ТОП:
Нам хлеба не нужно – нам томос давай!

Страна неуклонно погружается в какое-то средневековое мракобесие. В конце второго десятилетия ХХІ века властно-олигархическая пропаганда ввинчивает в обывательские мозги бредовую идею о том, что нет сейчас для Украины более важной проблемы, чем автокефальная церковь.

Не ракетно-космическая техника, не информационное общество со всеми его нарастающими проблемами, не новейшие биотехнологии. Не прекращение войны, не установление хотя бы элементарной социальной справедливости взамен катастрофически уродливой постсоветчины. Наконец, не сколько-нибудь оптимистические социальные перспективы страны, которые остановили бы массовое бегство граждан за кордон. Нет. Вместо этого нам впаривают ставропигии, автокефалии, экзархаты и прочее.

Кстати, в Новом Завете на тему ставропигий и каноничных территорий ничего не написано. Зато Евангелие требует жить по заповедям. Имеется в виду «не укради!», «не убий!» и так далее... Много ли так называемых верующих и так называемых воцерковившихся, включая правящую верхушку с ее показушной набожностью, эти заповеди выполняют? Более того, в Писании сказано: легче верблюду пройти в ушко иголки, чем богатому войти в царство небесное, что напрямую относится к нынешней «элите». Вот и устраиваются беснования на тему автокефалии, вместо которой получили фактически противоположную ей ставропигию, о чем далее.

И все это перед выборами, чтобы никто уже не вспоминал о грядущем росте тарифов на 20 или даже на 60-80%, о перманентном экономическом кризисе, о деиндустриализации и депопуляции, по сути, об исчезновении страны, о все том же бегстве граждан за кордон и нескончаемой войне, на которой наживается правящая верхушка.

Вспоминается анекдотец на тему заповедей.

В Верховную Раду внесен законопроект, состоящий из двух пунктов: 1) не убий; 2) не укради. Депутаты приступили к долгому и сложному процессу внесения поправок в документ...

Весь Киев завешан плакатами с изречениями Порошенко, выдающего себя за этакого в одном флаконе Цицерона и Мао Цзедуна с его некогда знаменитым цитатником. К слову, большинство изречений отличаются, мягко говоря, неадекватностью.

Взять, например, заявление о том, что, дескать, единая поместная церковь является залогом счастья и процветания.

Во Франции и в Германии нет единой поместной церкви, не говоря уже о Штатах. Но ничего, живут как-то. Германия и Франция разделены на католиков, признающих верховенство Папы и Ватикана, и протестантов, не считая прочих мелочей. В свою очередь, в католическом мире вообще отсутствует понятие поместной церкви, поскольку все католики, независимо от страны проживания, признают опять-таки Папу, но это не мешает Италии, Испании, Португалии, Австрии как-то существовать в течение сотен лет.

Единственным логическим объяснением нынешней суеты вокруг томоса и автокефалии может быть только стремление выдавить из Украины, как утверждается, промосковских попов.

Но ведь фокус как раз в том и состоит, что никакого томоса нет и быть не может, что было совершенно ожидаемо, ибо давать его некому. По той же причине нет автокефалии.

Чтобы понять это, достаточно ознакомиться с текстом решения Святейшего синода, опубликованным Вселенским патриархатом. Текст неоднократно озвучивался в СМИ, поэтому в подробности вдаваться не будем, но обратим внимание на некоторые важные, по нашему скромному разумению, положения.

«1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать».

Таким образом, томоса нет, и неизвестно, когда будет. Более того, на Фанаре, где находится Вселенский патриархат, умело используют внутриукраинские церковные разборки. Вселенский патриархат не берет на себя ответственность за сроки обретения автокефалии, как бы подчеркивая, что томоса нет не по вине Фанара, а сугубо по нашим внутренним причинам.

Более того, Фанар якобы формально делает все от него зависящее для создания автокефалии и выдачи томаса. Но потом, когда-нибудь, по независящим от него причинам...

Прежде всего Синод Вселенского патриархата снял анафему (отлучение от церкви и проклятие) с глав Киевского патриархата (УПЦ КП) и так называемой Автокефальной церкви (УАПЦ) соответственно Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича). Анафема им была в 1990-х объявлена Московской патриархией как раскольникам, действовавшим, по мнению Моспатриархии, на канонической территории, то есть в Украине.

В Моспатриархии сразу же возмутились в том смысле, что Вселенский патриархат якобы не имел права снимать анафему, наложенную Москвой. В ответ послышались заявления о том, что таковое право у Вселенского патриархата якобы имеется как у «вышестоящей инстанции», то есть инстанции, находящейся ближе то ли к Иисусу, то ли даже к самому Яхве. Вдаваться далее в поповские разборки смысла нет. Они имеют мало общего с собственно христианством, являющимся мировоззрением, отрицающим все, что «от кесаря» и от «человеков», во имя того, что «от бога». Поповские же разборки — явно не «от бога», но «от человеков», от человеческой алчности, стремления к деньгам и власти.

Наряду со снятием анафемы с указанной «группы церковных товарисчей» в так называемых канонических правах автоматически возобновляются священнослужители этих двух церквей. Прихожане церквей из «посетителей раскольничьих вертепов», как их ранее называли в Моспатриархии, становятся братьями и сестрами во Христе. Сами же эти церкви теперь могут стать основой для создания автокефальной церкви.

Правда, православие тем и отличается от католической церкви, что здесь поместные церкви относительно автономны. Поэтому часть других церквей могут и не признать снятие анафемы и признание УПЦ КП и УАПЦ каноническими. Более того, они могут не признать таковой будущую украинскую автокефалию, буде таковая когда-либо появится. Особенно под влиянием Моспатриархии. А уж в Москве постараются — можно не сомневаться! Вот уже прозвучало заявление некоего православного митрополита земель чешских и словацких о том, что он решение Констинтинополя не признает, а признает только митрополита Онуфрия, возглавляющего УПЦ.

Но снятие анафемы имеет другую сторону, порождающую новую зависимость и удаляющую от вожделенной автокефалии с томосом.

Постановление Константинопольского синода не только возвращает всех православных в лоно церкви, но и восстанавливает так называемую ставропигию вселенского патриархата. У слова «ставропигия» есть множество толкований. Одно из них обозначает право собственности Вселенского патриархата на все церкви и приходы с прихожанами всех православных конфессий, в Украине сущих. Не будем вдаваться в подробности о том, реализуется ли это право собственности в бесплотно-экуменическом или в сугубо плотском, материально-шкурном смысле.

Проще говоря, то, что ранее возглавляли Филарет, Онуфрий и Макарий, теперь постановлением Константинопольского синода якобы подчиняется Вселенскому патриархату. В Украине же пока что создается рядовая, подчиненная Фанару экзархия, которая в отдаленной перспективе может быть когда-нибудь станет полноценной автокефальной поместной церковью, как в Болгарии, Румынии, Греции, России, Сербии и так далее.

Прежде всего Москва будет категорически против. В Российской православной церкви уже заявили о разрыве отношений с Константинополем, о готовности объявить анафему теперь еще и Вселенскому патриарху Варфоломею и так далее.

Впрочем, важно другое. Важно то, что мало кто из священников УПЦ осмелится пойти наперекор мнению московского священноначалия и принять участие в объединении украинских церквей в единую церковь, что и является условием получения автокефалии. Многих остановит, может, не столько боязнь Москвы, сколько неоднозначность фигуры Филарета, который упорно считает себя будущим главой автокефалии, при том что многие с этим не согласны. И это не говоря уже о каком-то там Макарии...

Кстати, погоня за автокефалией сыграла с Филаретом и Макарием злую шутку, существенно понизив их в звании. Ведь в решении Константинопольского синода однозначно сказано, эти два гражданина «канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания». Иными словами, Макарий превращается в обычного священника, каковым он был до того, как его провозгласила патриархом «группа товарищей». В свою очередь, Филарет из патриарха всея Украины-Руси, как его до сих пор величали, превращается в обычного митрополита, да и то — с оговорками. Когда-то он был украинским митрополитом Русской православной церкви. Но ведь теперь-то под его рукой находится только часть бывшей украинской митрополии, а значительная ее доля остается под рукой митрополита Онуфрия и, главное, московского патриарха. Таким образом, Филарет стал таким себе «не совсем митрополитом не всей Украины».

Кстати, Филарету уже пришлось сменить свой колоритный белый головной убор на скромную черную шапочку-скуфью, вживаясь в образ пониженного в звании. И если раньше Филарет, его клир и прихожане были хоть и не признанной, но самостоятельной организацией, то теперь это экзархат, подчиненный Константинополю, а сам Филарет и вовсе является экзархом как-то условно, поскольку Фанар присылает своих экзархов.

Итак, УПЦ и лично Онуфрий уже явно и неявно высказались о том, что решения Константинополя они не признают и, соответственно, участвовать в создании единой церкви с прицелом на автокефалию они не намерены, по крайней мере в обозримом будущем. Филарет, несмотря на «понижение в звании», упорно твердит, что он и только он был, есть и будет патриархом всея Украины-Руси и устав церкви тоже он будет устанавливать. С этим категорически не согласен Макарий.

Таким образом, в обозримом будущем нам светят не автокефалия и единство, а религиозные войны, наподобие тех, которые Европа прошла в ХVI-XVII веках, чем лишний раз подчеркивается высказанная в начале этого опуса максима о том, что Украина погружается в средневековое мракобесие.

В Константинополе это предвидят и умывают руки, яко знаменитый Понтий Пилат. В решении Синода, напомним, содержится призыв «ко всем участвующим сторонам избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия с тем, чтобы мир и любовь Христа могли преобладать».

Но поскольку «мир и любовь Христа» в обозримом будущем в Украине едва ли возобладают, Константинополь и объявил ставропигию, то есть управление хотя бы теми конфессиями, которые формально признали решение Синода. А это несколько миллионов прихожан с церквями, монастырями и прочими объектами, это огромные средства, наконец! Понятное дело, что просто так все греческим попам никто не отдаст, поскольку у нас своих и московских попов хватает.

Но есть еще Порошенко и компания с их предвыборной паранойей и боязнью того, что, в отличие от Януковича, они сбежать не успеют, да и бежать им особо некуда. Поэтому, чтобы получить хотя бы какие-то электоральные дивиденды, чтобы заручиться поддержкой хотя бы Вселенского патриархата, в собственности которого находится де-факто только один двор в Стамбуле, уже звучат идеи отдать что-то константинопольским попам.

Сначала разговор шел о церкви Спаса-на-Берестове, потом заговорили об Андреевской церкви.

И ничего, что эти храмы являются объектами историко-культурного наследия мирового уровня. И Порошенке с компанией никто не давал права такими объектами разбрасываться, да еще в мародерских целях удержания власти. Принадлежат эти объекты гражданам Украины, но гражданам, пардон, «засрали» мозги призрачными химерами автокефалии, которая неведомо когда будет, а исторические ценности надо уже отдать сейчас!

Что имеем в сухом остатке?

В попытке сбросить церковную зависимость от Москвы, пока что, в целом, безуспешную, власть загоняет страну в зависимость еще и от Констинтинополя, который тоже надо будет кормить, как и Москву, и за которым маячат, по слухам, Штаты, Эрдоган и еще черт знает кто.

Какая зависимость хуже? Если стоять на атеистической точке зрения, которой придерживаюсь я, то без особой разницы. Ведь налицо перешедший в церковную плоскость передел сфер влияния между московским и западным империализмами. Правда, Запад, в отличие от Москвы, на нас войной, пока, не идет, зато он душит нас процентами по кредитам, требованием поднять до небес тарифы и так далее, вплоть до того, что Украина скоро вымрет и разбежится кто куда. Но это уже другая история.

Аминь!

Тэги: общество, мир, политика, новости православия

Комментарии

18.11.18 19:03

Главные новости за 17-18 ноября 2018 года

18.11.18 18:21

Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева

18.11.18 18:06

В Житомире собрались безграмотные (типа православные) сторонники некоего «Томаса»

18.11.18 17:11

Умерла известная украинская оперная и эстрадная певица

18.11.18 16:34

Одним из подозреваемых в ограблении машины «Приватбанка» оказался матерый рецидивист

18.11.18 15:27

В Киеве неизвестный тяжело ранил посетителя паба. В Сети появилось видео (18+)

18.11.18 14:14

В киевском спальнике молодая мать повесилась в одной квартире с ребенком

18.11.18 14:10

Криворожские националисты-автокефальщики пытались выломать дверь резиденции митрополита УПЦ

18.11.18 13:01

Адвокаты Януковича подтвердили, что у него «тяжелая травма»

18.11.18 12:27

Смертница, попросив прощения у Аллаха, взорвала себя на одном из КПП в Чечне. Момент попал на видео

Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
Националисты сорвали марш за права трансгендеров в центре Киева
В Житомире собрались безграмотные (типа православные) сторонники некоего «Томаса»
В Житомире собрались безграмотные (типа православные) сторонники некоего «Томаса»
В Киеве неизвестный тяжело ранил посетителя паба. В Сети появилось видео (18+)
В Киеве неизвестный тяжело ранил посетителя паба. В Сети появилось видео (18+)
Смертница, попросив прощения у Аллаха, взорвала себя на одном из КПП в Чечне. Момент попал на видео
Смертница, попросив прощения у Аллаха, взорвала себя на одном из КПП в Чечне. Момент попал на видео
Францию охватили масштабные акции протеста. Не обошлось без жертв
Францию охватили масштабные акции протеста. Не обошлось без жертв
Активисты пикетировали особняк Авакова под Киевом
Активисты пикетировали особняк Авакова под Киевом
В Москве бушевал пожар на нефтеперерабатывающем заводе. Соцсети массово публикуют видео
В Москве бушевал пожар на нефтеперерабатывающем заводе. Соцсети массово публикуют видео
В израильской пустыне нашли очень необычное изображение, предположительно, Иисуса Христа
В израильской пустыне нашли очень необычное изображение, предположительно, Иисуса Христа
Петросян таки развелся с женой. Но имущество на полтора миллиарда рублей еще предстоит поделить
Петросян таки развелся с женой. Но имущество на полтора миллиарда рублей еще предстоит поделить
В Киеве пройдет необычная и немного шокирующая черно-белая выставка
В Киеве пройдет необычная и немного шокирующая черно-белая выставка
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?