ТОП:
Украинский арсенал: БМП-2

Война на Донбассе в очередной раз подтвердила тот факт, что списывать со счетов действия пехоты на поле боя еще не стоит: никакая мощь артиллерии или авиации на данный момент не заменит пехотинца. А значит, еще долго будут в строю и средства ее поддержки — боевые машины пехоты.

На вооружении ВСУ два типа таких машин — БМП-1 и БМП-2. Про первую мы уже писали, а сегодняшняя статья о втором образце.

БМП-2 24-й мехбригады в эшелоне во время движения на Донбасс, апрель 2014 г.

Фактически плавающая гусеничная боевая машина пехоты БМП-2 являлась логическим продолжением конструкции БМП-1.  Военные поставили перед конструкторами новой машины  достаточно жесткие условия: взаимозаменяемость по запасным частям с БМП-1 должна  была сохраниться в пределах 75%, а также разработана новая двухместная башня с 30-мм автоматической пушкой со скорострельностью 600 выстрелов в минуту. Машина должна была быть обязательно плавающей, для чего крылья (грязезащитные щитки) делались объемными, с заполнением объемов полиуретановым наполнителем, который не поглощает и  не впитывает воду.

Новую машину после серьезных полевых испытаний (в том числе и в боевых условиях в Афганистане) приняли на вооружение советской армии в 1981 г.

Компоновка машины аналогична БМП-1: передняя часть отдана под моторно-трансмиссионное отделение и отделение управления, центральная часть и башня заняты двухместным боевым отделением, кормовая — десантным отделением для семи стрелков. Причем интересно, что десантное отделение БМП-2 стало значительно меньше по сравнению с десантным отделением БМП-1 из-за увеличения диаметра погона башни и смещения ее назад на 160 мм и осталось рассчитано на шесть рабочих мест для стрелков-десантников, по три с каждого борта. В связи с уменьшением десантного отделения машины и перемещением командира в башню одного десантника разместили в отделении управления в передней части БМП за механиком водителем. При спешивании покидать машину этому десантнику приходится, прыгая с борта БМП, порой на ходу.

Над сиденьями десантников в крыше расположены два люка (количество люков на БМП-2 было сокращено вдвое по сравнению с БМП-1 из-за сокращения общей длины десантного отделения) для выхода десанта на плаву, ведения огня по воздушным целям и наблюдения за местностью на марше.

Украинские части выходят из казарм, весна 2014 г. 

Вооружение БМП-2 состоит из 30-мм автоматической пушки 2А42 с двухленточным селективным питанием, стабилизированной в двух плоскостях, спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой для ПТУР "Конкурс" (в корпусе боевого отделения на правом борту установлены крепления для укладки трех ПТУР, в нише правого борта укладывается вьючное устройство пусковой установки).

Также серийно производилась командирская машина БМП-2К, которая от стандартной машины отличается тем, что в ней в десантном отделении оборудованы рабочие места для штабистов, радиста, а также установлены дополнительные средства связи в виде радиостанций Р-130м и Р-123м (Р-173).

Украине после распада СССР досталось 1360 БМП-2 и БМП-2К (по состоянию на 1995 г.), однако за время независимости на экспорт было поставлено 307 машин. Таким образом, общее количество машин этого типа на вооружении ВСУ на начало 2014 г. можно примерно оценить как  1053. Однако в ходе аннексии Крыма россияне захватили 53 БМП-2 (были в составе 36-й отдельной бригады береговой обороны), то есть фактически вооруженные силы могли "выставить" на фронт не более чем 1000 БМП-2. Они были в составе всех шести отдельных мехбригад, горно-пехотной бригады, отдельных разведывательных батальонов. БМП-1 состояли на вооружении в крайне ограниченном количестве.

Уже в ходе боевых действий БМП-2 обзавелись дополнительными самодельными противокумулятивными экранами

Такое достаточное количество машин еще до начала боевых действий вызывало проблемы с обеспечением их боеготовности. Так, например, в 2012 году наше военное ведомство было вынуждено купить в  РФ 24 пушки 2А42 с запасными стволами. Хотя со временем и было развернуто производство аналога  — ЗТМ-2. По некоторым данным, сейчас в ходе капитального ремонта устанавливаются именно отечественные аналоги. Кроме того, стабилизатор 2Э42 заменяется на отечественный аналог СВУ-500.

Хотя  фактически количество боеготовых машин было меньше, тем не менее они составляли основу мотопехоты. Поэтому вполне понятно, что с разворачиванием войны на Донбассе именно на экипажи БМП-2 легла основная тяжесть ведения боевых действий. Они отметились практически во всех более или менее значимых боестолкновениях как весны-лета 2014 года, так и позже.

Естественно, что они понесли и максимальные потери. На данный момент определить, сколько именно потеряли по боевым и небоевым причинам армейцы таких машин, достаточно сложно, предварительно их можно оценить в цифру в 350 единиц. Причем треть потерь (примерно около 100 единиц, включая и захваченные противником как трофеи) понесли две бригады — 30-я мехбригада в ходе боев лета 2014 года и 128-я горно-пехотная в ходе боев зимы 2015 года под Дебальцево.

Уникальная в своем роде модификация БМП-2  с дополнительно установленными экранами и  12,7-мм пулеметом ДШКМ на самодельном станке

Практически сразу после подписания Минских договоренностей начались серьезные работы по расконсервации БМП-2 на базах хранения (основные места хранения  — 73-й центр хранения, утилизации и предпродажной подготовки вооружения и военной техники (пгт Ярмолинцы) и 1282-й центр обеспечения бронетанковым вооружением и техникой (г. Артемовск, ныне расформирован). 

Параллельно происходил процесс перераспределения оставшейся матчасти, причем для внешнего наблюдателя он шел достаточно хаотично. Так, например, БМП-2 расформированной 51-й бригады поделили между 28-й, 30-й и 72-й бригадами. Практически все наличные машины были изъяты из боевого состава учебных заведений: несколько БМП-2 из Академии сухопутных войск ушли в 72-ю бригаду, а 30 машин 169-го УЦСВ "Десна" после капитального ремонта на Житомирском бронетанковом заводе пополнили парк 25-й отдельной воздушно-десантной бригады (после потери и выхода из строя большей части БМДшек).

Фактически БМП-2 после массового принятия на вооружение БМП-1 остались как основные на вооружении, в частности, 10-й горно-штурмовой и 128-й горно-пехотной, пяти механизированных (24-й, 28-й, 72-й, 93-й и 30-й), пары разведывательных батальонов, воздушно-десантной и 36-й отдельной бригады морской пехоты. Все части, которые формировались в 2014—2017 гг., получали на вооружение исключительно БМП-1. Общее количество БМП-2 на вооружении ВСУ следует оценить в пределах 650 единиц.

В таком виде экипажи БМП-2 выходили из под Дебальцево зимой 2015 г.

И что самое странное: при наличии такого достаточно большого парка машин до сих пор нет ни одного варианта модернизации — все производители наперебой предлагают только варианты для БМП-1.

Хотя фактически БМП-2 достаточно хорошо себя проявили в ходе боевых действий и в умелых руках представляли собой серьезный аргумент. Однако не помешало бы заменить, например, двигатель УТД-20 на более современный. В 2016 году Житомирский бронетанковый завод предлагал вариант замены на более экономичный Deutz, однако, по всей видимости, дальше разговоров дело не пошло.

Кроме того, в начале "нулевых" инициативно КП ХКБД, КП ХКБМ и ГП «ЗиМ» с целью продвижения двигателей своего производства изготовили опытные образцы БМП-2 с заменой штатной силовой установки на установку с двигателем типа 3ТД.

Стоит также заменить средства связи, навигации и системы управления огнем, ведь сейчас эффективная дальность стрельбы из пушки ночью составляет не более 800 метров, а при стрельбе с ходу не обеспечивается необходимая точность стабилизации линии визирования. Тем более что все эти компоненты выпускаются отечественной промышленностью серийно.

Тэги: общество, политика, Донбасс, АТО

Комментарии

Почти три сотни ДТП за полдня: снегопад в Киеве не помешал разве что ремонтировать дороги
Почти три сотни ДТП за полдня: снегопад в Киеве не помешал разве что ремонтировать дороги
Почти три сотни ДТП за полдня: снегопад в Киеве не помешал разве что ремонтировать дороги
Почти три сотни ДТП за полдня: снегопад в Киеве не помешал разве что ремонтировать дороги
Киев заносит снегом: город оказался на пороге транспортного коллапса
Киев заносит снегом: город оказался на пороге транспортного коллапса
Пока в соцсетях художники всего мира прощаются со Стэном Ли, стало известно о его новых супергероях
Пока в соцсетях художники всего мира прощаются со Стэном Ли, стало известно о его новых супергероях
Британские пилоты заявили, что видели НЛО
Британские пилоты заявили, что видели НЛО
В Сети появилось шокирующее видео коммунального коллапса в центре Киева
В Сети появилось шокирующее видео коммунального коллапса в центре Киева
В центре Киева разъяренная блондинка изувечила автомобиль за 2 млн грн. Неправильно припарковался?
В центре Киева разъяренная блондинка изувечила автомобиль за 2 млн грн. Неправильно припарковался?
Гигантский пожар в Калифорнии: число жертв растет, у многих голливудских звезд сгорели особняки
Гигантский пожар в Калифорнии: число жертв растет, у многих голливудских звезд сгорели особняки
«Чертово колесо» в столице Индонезии едва не оправдало свое название. В Сети появились жуткие кадры
«Чертово колесо» в столице Индонезии едва не оправдало свое название. В Сети появились жуткие кадры
Ночью на складах в Киеве бушевал масштабный пожар
Ночью на складах в Киеве бушевал масштабный пожар
Загадочная оптическая иллюзия, случайно созданная канадскими детьми, буквально свела с ума Интернет
Загадочная оптическая иллюзия, случайно созданная канадскими детьми, буквально свела с ума Интернет
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?