ТОП:
Отец Георгий Гуляев: Первым в рай вошел именно разбойник, и в Донецкой области на территории исправительной колонии в честь него стоит храм-часовня

Духовная жизнь Донбасса, прежде всего, связана с христианством и Украинской православной церковью Московского патриархата. В чем заключается историческое своеобразие православного Донбасса? С какими проблемами в регионе Церковь сталкивается сегодня? Насколько распространено корыстолюбие среди священников? На эти и другие вопросы «Фразы» отвечает протоиерей, пресс-секретарь Донецкой епархии УПЦ МП Георгий Гуляев.

В интервью с директором Донецкого областного художественного музея Галиной Чумак мы уже выяснили, что Донетчина выделяется не только ролью специфического «края угля и металла», но и своей культурой, ее традициями и достижениями. Теперь настало время поговорить о духовной жизни региона...

Отец Георгий также является настоятелем храма Святителя Игнатия Мариупольского, расположенного на территории Донецкого металлургического завода. В этом храме и проводилась ниже представленная беседа.

Каковы исторические особенности православного Донбасса, с учетом того, что наш край со второй половины ХIХ века массово заселялся рабочими, чей уклад жизни уже отличался от традиционного крестьянского быта, в котором особо важную роль играло православное мировоззрение?

Православие здесь хранили казаки, история Святогорского монастыря насчитывает не одно столетие, а в конце XVIII века сюда переселялись еще и православные греки. О том, что на просторах бывшего Дикого поля было много храмов на рубеже XIX-XX столетий, свидетельствуют статистические данные епархий Войска Донского, Екатеринославской и Харьковской губерний, между которыми распределялась территория современной Донетчины. А храмы просто так не могут существовать — их наполняют люди, и за счет пожертвований содержится причт (состав лиц, служащих при каком-либо одном церковном приходе, — ред.).

Церковь — это наиболее стабильная структура, и тогдашний рабочий, утомленный промышленным грохотом, мог прийти в храм и ощутить связь с домом, услышав знакомый с детства звон колоколов или увидев икону, которая была в его родном селе. В то же время от духовенства требовался особый подход в отношениях с рабочими, и Церковь в этом плане перестраивалась на новый лад. К слову, в конце XIX века при юзовском Свято-Преображенском соборе было создано православное братство для борьбы с пьянством, которое было особенно распространенно среди рабочих.

Один священник юзовской церкви, которого цитирует донецкий историк Евгений Ясенов на своем авторском сайте donjetsk.com, отмечал, что в то время у рабочих были серьезные проблемы с моральными стандартами. Наряду с этим, в 1883 году в одном из юзовских районов, который только начинали осваивать, заводчане попросили построить им церковь. Собрали деньги, и это стало редким проявлением солидарности. То есть, рабочих все-таки тянуло в храм. А тянет ли в храм сегодняшних заводчан?

Я вообще удивляюсь, как тогда работники завода, которые трудились по 16 часов в сутки, находили еще время и силы, чтобы ходить в храм. Но рабочие шли туда, поскольку христианство — это не просто культурная традиция, оно готово дать ответы на вопросы о смысле жизни, смерти, загробной участи любому человеку, воспитанному в любых культурных условиях.

Что касается нынешнего заводского храма, в котором мы сейчас находимся, то ему уже 10 лет, и нам все-таки сложнее, чем было в юзовские времена, когда здесь только строился завод и первые храмы. Тогда не возникал вопрос, зачем эти храмы строятся. Люди знали. Мы же получили три поколения, которые подвергались атеистическому воспитанию, и это принесло свои плоды. Нынче, приходя к нам, люди часто начинают с фразы: «Нас этому не учили». Ты видишь, как взрослый человек вынужден преодолевать в себе такие страхи, которых нет у современного ребенка. Некоторые люди просто бояться зайти в храм, подойти к священнику. Со своей стороны, мы максимально открыты для людей.

Храм Святителя Игнатия Мариупольского на территории Донецкого металлургического завода

Следует также отметить, что сегодня на поле человеческих душ вместе с нами работает много «конкурентов». И в большей мере речь идет не о других конфессиях и религиозных общинах, а о древнем культе золотого тельца. Общество потребления задает свои стандарты, рождает своих кумиров и богов. Тяжело нам приходится и в тех ситуациях, когда человек приходит в храм, чтобы исключительно решить вопросы земного бытия. Церковь имеет двойную богочеловеческую природу, и мы не можем и не должны стать обычным «социальным институтом». Есть вопросы, по которым мы все равно будем находиться в оппозиции к этому миру, потому что это заложено в нашей религии. Церковь одновременно находится и в этом мире, и вне этого мира. Этому учит нас Христос.

На ваш взгляд, допустима ли точка зрения, что крестьяне более расположены к вере, чем рабочие, поскольку хороший урожай и приход вдохновения больше связаны с неким чудом, чем, например, изготовление деталей на станке?

Религия — это очень сложное явление. У нас на заводе есть ребята, которые работают в мастерских и цехах, и это не мешает им быть глубочайшими личностями. Они пишут картины, стихи, песни, занимаются благотворительностью. Есть такое выражение, что две дороги ведут к Богу — это путь простецов и путь мудрецов. А вот у тех, кто стоит посредине, уже нет простоты, но и особой мудростью они тоже не обладают, хотя претендуют на то, чтобы считаться интеллектуалами. Начинаешь копать и видишь, что знание истории у них неглубокое, зачастую выдают какие-то фразы-штампы на уровне кроссвордов, нет глубины понятий. Вот такие люди обычно далеки от Церкви.

Существует также мнение, что технические интеллигенты более склонны в религиозных вопросах к оккультизму, чем представители гуманитарной интеллигенции. Замечали такое?

Я сам по образованию — учитель географии и биологии, и очень осторожно отношусь к таким обобщениям. Если будет научная работа с определенной выборкой и соответствующими результатами, я готов принять эту теорию. Однако в любой теории есть исключения. Мы знаем, что разбойники в рай не попадают, но первым в рай вошел именно разбойник, который висел рядом с Христом и покаялся в своих грехах. Кстати, этого благоразумного разбойника звали Рах, и в Донецкой области на территории исправительной колонии в Селидово в честь него стоит храм-часовня. Нет ни одной категории людей, которая была бы забыта Богом.

Сегодняшняя Донетчина — это территория большого бизнеса, на которой, как ни в каком другом украинском регионе, распространены протестантские общины. Можно ли сказать, что за годы независимости в регионе выработалась в определенной мере своеобразная «протестантская этика» на фоне «духа капитализма»?

Да, здесь можно провести определенные параллели. Необходимо подчеркнуть и то, что сейчас в протестантской среде существует так называемая «теология процветания». Это такое представление о праведности, когда считается, что Бог тебя благословил, если у тебя есть деньги, а если их у тебя нет, получается, что ты много грешишь. Это — примитивное мышление, и оно чуждо православному мировоззрению. Наши святые, с точки зрения этих позиций, — это полные «лузеры», которые уходили от мира и молились где-то в лесах. Примеры наших святых ни в коем случае не настраивают на неудачу. Это — очень трезвый подход, который показывает, что жизнь бывает разной, и готовым нужно быть ко всему.

В адрес нашей Церкви часто говорят, что нам нужно меняться. Мы меняемся, но не в базовых вещах. Мы не будем менять богословие и провозглашать новую доктрину, что быть богатым — хорошо, а бедным — плохо. Мы все-таки находимся в конфликте с обществом потребления и в свете нынешних реалий, и с точки зрения эсхатологии (раскрываемое Православной Церковью учение о конечных судьбах мира и человека, — ред.), а именно того, что конец истории все равно будет связан с экономическими факторами.

Сайт Отцы.ру выделяет несколько современных мифов о священниках. Например, «все священники корыстные, жадные», «все священники ездят на иномарках, потому что у них много денег», «священники обязаны быть святыми, а они такие же грешные, как все люди, если не хуже» и т. д. Все это сочетается с популярным нынче утверждением, что «Церковь — это бизнес»...

Церковь отделена от государства, священники не живут за счет налогов, которые платят люди государству. О них заботятся прихожане. Однако мы не собираемся тотально оправдываться — священники встречаются разные. Но нельзя вгонять всех под один стереотипный стандарт. Есть всегда опасность оказаться заложником чужих идей и настроений. Иногда люди нам говорят, мол, «если вот такие плохие священники попадаются, значит, такой у вас Бог, который их прислал сюда». Но Господь не «прислал» их, а терпит их, и дает им возможность прийти к покаянию.

Каждый находит то, что ищет. Можно найти много информации о достойных священниках, которые честно служат Богу и людям. Это — живые личности, а не мифы. Они могут жить рядом с вами, и с ними можно познакомиться и пообщаться.

Что вы можете сказать о взаимоотношениях между разными регионами Украины? Какой должна быть культура этих отношений?

Украина — поликультурна, и этот факт нужно признать. Необходимо сохранять свое, но при этом уважать то общее, что есть у нас. Церковь дает пример такого рода отношений, когда говорит, что в главном должно быть единство, во второстепенном — свобода, и во всем — любовь. Если это будет принципом государственной политики, то искусственные заострения на проблемах, разъединяющих страну, станут бессмысленными. Можно все время акцентировать внимание на том, что мы не похожи, но, с другой стороны, это же здорово...

Сегодня активно обсуждается роль Украинской православной церкви в контексте того, каким геополитическим путем должно пойти наше государство — в Евросоюз или в Таможенный союз. Занимает ли Церковь какую-либо позицию по этому вопросу?

Мы привыкли к тому, что нас воспринимают как некую политическую силу, не понимая того, что человек приходит в Церковь не решать какие-то политические вопросы, а спасать свою душу. Время от времени нас пытаются втягивать в разные политические игры, и некоторые священники ведутся на эти вещи. Но дай Бог мудрости нашим архиереям, которые умудряются, по слову евангельскому, «быть хитрыми, как змеи, и кроткими, как голуби» и выруливать в тех сложных процессах, которые происходят сегодня.

Сотни государств канули в лету, но Церковь по-прежнему существует, потому что, как бы ее не воспринимали, какую бы нам не отводили роль, наш глава — это все-таки Иисус Христос. И как бы что ни развивалось, мы будем заниматься своим вечным делом. Как сказал один человек: «Никому не верю, попам только верю, одно и то же две тысячи лет рассказывают».

Тэги: УПЦ (МП), православие, церковь, Донбасс, Донецкая область

Комментарии

18.11.18 19:03

Главные новости за 17-18 ноября 2018 года

18.11.18 18:21

Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева

18.11.18 18:06

В Житомире собрались безграмотные (типа православные) сторонники некоего «Томаса»

18.11.18 17:11

Умерла известная украинская оперная и эстрадная певица

18.11.18 16:34

Одним из подозреваемых в ограблении машины «Приватбанка» оказался матерый рецидивист

18.11.18 15:27

В Киеве неизвестный тяжело ранил посетителя паба. В Сети появилось видео (18+)

18.11.18 14:14

В киевском спальнике молодая мать повесилась в одной квартире с ребенком

18.11.18 14:10

Криворожские националисты-автокефальщики пытались выломать дверь резиденции митрополита УПЦ

18.11.18 13:01

Адвокаты Януковича подтвердили, что у него «тяжелая травма»

18.11.18 12:27

Смертница, попросив прощения у Аллаха, взорвала себя на одном из КПП в Чечне. Момент попал на видео

Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
В Житомире собрались безграмотные (типа православные) сторонники некоего «Томаса»
В Житомире собрались безграмотные (типа православные) сторонники некоего «Томаса»
В Киеве неизвестный тяжело ранил посетителя паба. В Сети появилось видео (18+)
В Киеве неизвестный тяжело ранил посетителя паба. В Сети появилось видео (18+)
Смертница, попросив прощения у Аллаха, взорвала себя на одном из КПП в Чечне. Момент попал на видео
Смертница, попросив прощения у Аллаха, взорвала себя на одном из КПП в Чечне. Момент попал на видео
Францию охватили масштабные акции протеста. Не обошлось без жертв
Францию охватили масштабные акции протеста. Не обошлось без жертв
Активисты пикетировали особняк Авакова под Киевом
Активисты пикетировали особняк Авакова под Киевом
В Москве бушевал пожар на нефтеперерабатывающем заводе. Соцсети массово публикуют видео
В Москве бушевал пожар на нефтеперерабатывающем заводе. Соцсети массово публикуют видео
В израильской пустыне нашли очень необычное изображение, предположительно, Иисуса Христа
В израильской пустыне нашли очень необычное изображение, предположительно, Иисуса Христа
Петросян таки развелся с женой. Но имущество на полтора миллиарда рублей еще предстоит поделить
Петросян таки развелся с женой. Но имущество на полтора миллиарда рублей еще предстоит поделить
В Киеве пройдет необычная и немного шокирующая черно-белая выставка
В Киеве пройдет необычная и немного шокирующая черно-белая выставка
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?