Неандертальцы умели нырять и не только. Последние антропологические открытия

Исследователи выяснили, что неандертальцы ныряли и находили на морском дне ракушки, из которых в дальнейшем делали нужные им инструменты. Это открытие несколько противоречит устоявшемуся стереотипу о том, что наши предки не столь активно осваивали море.

Водные существа

Так, в пещере на территории Иберийского полуострова археологи обнаружили около двухсот инструментов из ракушек моллюсков. На месте раскопок также были найдены зубы животных, возраст которых, по оценкам, составляет 90-100 тыс. лет.

Прежде считалось, что неандертальцы собирали ракушки только на берегу. Однако авторы совместного исследования университетов Уэльвы, Севильи и Лиссабона не обнаружили на найденных предметах следов того, что ракушки выносились на берег волнами. На это также указывает присутствие определенных бактерий на поверхностях артефактов.

Ученые из Колорадского университета в Боулдере считают, что четвертая часть этих инструментов, вероятнее всего, использовалась в качестве скребков. Состояние их поверхностей указывает на то, что их собирали с морского дна, возможно, даже с живыми моллюсками внутри.

Предполагается, что неандертальцы ныряли за ними на глубину 2-4 метров.

Это не первое исследование, доказывающее, что неандертальцы чувствовали себя в воде комфортно. Ранее уже было сделано открытие, что некоторые древние люди страдали профессиональным заболеванием ныряльщиков. На десятках черепов имелись признаки т. н. «уха ныряльщика» (остеомы — костного образования в наружном слуховом проходе, которое возникает из-за длительного воздействия холодной воды и ветра).

Установлено, что инструменты из ракушек находились в южной Европе задолго до появления здесь современных людей. Поэтому антропологи пришли к выводу, что эволюционное развитие неандертальцев, проживавших на территории Евразии, шло своим собственным путем.

У неандертальцев были сильные челюсти

Результаты еще одного исследования указывают на то, что неандертальцы могли пережевывать твердую пищу растительного происхождения — такую, как орехи.

Ученые тестировали зубы приматов в лаборатории, чтобы выяснить, что древние люди могли употреблять в пищу. «Мы пришли к выводу, что твердые ткани растений, например ореховая скорлупа, практически не деформировали текстуру зубов неандертальцев», — поясняет Адам ван Кестерен, антрополог из Вашингтонского Университета Сент-Луиса.

Неандертальцы проводили время на территории современной южной Испании

След древнего человека, обнаруженный в Гибралтаре, не только свидетельствует о том, что гоминиды (представители семейства наиболее прогрессивных приматов) искали убежище в южной части Иберийского полуострова, но также вызывает вопрос, когда именно они исчезли.

Не так давно на Гибралтаре археологи обнаружили след подростка, рост которого, по их мнению, составлял 1,3 м. С помощью термолюминесценции удалось установить точную дату: след был оставлен примерно 28 тыс. лет назад. Как отмечают исследователи, с помощью фотограмметрии они установили также форму стопы подростка. После сравнения с другими образцами развеялись все сомнения в том, что это след гоминида.

Ученые предполагают, что южная часть Пиренейского полуострова была убежищем для древних людей. Тридцать тысяч лет назад на территории Европы были экстремальные холода, и первобытные люди искали места потеплее, в т. ч. на территории современной Португалии и Испании.

Новое открытие также заставило ученых пересмотреть гипотезу о том, когда именно одна из групп гоминид — неандертальцы исчезли с лица Земли. Ранее считалось, что это произошло 40.000 лет назад.

Но археологическая находка в карьере на территории Каталонского залива заставляет ученых в очередной раз в этом усомниться. В 2006 году журнал «Nature» также высказывал сомнения на этот счет.

Хомо + неандерталец = ...

«Неандертальцы сосуществовали на Земле вместе с представителями Хомо Сапиенс, хотя и не жили совместными поселениями», — объясняет Родригес Видаль, один из авторов исследования, опубликованного Quaternary Science Reviews.

Помимо следов первобытных людей на территории Иберийского полуострова обнаружены следы слонов, коз, быков и кошек, которые, очевидно, также мигрировали на юг, чтобы спастись от надвигающихся холодов.

«Нет доказательств, что между двумя видами древнего человека происходили какие-то насильственные столкновения, — говорит Видаль. — Их группы были весьма малочисленны, также имеются свидетельства межвидового скрещивания Хомо Сапиенс и неандартальцев, что, судя по всему, и привело к ассимиляции последних».

По материалам ИноСМИ