ТОП:
Владимир Спиваковский: Ни один инвестор не будет вкладывать деньги в прокисшую и архаичную систему образования

Что изменил новый закон об образовании? Какой логики должны придерживаться реформы? Как меняется студенчество и его мотивации? Об этом и многом другом в интервью «Фразы» с Владимиром Спиваковским — известным украинским ученым, бизнесменом и писателем, президентом корпорации «Гранд».

Владимир Михайлович, как бы вы оценили новый закон о высшем образовании? Это шаг вперед, модный фасад, или невыполнимый документ?

Конечно, это шаг вперед. В этом законе много прогрессивных норм и этот закон дает больше возможностей тем из ректоров, кто хочет себя реализовать. А для тех, кто «ретроград», и привык жить по команде и на дотациях, тем будет труднее. Они вообще не знают — что, как и зачем менять.

Вообще, я рассматриваю законы, как чертежи для строительства здания. Ведь кроме чертежей, нужно иметь «кирпичи» и «просто начать строить». А если есть одни чертежи, даже самые гениальные, но строить не из чего и некем, то зданий не будет. Поэтому законы — это лишь 20% дела.

Частное среднее образование в Украине с точки зрения государства — государство не вмешивается, мешает, помогает?

Украине повезло. Частное образование (школьное) не сильно зажимается государством, которое и не помогает, но и не сильно мешает. Не очень сложно открыть частную школу. Но в качестве бизнеса — это мало- или нерентабельное занятие. Иначе у нас открывались бы ежегодно сотни таких школ. А их за последние 10 лет создано всего 2-3. Сейчас в стране примерно 200 частных школ, в Англии — 2000.

Тем не менее, спрос на частные школы увеличивается. Это связано с общим ухудшением качества образования, когда родители хотят «спасти» своих детей от деградации. Ну и реально материализуется расхожее мнение о том, что надо «вкладывать инвестиции» в своих детей. Нередки случаи, когда, несмотря на высокую цену, родители оплачивают наперед на 5 или все 11 лет. Это положительная тенденция.

В целом состояние среднего образования у нас как-то влияет на экономическое развитие?

Я объездил 102 страны, копнул их образование (и экономику) достаточно глубоко, и пришел к выводу, что все глобальные кризисы в мире (экономический, энергетический, продовольственный, финансовый, моральный...) — от того, что тот фундамент знаний, на котором мы все воспитаны, устарел. Нужны «новые» знания вместо «старых», иная работа с информацией.

Вот вопрос задан про экономическое развитие... Как же его обеспечивать, если экономике и деньгам не учат все 11 лет в школе + 5 лет в вузе? Ведь если школьников и студентов не учить, то откуда взяться потом экономическим прорывам?

Основным мотором Революции Достоинства было прогрессивное студенчество — откуда оно взялось в таких количествах, и почему оно оказалось прогрессивным? Дело в том, что еще несколько лет приспособленчество и хвастовство в стиле «а я в вузе ничего не делаю» было комильфо...

Действительно, Революция Достоинства во многом обязана нескольким тысячам студентов, которые проявили себя героями на Майдане. А вот потом количество не перешло в качество.

Студенчество по-прежнему выходит на митинги, недовольное низкими стипендиями, наименованием диплома (специалист или бакалавр), большими учебными нагрузками, плохим расписанием занятий... Это разве цивилизационные вопросы? Они даже с коррупцией в какой-то степени солидарны, платя за оценки, экзамены и дипломы.

Если бы они потребовали настоящих знаний! Настоящих профессоров! Настоящей практики! Настоящей работы! Настоящих выборов!

Уж кому, как не им, следовало бы создать, скажем, настоящую Интернет-партию, а не карикатурно-позорную? Набрать туда яйцеголовых умненьких ботанов и продемонстрировать всему обществу, что вот мы, молодёжь, мы хотим сделать нашу страну лучше и богаче, потому что мы умеем то-то, то-то и то-то.

А они митинги устраивают, что дипломы им не те дают. По-прежнему предметом гордости является списать, рерайтить, копипастить, проспать. Это как бы норма. Хотя на Западе, куда мы стремимся, это нереально, ненормально и невозможно, так как за это сразу отчисляют. Да и деньги не за то платятся, чтобы сачковать.

Расскажу одну историю. Лет 15 назад в Англии почувствовали наступление кризиса в высшем образовании. Это было связано с тем, что начался отток студентов, приезжавших из Юго-Восточной Азии. И британский бюджет стал недосчитываться ежегодно 50 млрд фунтов. И тогда премьер Тони Блэйр, лейборист (!) принял решение повысить оплату за обучение на 1000 фунтов.

Я тогда был в Лондоне и читал тысячи гневных статей взбешённых англичан, которые голосовали за лейбористов именно потому, что те обещали не повышать эту оплату, а их так жестоко надули.

И вот один разъяренный отец написал такое письмо в Гардиан: «Тони Блэйр, я, конечно, не ожидал от вас такой подлости. Но раз такое дело, я, несмотря на все трудности моей семьи и недостаток денег... заплачу эту проклятую тысячу... Но берегитесь: я вытрясу с ваших профессоров такое качество знаний и уровень образования для моего сына, что вам мало не покажется. Вы отработаете эту тысячу»... Вот это — правильная постановка вопроса.

Выгодно ли инвестировать в отрасль высшего и среднего образования (понятно, что это разные вещи, и все же) в нашей стране? И где это выгодно?

Да, если это будут инвестиционно привлекательные проекты. Вот я разработал проект Глобальной всемирной сети 5-звездочных школ, с абсолютно иными параметрами и результатами школьного образования. И сразу нашлись инвесторы в 10 странах. Ведь ни один инвестор не будет вкладывать деньги в прокисшую и архаичную систему образования, которая выдаёт сейчас 80% бракованной продукции.

Что такое, по-вашему, элита?

Элита — это те:

• которые влияют на умы и настроения людей, а также могут в силу этого быть моральными авторитетами;
• которые смотрят вперёд, а не назад;
• про которых говорят: чтобы таких людей побольше было;
• которые не просто обладатели власти, славы и денег, а слой, отвечающий за полное воспроизводство нации, и её моральных ценностей;
• которые улавливают тенденции развития общества и не находятся с ними в противофазе. Потому что у них то, что они думают, говорят и делают — это один цельный пазл.

Политики в элиту не входят.

Чем нынешняя эпоха — и эпоха ли это — отличается от 90-х, от «нулевых», продолжается ли кризис?

Первое. Это переход мира к глобальной экономике, что повлекло переформатирование и всей глобальной политики. Такой переход-перелом — это всегда кризисы, тотальное перераспределение ресурсов, зон влияния, сегментов рынка, и появление новых экономических и технологических стран, компаний, лидеров и аутсайдеров.

Второе. Мало кто замечает, что эпоха называется информационной, а работе с информацией никто не учит и не уделяет внимания. А на самом деле, информации надо уже не только «внимать». А надо уметь её добывать, фильтровать, анализировать, обогащать, применять, трансформировать, защищать, обобщать, конструировать и пользоваться.

Третье. Кризис — это перманентное состояние человечества, стран, фирм, семей и каждого человека. В кризис всегда ищутся новые возможности или идут сдаваться. Сильные люди кризисы преодолевают, слабые сгибаются.

Вот у нас опять программы реформ, то от премьера, то от президента, то от партий...но ведь и беглый экс-гарант замахивался на десятки реформ, и даже сначала Запад его поддерживал, крупные корпорации...Почему ничего не вышло, выйдет ли сейчас?

Реформы не могут быть целью. Реформы — это процесс по достижению определенных результатов. Попробуйте сказать: мне нужна реформа моего сайта... И начните его годами перерисовывать и упражняться без конца просто так, не представляя себе конечного формата...

На самом деле правильная постановка задачи иная: например, надо создать сайт с посещаемостью 200 000, ориентированный на спортивный сегмент, с затратами 100 тысяч, и рентабельностью 50%. И тогда, отталкиваясь от этих конечных показателей, обратным ходом думать, какой должна быть реформа сайта.

То же самое и в экономике. Неправильно говорить: нам нужна реформа налогообложения, снижать налоги или их повышать. Правильная постановка такая: нам для экономики страны надо довести ВВП до триллиона, зарплаты до $1000, безработицу снизить до 10%, и ещё несколько показателей.

И тогда обратным счетом определить, за счет чего. Например, для этого нам надо развить 10 крупных национальных брендов, создать вокруг них 100 000 фирм, привлечь 10 млрд инвестиций... И только после этого понять, какие должны быть для всего этого налоги. А не наоборот: сначала из воздуха придумать цифры налогов, а потом смотреть, что из этого выйдет.

Поэтому реформы, не имея цифровых целей, переходят в плоскость имен: реформа президента, премьера, спикера, министра. И это обречено на неудачу.

Вот предыдущий вопрос был отчасти к тому, что вспоминается, как в 2005 году именно в лицее «Гранд» в рамках мероприятия «Успешная Украина», мы представляли проект «гильотины регуляторных актов» вместе с экс-конгрессменом Джоном Конленом. Президент Ющенко даже указ подписал потом... А в нынешнем году, глядишь, опять двадцать пять, практически то же самое предлагают, внедряют. Что нужно для того, чтобы Украина перестала ходить по кругу?

Она должна... вырваться из этого порочного круга. Порочный — потому что из-за того, что наша страна очень богатая, а её экономика неструктурированная и бесхозная, то каждый новый президент со своими и не своими олигархами забирают все богатства под себя и для себя.

Ведь не случайно у нас нет фондового рынка, рынка земли, и вообще «рынка». Как только «рынок» сформируется, Украина выйдет из порочного круга, и начнет свой путь по спирали вверх. К процветанию и благополучию.

На ваш взгляд, проходит ли несколько одиозная тенденция юных поколений поголовно становиться юристами и экономистами?

Моё мнение на этот счет не очень популярное. Я считаю, что тенденция становиться юристами и экономистами очень оправдана и полезна. Просто общество неправильно считает.

Оно думает, что если сбить на калькуляторе, что народному хозяйству нужно, например, 10 000 юристов, то и учить надо 10 000 юристов. На самом деле, для того, чтобы иметь 10 000 юристов, надо учить 100 000, так как юристами станет только половина из них, а толковыми юристами из оставшихся — процентов 20. Печаль в том, что никто заранее не знает, кто станет толковым, а кто бестолковым.

Потом, считается, что на юристов надо учить только будущих адвокатов, прокуроров, судей. А директоров фирм, а депутатов — не надо? Поэтому общее правило такое: учить надо с избытком. Поэтому тенденция правильная.

То же самое с экономистами. Смотрим пропорцию: из 1000 абитуриентов получается 100 толковых выпускников, из них 10 талантливых бизнесменов, и один будущий министр финансов. Просто, так как у нас учат очень плохо и несовременно, то пропорция такая слабая.

Скажем, если бы у нас не угробили сотни тысяч фирм малого бизнеса, то избыточные «экономисты» были бы вполне востребованы.

Ну и ещё. Вот, например, девушки получают диплом экономиста, но потом становятся домохозяйками и не работают по специальности. Что плохого в том, что они «экономически умно» ведут своё домохозяйство, и вообще — образованны?

Таким образом, вопрос образования — это не только расчеты на калькуляторе потребности в рабочей силе.

Куда стремятся выпускники вашего лицея «Гранд»?

Они получают два результата в одном: и сильное базовое образование, и то, что нужно в жизни. Они настоящие «компетисты», то есть многое умеют, знают, могут.

Спектр их предпочтений широкий, потому что родители хотят, чтобы у детей раскрывались их индивидуальные особенности, что в лицее и делается.

Кто учится на бизнес, кто на строителя, кто на программиста, кто на юриста, кто на искусствоведа-дизайнера. Или сразу на несколько специальностей, так как за это потом больше платят и меньше риска не угадать с тем, что станет потом делом жизни. Некоторые едут учиться за рубеж.

Те, которым 25-30 лет, уже твёрдо стоят на ногах. У них волевой характер, современные знания, устойчивые моральные ценности и, главное, полезные связи, полученные в лицее. И они уже приводят своих детей в «Гранд», как на скоростную взлетную полосу в жизнь.

И, last but not least, работаете ли вы сегодня над новыми книгами?

Да, после семи бестселлеров сейчас пишу футурологию. О том, как всё будет уже скоро.

Тэги: Владимир Спиваковский

Комментарии

10.12.18 23:04

Знаменитый борец с мафией «умудрился» создать угрозу украинской национальной безопасности

10.12.18 22:15

Макрон объявил во Франции чрезвычайное положение с экономическим уклоном

10.12.18 21:36

Ученые выяснили, какие опасности ожидают смельчаков-космонавтов во время полета на Марс

10.12.18 20:57

Увлеченная наукой «дочь Путина» рассказала россиянам о «синергии» человека и технологий

10.12.18 20:18

Украинцам подготовили новогодний «сюрприз» в виде очередного повышения тарифов

10.12.18 19:01

Главные новости за 10 декабря 2018 года

10.12.18 17:48

Между ТЦ «Барабашово» и китайскими ассоциациями легпрома подписан Меморандум о сотрудничестве

10.12.18 17:11

В первой половине боя с Педрасой Ломаченко хотел дать сопернику понять, что тот может выиграть, - эксперт

10.12.18 16:54

Facebook кардинально изменил правила сексуального общения

10.12.18 16:16

Священник УПЦ организовал флешмоб с обращением к СБУ – участников уже вносят на «Миротворец»

Увлеченная наукой «дочь Путина» рассказала россиянам о «синергии» человека и технологий
Увлеченная наукой «дочь Путина» рассказала россиянам о «синергии» человека и технологий
Увлеченная наукой «дочь Путина» рассказала россиянам о «синергии» человека и технологий
Увлеченная наукой «дочь Путина» рассказала россиянам о «синергии» человека и технологий
Священник УПЦ организовал флешмоб с обращением к СБУ – участников уже вносят на «Миротворец»
Священник УПЦ организовал флешмоб с обращением к СБУ – участников уже вносят на «Миротворец»
Два украинских микроавтобуса «встретились» на дороге в Словении. Без жертв не обошлось
Два украинских микроавтобуса «встретились» на дороге в Словении. Без жертв не обошлось
Филарет намекнул, что готов сорвать «объединительный собор» по автокефалии
Филарет намекнул, что готов сорвать «объединительный собор» по автокефалии
Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
В Харькове на ходу загорелся троллейбус с пассажирами
В Харькове на ходу загорелся троллейбус с пассажирами
На США обрушился аномальный снежный шторм
На США обрушился аномальный снежный шторм
Во время протестов в Париже пострадал Украинский культурный центр
Во время протестов в Париже пострадал Украинский культурный центр
Для некоторых одесских ультрас поход на футбол может закончиться годами тюрьмы
Для некоторых одесских ультрас поход на футбол может закончиться годами тюрьмы
Самолет из Беларуси нарушил работу бориспольского аэропорта
Самолет из Беларуси нарушил работу бориспольского аэропорта
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?