ТОП:
Галина Чумак: Донецкая интеллигенция начала формироваться сравнительно недавно – в 60-х годах. То есть, прошло всего два поколения...

Симбиоз «бело-синей» политики, олигархической экономики, большого футбола и разнообразной «развлекаловки» — не всё, чем сегодня живёт и дышит Донетчина. У «края угля и металла», как минимум, есть ещё свой мир культуры, который не сводится к негативным проявлениям пролетарского быта и криминальной романтике. Поэтому «Фраза» обратилась к директору Донецкого областного художественного музея Галине Владимировне Чумак, чтобы она подробней рассказала о становлении, проблемах и достижениях культуры «края терриконов».

Галина Владимировна, в недавнем интервью «Фразе» Евгений Ясенов, рассказывая о донецком менталитете, выделил две черты регионального характера: одну положительную — трудолюбие, и одну проблемную — распространенное в здешних краях бескультурье. Как специалист по художественной культуре, что вы можете сказать по поводу этой проблемной черты?

Я считаю, что у нас в Донбассе действительно на массовом уровне есть серьёзные проблемы с воспитанностью и образованностью. Но в то же время нужно понимать, что сейчас идёт процесс развития культуры нашего края. Ведь Донецку еще нет и ста лет, если брать за точку отсчета тридцатые годы (в 1932 году город стал центром Донецкой области, — ред.). Людям, которые сюда приезжали, некогда было получать образование, и не было тех мест, где его можно было получить. Но потом начали возникать первые культурные учреждения — заводские кружки, рабочие клубы, библиотеки...

Кстати, первые библиотеки у нас появились сто сорок пять лет назад в Александровском уезде Екатеринославской губернии в школах сел Времевка и Старомайорское. Сейчас — это Великоновосёлковский район области. Старейший профессиональный театр в Украине создан был в Мариуполе. Старейшие культурные заведения есть и в Артёмовске (до 1924 года назывался Бахмут, — ред.), ведь Артёмовск, как и Мариуполь, — это самые старые города Донетчины.

Перед революцией в наш край пошла волна переселенцев, многие из которых были рецидивистами и каторжанами, и от этого мы никуда не денемся. Это — деды и прадеды солидной части сегодняшнего донецкого населения. Какое они могли дать воспитание и образование своим детям? Соответственно, должно было пройти несколько десятилетий и поколений, чтобы наш город изменился. И он изменился, и продолжает меняться. Важную роль сыграло то, что в послевоенное время сюда перенесли Министерство угольной промышленности УССР. А в 1965 году был открыт Донецкий научный центр, в состав которого вошли научно-исследовательские институты Академии наук УССР, которые работали в различных технических направлениях. В шахтёрскую столицу хлынул поток инженерной мысли, и её в основном представляли выпускники ленинградских, московских и харьковских ВУЗов. Менялась картина и в сфере образования. В Донецке в то время уже было три института и один университет. А сколько сейчас у нас ВУЗов? Их развелось очень много, и, слава Богу, что они есть. Это дает возможность молодежи учиться. А кто не хочет — это их выбор.

Культурная история и современность Донбасса зачастую затмевается образом «края угля и металла», а что всё-таки можно считать достижениями региональной культуры, в частности — искусства?

Когда у меня спрашивают о культуре Донбасса, я начинаю читать стихи Владимира Сосюры. А ещё есть поэт и правозащитник Василий Стус, литературовед и диссидент Иван Дзюба и многие другие. Кстати, мало кто знает, что поэт Михаил Петренко, который написал стихи «Дивлюсь я на небо, та й думку гадаю...», «Взяв би я бандуру...», ставшие народными песнями, тоже из нашего края, он родился в Славянске. Многим просто трудно представить, что здесь могут знать, разговаривать и писать стихи на украинском языке.

Что касается современного культурного образа Донетчины, я везде и всегда рассказываю, что у нас в области есть пять театров, семь творческих училищ, большая сеть библиотек, филармония, музыкальная академия. В первую очередь, следует выделить Донецкий национальный академический театр оперы и балета. Сегодня он на довольно высоком уровне. Благодаря Вадиму Писареву наш театр оперы и балета получил мировую славу и стал известен в разных странах. С ним связаны наши новые культурные традиции — фестиваль «Звёзды мирового балета» и фестиваль детских балетных спектаклей «Гран-Па». Такие мероприятия притягивают к нам мир, иностранцы знакомятся с нами, видят, что мы нормальные люди, что к нам можно приезжать и сотрудничать...

Много фестивалей проводит и Донецкая филармония, в том числе и международный фестиваль классической музыки «Прокофьевская весна». А наш теперь уже Национальный академический музыкально-драматический театр занимает ведущее место в Украине по количеству зрителей.

За годы независимости в Донецкой области появилось много разноплановых музеев. Отдельно нужно отметить музей Сергея Прокофьева в селе Красное (Красноармейский район области, — ред.), где он родился. На мой взгляд, это — самая выдающаяся личность, которую родила наша земля. Вот этого человека точно знает весь мир. Сегодня за рубежом его произведения исполняют чаще, чем Бетховена и Моцарта...

Я могу привести еще целый список примеров культурных достижений Донбасса, но если говорить в целом, замечу, что в масштабе Украины мы, конечно, не внизу, но и не на самом верху. Мы — в середине. Но это не значит, что это хорошо, с учетом численности населения и социально-экономического размаха нашего региона. Эти факторы дают нам возможность стремиться вперед и вверх.

Насколько успешно у сегодняшней донецкой интеллигенции получается «поворачивать» местное население в сторону культуры и влиять на общественные процессы в регионе?

Я думаю, что в этом вопросе по всей Украине интеллигенция не дорабатывает. Там, где власть допускает её к принятию определенных культурных решений, там есть определенные сдвиги. Например, во Львове. Относительно нашей донецкой интеллигенции нужно подчеркнуть, что в её деятельности ещё не выработаны традиции активного общественного участия. Донецкая интеллигенция начала формироваться сравнительно недавно — в 60-х годах. То есть, прошло всего два поколения...

Нужно также учитывать, что в независимой Украине, особенно в Донбассе, творческий мир столкнулся с проблемой устаревшей идеологической базы. Творчество нельзя останавливать, потому что оно связано только с божественным проведением, а не с какой-либо идеологией. У нас же творчество было зажато в идеологические тиски. «Шаг влево, шаг вправо — расстрел». В советское время многих творческих людей это повергало в уныние. Одни пьянствовали, другие деградировали, рисуя только идеологические портреты, индустриальные пейзажи, третьи эмигрировали и т. д. Поэтому с независимостью у творческих людей развязались руки, мысль пошла в свободный полёт. Но многие оказались к этому не готовыми, поскольку были сформированы в условиях другой идеологии. Вот нынешняя молодежь — совершенно свободная, но у неё сегодня проблемы с идеалами. Впрочем, отчаиваться не стоит. Молодые люди, которые хотят учиться, идут далеко.

Ситуация усугубляется еще и тем, что на постсоветском пространстве, как будто калёным железом высечено, что культура — это «остаточный принцип». А ведь нужно понимать, что «базис» — это как раз культура, а не экономика. Однако до тех пор, пока наше общество в целом и руководство страны, в частности, не поймут, что главным фактором, определяющим уровень экономического развития страны, является культурная политика государства, мы будем плавно переходить из неудовлетворительного состояния в худшее...

Власть в этом не заинтересована?..

Мы, конечно же, можем написать коллективное музейное обращение к власти о наших проблемах, но я сразу могу сказать, какая будет реакция. Еще восемь лет назад на первом всеукраинском музейном фестивале в Днепропетровске директора музеев написали такое обращение к власти от всего музейного сообщества Украины. Мы обратились к председателю Верховной Рады, премьер-министру, президенту и министру культуры. Указали все свои проблемы. Никакой реакции не последовало, а проблемы с каждым годом только прибавляются...

Наверное, эти проблемы объединяют все регионы Украины. Как сегодня складываются отношения между Востоком и Западом страны именно в сфере культуры?

Я довольно много езжу по Украине, и меня ещё никто не принимал плохо — ни на Востоке, ни на Западе. Мы все друг друга хорошо понимаем. Сталкивать нас пытаются политики. Однажды во Львове мне сказали, мол, «вы все в Донбассе — бандиты». Это было в 2005 году. Я им ответила: «Да, и я первая из них». А потом начала читать стихи Сосюры, петь украинские песни, и мы навсегда закрыли эту тему.

К сожалению, нас сейчас недостаточно финансируют, чтобы мы чаще могли позволять себе передвижные выставки. Тем не менее, у нас была выставка украинского сакрального искусства из Львова. Из Винницкого художественного музея у нас была коллекция портретной миниатюры королевских персон, принадлежащих к династиям Валуа и Бурбонов. В 2010 году мы экспонировали знаменитую скифскую пектораль — золотое нагрудное украшение скифского царя из Киевского музея исторических драгоценностей. Два года назад нам удалось собрать произведения нашего земляка Петра Кончаловского из десяти музеев Украины.

А в прошлом году у нас прошла роскошная выставка из музея книги Острожского историко-культурного заповедника, было представлено шестьдесят библий из десяти стран Западной Европы, начиная с XVI века. То есть при недостаточном финансировании мы всё-таки выкручиваемся и работаем довольно неплохо. На месте мы не стоим.

Тэги: Донецкая область, музей, искусство, культура

Комментарии

Выбор редакции
Горан Гавранчич: «Динамо» Лобановского было как «Барселона»!
Горан Гавранчич: «Динамо» Лобановского было как «Барселона»!
Горан Гавранчич: «Динамо» Лобановского было как «Барселона»!
Горан Гавранчич: «Динамо» Лобановского было как «Барселона»!
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
В США сравнили Евромайдан с восстанием диких животных
В США сравнили Евромайдан с восстанием диких животных
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
fraza.ua
В Киеве таки поймали кровавого «Радужного маньяка»
В Киеве таки поймали кровавого «Радужного маньяка»
В Киеве таки поймали кровавого «Радужного маньяка»
В Киеве таки поймали кровавого «Радужного маньяка»
На Харьковщине грузовик смял припаркованную на обочине легковушку с людьми
На Харьковщине грузовик смял припаркованную на обочине легковушку с людьми
Во Львове пьяный водитель загнал своего «коня» в свежий бетон
Во Львове пьяный водитель загнал своего «коня» в свежий бетон
Известная американская певица эпично рухнула со сцены во время странного танца
Известная американская певица эпично рухнула со сцены во время странного танца
Страшное ДТП в Тернопольской области: погибли две молодые девушки
Страшное ДТП в Тернопольской области: погибли две молодые девушки
В Киеве накрыли клинику, которая торговала органами похищенных ранее людей
В Киеве накрыли клинику, которая торговала органами похищенных ранее людей
В Днепре застрелили человека: появилось видео задержания киллера
В Днепре застрелили человека: появилось видео задержания киллера
В Лас-Вегасе молодую модель… закатали в бетон
В Лас-Вегасе молодую модель… закатали в бетон
Популярный украинский курорт атакуют черви, которые едят даже бетон
Популярный украинский курорт атакуют черви, которые едят даже бетон
В США решили закрыть скандальную тюрьму-остров
В США решили закрыть скандальную тюрьму-остров
fraza.ua

Опрос

Статьи какого автора fraza.ua, пишущего на общественно-политические темы, вам больше нравятся?