ТОП:
Великая схизма 1054 года:  как поссорились кардинал Гумберт и патриарх Кируларий

Л*Не за горами (по меркам истории) тысячелетие события, которое, как утверждается, раскололо христианство на две части: католиков и православных. Речь идёт о т. н. «Великой схизме». Однако следует заметить, что современники так её не воспринимали, и своё название она получила ретроспективно.

Но обо всём по порядку.

Согласно начальным христианским канонам первым среди равных иерархов христианства считается Папа Римский, наследник кафедры апостола Петра. За ним следуют патриархи: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.

Однако очень скоро территория, которая входила в юрисдикцию Папы (вместе с городом Римом), оказалась во власти варварских королей. Так первый епископ Церкви оказался вне христианской ойкумены, и ему долго, вплоть до середины Средних веков, пришлось бороться и за свою паству и за своё место под солнцем. Поэтому долгое время, де-факто, первоиерархом христианства был епископ Нового Рима (Константинополя), патриарх Константинопольский.

Однако с упадком Ромейской империи и арабским завоеванием Александрии, Антиохии и Иерусалима власть константинопольского патриарха, который находился под эгидой (а иногда и диктатом) греческих василевсов, ослабевала. В то же время папская власть научилась выживать в неблагоприятных условиях и значительно окрепла, распространив своё влияние на бывшую Западную Римскую империю. В конце концов интересы Папы и патриарха столкнулись в противоборстве, а апогей этого противоборства пришёлся в аккурат на середину ХІ века, когда стороны объявили свои претензии на «спорные территории»: Венецианскую республику, Далмацию (современную Хорватию) и Апулею с Калабрией (юг современной Италии). Обе стороны пытались распространить своё влияние на эти земли, которые каждая считала своей канонической территорией.

НАРАСТАЮЩИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Как уже было сказано, в то время власть римских пап пребывала на подъёме. Но, на беду ли, на счастье ли, у кормила византийского православия также оказался человек с недюжей волей и упрямством: Михаил І Кируларий (греч. Μιχαήλ Α΄ Κηρουλάριος).

В Ромейской державе патриархи издавна вынуждены были подчиняться власти и воле басилевсов (императоров). Но Кируларий был одним из немногих исключений из правила. Его крутого нрава побаивался даже император Константин Мономах (кстати, дед великого князя киевского Володимира Мономаха).

Патриарх Михаил І Кируларий как раз в это время пытался подчинить себе Армянскую Апостольскую церковь, которая имела (и имеет до сих пор) отличия в богослужебной практике от ортодоксального православия. В частности, армяне использовали при евхаристии «опресноки» (хестии), тогда как православные — квасной хлеб (просфоры).

На обвинения Кирулария в отклонениях от норм обрядовости армянские иерархи церкви отвечали, что западные христиане издавна также используют опресноки — но их-то никто ни в чём не обвиняет.

Разъярённый армянской увёртливостью патриарх Михаил приказал закрыть все армянские, а заодно и латинские церкви в Константинополе. При этом не обошлось без перегибов на местах: константинопольский сакелларий (помощник патриарха по финансовым и прочим вопросам) Константин во время акции закрытия церквей выбрасывал из латинских дарохранительниц Святые Дары (а именно хестии — пресный хлеб) и топтал их ногами.
Кроме того, патриарх Михаил приказал архиепископу Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы их «нововведения»: употребление хестии вместо опресноков; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аллилуйя» во время Великого поста; бритьё священниками бород; требование обязательности целибата у священников; употребление в пищу удавленины и прочее.

Римская церковь не оставила без внимания выпад против неё. Кардинал Гумберт Сильва Кандинский (Сицилийский) тут же пишет опровержение под названием «Диалог», в котором защищал латинские обряды и порицал некоторые греческие. В ответ пресвитер Студийского монастыря Никита Стифат пишет ещё один трактат — «Антидиалог», или «Слово об опресноках, субботнем посте и браке иереев» против сочинения Гумберта.

Словом, противостояние иерархов западной и восточной частей христианской церкви нарастало по всем позициям.

А тут ещё в отношения церквей вмешалась высокая политика.

БИТВА ЗА «НОСОК» И «ПЯТКУ»

Византийского императора (василевса) Константина ІХ Мономаха трудно назвать выдающимся. Он стал императором благодаря политическому браку с шестидесятилетней Зоей Порфирородной, дочерью императора Константина VIII, и его больше привлекали развлечения, чем государственные дела. А если он за них и брался, то итоги его деятельности были весьма сомнительны.

Так, пытаясь защитить от нападений и захвата норманнскими герцогами итальянских провинций Калабрия и Апулия (соответственно, «носок» и «пятка» Аппенинского полуострова), населённых в ту пору греками и использующих греческий обряд, он предложил Папе Римскому Льву IX союз против норманнов. Союз был заключён на следующих условиях: Папа помогает защитить византийские территории в Италии от врагов, за что василевс передаёт церковную власть в Калабрии и Апулии латинянам, оставляя светскую власть за собой. Понятно, что договор этот был заключён втайне от патриарха Михаила Кирулария, которому это вряд ли бы понравилось.

На беду, армия Папы не успела соединиться с византийским войском. 18 июня 1053 г. при городе Чевителло норманский герцог Роберт по прозвищу Гвискар (Хитрец) разбил папистов, а сам Папа попал к нему в плен.

Надо сказать, герцог Роберт обходился с пленником почтительно, но из плена не отпускал. Потому из Рима в Константинополь от имени Папы  отправилось посольство в составе уже опоминавшегося кардинала Гумберта Сильвы Кандинского, амальфийского архиепископа Петра и папского канцлера Фредерика (через три года он станет папой Стефаном IX). Посольство должно было склонить византийского императора к решительным действиям по освобождению Льва IX, а также разрешить накопившиеся церковные противоречия между западным и восточным христианством.

Послы (легаты) прибыли в Константинополь в январе 1054 г. К тому времени патриарх уже узнал о сговоре императора с Папоц за своей спиной и приложил немало усилий, чтобы сорвать переговоры. К тому же, пользуясь пребыванием своего духовного конкурента в плену, патриарх добавил к своему титулу слово «Экуменический» (Вселенский), что говорило о его претензиях не первенство в христианском мире.

«Благодаря» козням патриарха и неторопливости византийского дипломатического этикета послы пробыли в Византии до середины лета. В марте 1054 г. измученный многомесячным пленом Папа Лев IX пошёл на мировую с герцогом Гвискаром. Герцог действительно оказался хитрецом: он предложил Папе признать за собой отвоёванные у греков земли, взамен признавая церковную власть Папы и обещая быть его вассалом и союзником (в своём, правда, понимании). Папа, судя по всему, согласился на эти условия, но через месяц, 19 апреля 1054 г., умер.

Таким образом, пребывание римских послов в ромейской столице теряло смысл — они уже никого не представляли. Единственный вопрос, который они ещё могли обсуждать (обсуждать, но не принимать решения от имени римского понтифика, который ещё не был избран), — это разногласия в вопросах вероучения.

Легатам удалось во время научного диспута «прищучить» пресвитера Студийского монастыря Никиту Стифата, и тот публично сжёг свою скандальную книгу «Слово об опресноках, субботнем посте и браке иереев» и покаялся в ошибках.

Обрадованные своим успехом, легаты пошли ещё дальше. 16 июля 1054 г., перед началом богослужения, они вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха и двух его помощников. В ней, в частности, говорилось: «Михаилу, неофиту, рекомому патриархом, который принял монашеские облачения только из-за страха пред людьми и ныне обвиняемому многими в самых тяжких преступлениях; с ним и Льву, называемому епископом Охридским; также Константину, сакелларию вышеназванного Михаила, который богохульно топтал ногами жертвенные дары Латинян; и всем их приверженцам в вышеупомянутых ошибках и предубеждениях: да будет им анафема, ... если однажды не покаются. Аминь, Аминь, Аминь».

В отлучительной грамоте также перечислялись все (и настоящие, и мнимые) ереси православных: продают церковные должности (?!); перекрещивают уже крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян; утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение; позволяют браки служителям алтаря; злословят закон Моисеев; отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына; новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения и проч.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Стоит ли говорить, что анафема кардинала Гумберта (тот, правда, утверждал, что был уполномочен на такие действия Папой Львом IX) была в высшей степени сомнительной, невзирая на правдивость или ложность высказанных обвинений. Ведь Папа умер почти за три месяца до анафемы Гумберта!

После отлучения легаты быстренько ретировались из Константинополя. Любопытно, что возвращались они назад кружным путём, через Киев. В ту пору высшим духовным лицом Руси был митрополит Илларион, самочинно, без благословения Патриарха (но с разрешения великого князя Ярослава Мудрого), избранный на эту должность собором местных епископов. Очевидно, легаты искали поддержку своим действиям в столь крупной митрополии, враждующей с Константинополем, но ни великий князь Изяслав Ярославич, ни духовенство Руси в конфликт кардинала и патриарха решило не вмешиваться.

Хуже другое. Разгневанный патриарх Михаил уже 20 июля 1054 г. собрал (вполне легальный!) собор из 12 митрополитов и нескольких архиепископов, который в ответ провозгласил соборное определение о проклятии папских легатов и незаконности их действий. Более того, это соборное определение с лёгкой руки патриарха Михаила было подтверждено остальными Восточными Патриархами, и, таким образом, из-за частного случая взаимной неприязни и анафемствования кардинала и патриарха стало причиной формального раскола Церкви.

Лишь в 1965 г. эти анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором (но до сих пор не сняты Восточными Патриархами!).

Впрочем, современники не считали этот конфликт настоящим расколом. В 1096 г. по просьбе византийского императора Алексея Комнина начался Первый крестовый поход, в котором католики и православные выступили против Румского султаната турок-сельджуков. Настоящий разрыв между католиками и православными наступил в 1204 г., когда крестоносцы взяли штурмом Константинополь, но первый серьёзный шаг к нему был сделан именно 16 июля 1054 г.

«...Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).

Тэги: общество, история, культура

Комментарии

Выбор редакции
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Хит-парад приколов от Юлии Тимошенко. Новое видео «Фразы»
Хит-парад приколов от Юлии Тимошенко. Новое видео «Фразы»
Хит-парад глупостей от Петра Порошенко. Новое видео «Фразы»
Хит-парад глупостей от Петра Порошенко. Новое видео «Фразы»
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
Украинцев загнали в культурное гетто. Видеообзор «Фразы»
Украинцев загнали в культурное гетто. Видеообзор «Фразы»
Найден самый честный политик Украины. Новое видео «Фразы»
Найден самый честный политик Украины. Новое видео «Фразы»
Топ 10 лучших сериалов 2018 года. Видеообзор «Фразы»
Топ 10 лучших сериалов 2018 года. Видеообзор «Фразы»
Отныне секс без обоюдного согласия партнеров – изнасилование. Видеообзор «Фразы»
Отныне секс без обоюдного согласия партнеров – изнасилование. Видеообзор «Фразы»
Как украинцам голосовать «против» на выборах 2019? Видеообзор «Фразы»
Как украинцам голосовать «против» на выборах 2019? Видеообзор «Фразы»
О масонах и патриархе Варфоломее. Видеообзор «Фразы»
О масонах и патриархе Варфоломее. Видеообзор «Фразы»
fraza.ua
Окружающий мир – порождение нашего сознания? Новое видео на канале «Фразы»
Окружающий мир – порождение нашего сознания? Новое видео на канале «Фразы»
Окружающий мир – порождение нашего сознания? Новое видео на канале «Фразы»
Окружающий мир – порождение нашего сознания? Новое видео на канале «Фразы»
В украинский прокат выходит комедия года «Что-то не так с тобой» с Одри Тоту
В украинский прокат выходит комедия года «Что-то не так с тобой» с Одри Тоту
Смотрите и слушайте видеоблог Валентина Бушанского, посвященный годовщине расстрела на Майдане
Смотрите и слушайте видеоблог Валентина Бушанского, посвященный годовщине расстрела на Майдане
Необычный кролик из Финляндии удивил весь мир своими трюками
Необычный кролик из Финляндии удивил весь мир своими трюками
В Симферополе вспыхнул гигантский пожар на заводе пластмасс
В Симферополе вспыхнул гигантский пожар на заводе пластмасс
В Киеве водитель прямо на ходу кирпичом чинил маршрутку
В Киеве водитель прямо на ходу кирпичом чинил маршрутку
Квартирный вопрос: в Киеве сын подрезал престарелого отца
Квартирный вопрос: в Киеве сын подрезал престарелого отца
Учительница младших классов публично снимала с мальчиков штаны и смотрела на девочек в туалете
Учительница младших классов публично снимала с мальчиков штаны и смотрела на девочек в туалете
В Канаде заживо сгорели сирийские дети
В Канаде заживо сгорели сирийские дети
Пьяный физрук сломал челюсть полицейскому на глазах у нетрезвого директора школы
Пьяный физрук сломал челюсть полицейскому на глазах у нетрезвого директора школы
fraza.ua

Опрос

Что ждет Украину в 2019 году?