнем. Мы живем во времена смелости и стартапов, "Дикий" тоже создавался как проект. Помогали такие же изголодавшиеся за провокацией и откровенностью люди: Максим Голенко, который сейчас главный режиссер "Дикого", Лена Никулина — человек, который определяет визуальные коммуникации.

Если вы спрашиваете о деньгах, то их не было. Было огромное желание, и я, мои друзья, коллеги инвестировали в проект свое время, свое умение, свои таланты.

— Существуют ли подобныe театральные институции за рубежом?

Конечно, существуют. "Дикий" — это модель театра, переходного между репертуарным и проектным. В Европе такие театры есть, они поддерживаются людьми и властью и успешно занимаются своими направлениями.

— Есть ли возможность получать гранты?

Теоретически — есть. Украина пока еще интересна для изучения и коопераций.

— Можно ли что-нибудь еще предпринять, чтобы нынешний «ГОГОЛЬФЕСТ» все-таки не был бы последним в культурной жизни Киева? Каким образом, на ваш взгляд, можно привлечь финансовую поддержку Министерства культуры Украины для этого фестиваля?

Я сомневаюсь, что кто-то в министерстве заплачет горькими слезами, если "ГОГОЛЬФЕСТ" закончится навсегда. Все независимые инициативы, включая инициативу Влада, нужны только таким безумцам,  как он и команда. Министерству удобно «примазываться», делать посты в фб и чекины, ну и, коль уж у "ГОГОЛЬФЕСТА" есть признание на международной арене, капнуть немного денег да логотип разместить.

А то, что Киев потеряет единственный мультикультурный фестиваль, мало кого волнует. Скажите, где хоть один фестиваль в Киеве, который идет регулярно по инициативе власти?

— Вы в первую очередь в вашем театре делаете ставку на молодых режиссеров?

Нет, мы делаем ставку на острые тексты и на незашоренные умы. Очень важно, чтоб в человеке, который приходит в команду, был драйв, желание донести свою позицию, и молод он или нет, не важно. Не скрою, что мне очень интересно открывать новые имена. Но сам формат "Дикого" подразумевает, что у нас можно творчески оторваться, и даже известные, сложившиеся «митці» могут открыться по-новой.

— Планируете ли вы брать пьесы для спектаклей в «Диком театре» из прочитанных на «Тижнях актуальної п’єси»?

Ох. Я в этом году — ридер на фестивале. Пьес 69. Сижу, читаю, ищу. Как только что-то найду, сразу свяжусь с автором. Очень важно, чтоб украинские авторы, которые пишут хорошо, появлялись на сцене.

— Расскажите, пожалуйста, как проходил театральный фестиваль летом прошлого года в Немешаево Киевской области. Планируете ли продолжать проводить подобные фестивали в этой местности? (На самом деле я так понимаю, что локация фестиваля располагалась в селе Мироцкое по дороге на Немешаево?)

Алексей Доричевский — актер, драматург, театральный активист — является сердцем этого фестиваля. Нам захотелось вывести театр на природу и посмотреть, что будет. Первый год был своеобразным тестом. Это было очень атмосферно, в руинах старого поместья. Оказалось, что фестиваль вызвал огромный ажиотаж как у местных зрителей, так и у коллег-театралов. Представьте, вырваться из суеты города, кузнечики, лес, вода... В такой обстановке рождаются новые идеи и смыслы.

На первом фестивале было показано 9 спектаклей, выступило 7 групп, были масер-классы, спорт, детская программа. В этом году мы еще больше углубились в исследование театра. И теперь зрители вместе с участниками создавали иммерсивные проекты.

Нам очень помогали в организации Сергей Замидра и волонтеры из Немешаево. Нас ждут, и мы будем продолжать делать фестиваль.

— Ярослава, вас можно поздравить с обретением постоянной сцены для ваших спектаклей на «Сцена 6» в Довженко-Центре? А будут ли спектакли "Дикого театра" демонстрироваться также на других сценических площадках Киева?

Спасибо! Знаете, у "Сцены 6" большие планы и амбиции, мы хотим создать не просто площадку, а центр, где сконцентрируется самое интересное театральное движение. Честно признаюсь: её открытие и принятие международной программы "ГОГОЛЬФЕСТ" — это было как преждевременные роды. Мы сейчас еще будем много чего доделывать. Но да, большинство спектаклей "Дикого" переедут сюда. Однако мы будем продолжать показывать спекакли и в других местах.

— Можете рассказать о гастрольной деятельности «Дикого театра»? Где вас лучше всего принимали? Ездили за рубеж?

Мы ездим мало. У нас много актеров, большие декорации, и вывозить их куда-то очень сложно и дорого. Недавно один коллега-худрук с сарказмом отметил, что мы едем на плацкарте. А такова реальность, иногда и на третьей полке едешь, чтоб только ехать. Поэтому каждая поездка для нас запоминающаяся и важная. Мы были во Львове, Херсоне, Северодонецке, Тернополе, на днях едем в Винницу. У каждого города свой зритель, со своим характером, и это очень интересно. Они изучают нас, мы -- их, смотрим, как резонируют те или иные «бомбочки», заложенные в спектакле. Прошлой осенью участвовали в фестивале в Словакии.

— Какие премьеры готовятся в «Диком театре» в этом сезоне?

Мы все делаем, «не так, как у людей», поэтому сезон не закрывали. И пока все были в летнем отпуске, мы выпустили три премьеры: спектакль-променад в зоопарке, спектакль о мужчине "Виталик" и спектакль-концерт о группе Джой Дивижн. Поэтому сейчас у нас передышка. Есть договоренности с несколькими режиссерами — все это будут крайне важные и современные тексты.

— Какими вы видите перспективы развития культурной, в частности театральной, жизни в Украине теперь, в период жесткого экономического кризиса и военных действий?

Театр не может не замечать и не понимать, что происходит в стране. Поэтому экономические перепады должны научить театр существовать как бизнес, как производство. Многие государственные театры, которые получают дотации, чувствуют себя расслабленно, тогда как мы, работающие в независимом секторе, ценим каждую минутку, каждого человека, каждую гривну. Мы оптимизируем процессы, ищем новые пути контакта со зрителем, новые модели организации. Поскольку традиционно считают, что культуру можно урезать в бюджетах, я думаю, мы в перспективе сможем давать гостеатрам платные мастер-классы по выживанию. Я шучу.

Какие перспективы? Просто скажу: они есть, ведь у нас много талантливых людей, которые пока не собираются эмигрировать, а значит, будущее есть.

— Возможно, культурные мероприятия — это теперь едва ли не единственная отдушина для массового зрителя, дающая возможность людям отвлечься от насущных проблем, соприкоснуться с миром вечных ценностей... Должно ли государство поддерживать частные инициативы, создавать и развивать грантовые системы поощрения деятелей культуры?

Мы недавно провели исследование, и оказалось, что только в Киеве независимых частных театров в 4 раза больше, чем государственных. А это значит, что зрителям они нужны. Иначе бы мы/они не выжили. Государство обязано обеспечивать своих налогоплательщиков не только дорогами и уборкой дворов, но и культурой, заботиться о духовности. Отсюда вопрос: если частные инициативы популярны и выполняют функцию, необходимую государству, почему государство не поддерживает такие инициативы?

Мой ответ: да, должно. И я надеюсь, что скоро этот процесс начнется. В противном случае... Ведь нас в 4 раза больше и мы знаем, как делается революция.

Справка. Ярослава Кравченко, продюсер, основательница "Дикого театра". По образованию — театральный критик. Работала завлитом в Молодом театре, потом ушла в журналистику и пиар, в 2014-м возглавила пресс-службу театра им. И. Франко. В 2016-м организовала "Дикий театр", ушла из театра им. И. Франко. В 2017-м выступила сооснователем Центра независимого театра «Сцена 6».

*Анна Лобановская — искусствовед, писательница, журналист, член НСХУ, член НСТДУ.

Тэги: Ярослава Кравченко, Дикий театр

Комментарии

DziDzio сообщил хорошую новость всем своим поклонникам
DziDzio сообщил хорошую новость всем своим поклонникам
DziDzio сообщил хорошую новость всем своим поклонникам
DziDzio сообщил хорошую новость всем своим поклонникам
В сеть попало видео задержания террориста в самолете «Аэрофлота»
В сеть попало видео задержания террориста в самолете «Аэрофлота»
В Крыму нашли могилу сына Януковича, выполненную в стиле героев Крымской войны
В Крыму нашли могилу сына Януковича, выполненную в стиле героев Крымской войны
Криштиану Роналду получил условный срок и многомиллионный штраф в суде Мадрида
Криштиану Роналду получил условный срок и многомиллионный штраф в суде Мадрида
В УПЦ заявили о захвате храма в Ивано-Франковской области. «Отжимать» его помогали чиновники
В УПЦ заявили о захвате храма в Ивано-Франковской области. «Отжимать» его помогали чиновники
В Одессе второй день подряд взрываются рестораны
В Одессе второй день подряд взрываются рестораны
В «лобовом» ДТП на окраине Киева погибли три человека
В «лобовом» ДТП на окраине Киева погибли три человека
Париж заметает снегом – закрыли даже Эйфелеву башню
Париж заметает снегом – закрыли даже Эйфелеву башню
Ехавшие к Порошенко военные попали в ДТП в центре Киева
Ехавшие к Порошенко военные попали в ДТП в центре Киева
В Киеве празднуют «юбилейный» День соборности. В центр города лучше не соваться
В Киеве празднуют «юбилейный» День соборности. В центр города лучше не соваться
fraza.ua

Опрос

Что ждет Украину в 2019 году?