ТОП:
Русский отец украинского национализма. Часть 4

РВо Львове у Донцова начался новый период жизни, связанный с изданием «Литературно-Научного Вестника» («ЛНВ»). Это было солидное издание, с довоенной (с 1898 г.) историей, с Михаилом Грушевским и Иваном Франко в отцах-основателях. На должность главного редактора «ЛНВ» Донцова протежировал все тот же Евгений Коновалец (так как журнал издавался частично на средства Украинской Войсковой Организации).

На должности главного редактора «ЛНВ» Дмитрий Донцов чувствовал себя, как рыба в воде. Выход «ЛНВ» стал настоящим событием в украинских национальных кругах. Поэт Евгений Маланюк, который в 1922 г. пребывал в польском лагере близ г. Калиш для украинских интернированных военных, описывает появление первого номера журнала как «прорыв осады».

Третью часть статьи читайте здесь.

Со временем под знамена «Литературно-Научного Вестника» (а с 1932 г. — просто «Вестника»), благодаря усилиям главного редактора и его супруги, встала практически вся национально ориентированная молодежь эмиграции и Западной Украины; к работе журнала подключилась целая плеяда украинских молодых поэтов и литераторов, которых ныне в литературных кругах называют «пражской школой»: Евгений Маланюк, Олег Ольжич, Елена Телига, Юрий Лыпа и многие другие. Сам Дм. Донцов очень хорошо понимал, что

Як в нації вождя нема,
Тоді вожді її — поети:
Міцкевич, Пушкін недарма
Творили вічні міти й мети.
Давали форму почуттям.
Ростили й пестили надії,
І стало вічністю життя
їх в формі Польщі і Росії...

Є. Маланюк «Посланіє».

Подавляющее большинство этих поэтов и литераторов в дальнейшем свяжут свою жизнь с национально-освободительным движением, с ОУН и УПА и окончат свои дни в застенках НКВД или пыточных гестапо...

Донцовская ставка на городскую молодёжь, на студенчество, на романтиков украинской революции раздражала многих заслуженных борцов за украинское дело, особенно среди гетманцев. Вячеслав Липинский, бывший соратник Донцова по УДХП, не раз обвинял Дмитрия Ивановича в плагиате его, Липинского, идеи украинской государственности (?!) и даже обзывал «Митькой-щелкопером», намекая на его российское происхождение. В ответ Донцов обращался к Липинскому с саркастическим «пан Вацлав», чем подчеркивал польское происхождение визави.

Более того, не только этническое происхождение, но даже и владение украинским языком Дм. Донцов не считал главным фактором, определяющим истинного патриота Украины.

«Язык — не самая важная вещь. Для меня генералы украинской армии российского или немецкого происхождения, которые даже не научились по-украински, — есть большие патриоты, когда боролись за украинское дело, чем Юрий Коцюбинский или Дмитрий Мануильский, которые, хотя и украинцы по происхождению, {но} вместе с бандами Муравьёва разрушали Киев», — заявлял Дм.Донцов.

Этими своими заявлениями Донцов ещё больше шокировал своих консервативных оппонентов, которые в ответ называли его не иначе, как «нигилистом» и даже «московским революционным мусором».

«ЧИ МИ ФАШИСТИ

В 1926 г. Донцов пишет труд, который считается главным в его литературно-публицистической деятельности — «Национализм». В какой-то степени это было дополненное и переработанное продолжение его «Основ нашей политики», изданных ранее, в 1921 г.

«Национализм» был неоднозначно встречен не только идеологическими противниками Дм. Донцова, но и соратниками. Наиболее лапидарно общее мнение о главной работе Донцова высказал Юрий Лыпа, который назвал «Национализм» Донцова «блестящей лирической реакцией на пассивность украинцев, без более глубокой синтетической мысли».

Действительно, некоторые деятели национального движения ждали от книги практических предложений, в стиле «Майн кампф», а получили яркий, но несколько путанный философский трактат. А В. Липинский вообще обвинил своего визави в плагиате его собственных идей (?!).

Как бы там ни было, книга эта (впрочем, как и вся публицистика Дм. Донцова) оставила заметный след в националистической литературе 20—30-х годов, и даже сегодня многие молодые украинцы именно под её влиянием приходят в националистическое движение.

УКРАИНСКАЯ ИДЕЯ

<>Если Украина хочет выйти из состояния провинции, {она} должна выработать у себя, кроме воли к власти, ту великую всеобъемлющую идею, идею овладения духового, экономического и политического {потенциала} нации. Без такой идеи мы все останемся нацией порабощённой, провинцией, народом, который будет жить с раздвоенной душой, не в состоянии достичь соборной воли; народом «конвульсивных взрывов», народом без пафоса, сателлитом более сильных; парией, прослойкой, даже у себя дома будучи не только политическим, но и духовым и социальным невольником; нацией с «анархией доктрин» и с «ослаблением воли»... Так будет, пока мы не объявим беспощадную войну всем атомистическим и интернациональным доктринам, которые паношатся у нас, которые сковывают мысль нации и её энергию, которые разлагают всякую соборную национальную волю. Такой идеей может стать у нас не всемирная, не социальная, а лишь только национальная идея, чтобы смотрела в будущее и имела мужество покорить себе свой мир. <>


С 1929 г. лидеры Организации Украинских Националистов как минимум дважды предлагали Донцову стать официальным идеологом, и дважды д-р Донцов отказывался от этой чести. Очевидно, он не хотел обременять себя партийной дисциплиной и желал остаться просто «властителем дум» украинской радикальной молодёжи.

КРУШЕНИЕ НАДЕЖД

Начало мировой войны Донцов встретил в концлагере Береза Картузка, куда его запроторили польские власти буквально накануне гитлеровского вторжения. Но вскоре Польша пала, и Донцов вышел на свободу.

Надо сказать, что д-р Донцов был политическим реалистом. И пусть с 1913 года он числился «германофилом», больших иллюзий по поводу Германии и её стремления возродить независимую Украину он не испытывал, хотя многие оуновцы и возлагали на это большие надежды. «Германия ломает существующую политическую систему в Европе. Если это идет нам на руку, надо этим пользоваться, но так, чтобы не попасть под немецкий сапог!» — писал он Юрию Лыпе 13 мая 1939 г.

После освобождения Дм. Донцов выезжает в Румынию, потом в Берлин и Прагу. Он не участвует активно в политике, и чем он занимался в это время, историки затрудняются дать однозначный ответ. Последний раз его имя громко прозвучало 30 июня 1941 г., когда оуновцы (бандеровцы) выдвигали его кандидатуру на пост премьер-министра Украинской державы (под протекторатом Германии). Однако Гитлер не желал видеть Украину как государство — даже в качестве германского сателлита.

Для Донцова наступал новый этап его творчества — мистический...

«ТЁМНЫЕ ВРЕМЕНА»

Предвоенный период и период Второй мировой войны, как уже было сказано, является самым «темным» в биографии Дм. Донцова. В 1939 г. он покидает Львов (его жена Мария остаётся в городе; их брак умер, и больше они не встретятся) и скитается по Европе (Берлин-Румыния-Чехия).
Пожилой мыслитель и первый апологет украинского национализма остаётся не у дел. После смерти друга и покровителя — Евгения Коновальца ОУН раскалывается на две непримиримые фракции: мельниковцы и бандеровцы. Его ученики есть и там, и там, но остановить раскол Донцов не в состоянии. Пришло время силы, пришло время человека с ружьём, и человеку с пером следовало уступить ему место.

Иллюзии (если они ещё были) окончательно рухнули в августе 1941 г., когда Гитлер обрушил на украинских националистов свой гнев за их попытку провозгласить Украинскую Державу.

Дм. Донцов мучительно переживал фиаско (уже второе в его жизни) украинского движения. Ему осталось лишь утешаться словами Клаузевица, что «если ... народ потерял свою независимость и свободу после кровавой, но почётной борьбы», то «... подвиг борьбы сам по себе послужит тем зёрнышком, которое даст в своё время новые богатые ростки». А крови пролилось немало.

Наконец, в 1944 г., после длительного молчания  Донцов издаёт в Праге свою новую книгу — «Дух нашей древности», в которой пытается выяснить причины неизбежного поражения борьбы украинцев за свою независимость в 40-х гг. ХХ ст. Ещё продолжается кровавая схватка нацизма с большевизмом, ещё в лесах собираются отряды УПА, но борьба уже проиграна, и все дело только во времени. Донцов объясняет неизбежность поражения даже не количественными или материальными причинами. Нет! Все дело, по его мнению, в силе духа украинского народа, а вернее, в его теперешнем бессилии. У украинского народа нет духовной элиты, которая повела бы его к независимости.

Так Донцова-политика заменил Донцов-мистик.

По окончании Мировой войны Дм. Донцов перебирается сначала в Великобританию, а в 1947 г., после нескольких попыток советской власти (у которой была не только хорошая память, но и длинные руки) добиться выдачи его СССР, он перебирается в Канаду, в Монреаль, где преподает украинскую литературу.

Донцов продолжает писать критические статьи и рецензии (в т. ч. для антисоветских «ABN Correspondence» и «The Ukrainian Review»), издает сборники своих {заново отредактированных} работ, публикует избранные места из своего дневника о событиях 1918 г. в Киеве. Но это лишь блеклая тень бывшего Донцова. Годы берут своё.

«Индейское лето» Донцова приходится на 1961 г., когда он пишет (на немецком языке) свою последнюю большую работу «Дух России» («Der Geist Russlands»). Работа получилась яркой, хлёсткой, как в лучшие его годы. Главная идея произведения — противостояние США и СССР как вечная борьба варварского Востока и цивилизованного Запада. И у украинского националиста, российского дворянина Дм. Донцова под языком нашлось достаточно колючек для страны-Салтычихи.

Вступительное слово к «Духу России» написал такой известный ультраправый деятель, как Джон Фредерик Чарльз Фуллер. Критик был в восторге от книги: «Это действительно книга, которую все те, кто хочет понять нынешний мировой кризис, должны читать, изучать все, кто хотел бы постичь суть сегодняшнего мирового кризиса. Эта книга разъясняет, проникает в суть проблемы, которая ныне будоражит весь {цивилизованный} мир».
Работа имела большой резонанс на Западе, но в украинских кругах (даже эмигрантских) осталась практически незамеченной. Лишь после 1991 г. нашлись энтузиасты, усилиями которых и был сделан приличный перевод «Духа России» на украинский язык.

Дмитрий Донцов умер 30 марта 1973 г. и был похоронен на украинском кладбище в Баунд Бруке (США). После себя он оставил огромное наследие своих работ (прежде всего публицистических). Подсчитано, что за свою жизнь он как публицист печатался в 74 изданиях. Точное количество самих публикаций (учитывая, что Донцов часто печатался под псевдонимами) до сих пор не выяснено.

Некоторые из его работ и поныне актуальны.

Тэги: история, политика, культура, национализм, Дмитрий Донцов

Комментарии

Выбор редакции
Политическое самоубийство Шария
Политическое самоубийство Шария
Политическое самоубийство Шария
Политическое самоубийство Шария
Сто долларов: банковский «сервис» по-киевски
Сто долларов: банковский «сервис» по-киевски
Порошенко могут привлечь к ответственности за приказ начать наступление на Донбассе
Порошенко могут привлечь к ответственности за приказ начать наступление на Донбассе
Пока в зоне АТО гибли украинские ребята, Порошенко переоформлял свою панамскую компанию
Пока в зоне АТО гибли украинские ребята, Порошенко переоформлял свою панамскую компанию
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
Усик может стать новым президентом Украины?
Усик может стать новым президентом Украины?
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
fraza.ua
В сеть попало видео крупного ДТП на Одесской трассе
В сеть попало видео крупного ДТП на Одесской трассе
В сеть попало видео крупного ДТП на Одесской трассе
В сеть попало видео крупного ДТП на Одесской трассе
В Киеве у злостного неплательщика алиментов отобрали яхту
В Киеве у злостного неплательщика алиментов отобрали яхту
В столичном Голосеевском монастыре приглашают в училище новых студентов
В столичном Голосеевском монастыре приглашают в училище новых студентов
Американка пережила длительную клиническую смерть и говорит, что видела рай
Американка пережила длительную клиническую смерть и говорит, что видела рай
Адская жара в Европе до конца недели может убить тысячи людей
Адская жара в Европе до конца недели может убить тысячи людей
Украинский учёный: исследование армянских документов должно стать одной из прерогатив современной истории
Украинский учёный: исследование армянских документов должно стать одной из прерогатив современной истории
В России выпускникам подарили торт, украшенный... надгробными плитами с их фотографиями
В России выпускникам подарили торт, украшенный... надгробными плитами с их фотографиями
Под Киевом эпично перевернулась фура
Под Киевом эпично перевернулась фура
В Киеве задержан подозреваемый в финансировании боевиков
В Киеве задержан подозреваемый в финансировании боевиков
Ночью в Киеве сгорел пивной МАФ
Ночью в Киеве сгорел пивной МАФ
fraza.ua

Опрос

Что будет с Порошенко после выборов?