ТОП:
Теория «факела». Размышления о судьбе современного искусства

В каждом поколении таятся некие свои собственные чаяния, настроения, которые всегда находят выражение посредством какой-либо художественной деятельности.

Но долгое время общество, разделенное сословно на дворян и крестьянство, не имело общей культуры — и у тех, и у других были свои отдельные танцы, песни и т. д. Отчасти роль общей культуры играла церковь — все стояли в одних службах, пели одни псалмы, советовались с одними священниками.

С нарастанием же секуляризации общества и пролетаризации масс место выразителя надежд и стремлений понемногу заняла литература. Отходя от классицизма и романтизма, она стала осваивать живой разговорный язык своей эпохи, ее проблематику. Постепенно она взяла на себя и дидакцию моральных ценностей.

Со временем сам термин «духовные ценности» потерял свой первоначальный религиозный смысл и понимается в основном как эстетический, культурный багаж человека, а не как его вера, его отношения с Богом.

Литература стала выразителем той эпохи. Если Пушкина, допустим, еще не читали массово, то уже Толстой, Достоевский, а потом и Чехов с Горьким стали близки и понятны многим. Эти авторы, оставаясь глубоко национальными, далеко перешагнули национальный рубеж — Европа тоже зачитывалась ими.

С этого времени формируется единая массовая культура эпохи, и перемены пошли быстрее. Все сферы искусства стали стремительно «массоветь».

Пальма первенства не раз переходила от одной сферы искусства к другой, что условно и назовем для краткости «факелом».

Итак, практически всю вторую половину ХIХ века «факел» несла литература.

На некоторое время всех увлекла живопись — все обсуждали всяких авангардистов, модернистов, народ валил на знаменитые «выставки одной картины» Айвазовского. Нищий художник Иванов прогремел на всю страну из-за одного полотна. Практически из рабства приходит в живопись Шевченко. Впервые стали всерьез интересоваться фольклором — возник интерес к народным промыслам и песням, Пятницкий создает свой знаменитый хор и триумфально показывает его в Европе. Композиторы стали исследовать и использовать народный материал (Глинка, Бородин, Рахманинов и др.)

Откликается и хореография. Появляется балет модерн, школа танца Дункан и ей подобные. Танец теперь не только выражал чувства, но и нёс идею, становился понятен.

Правда танцу тогда, даже совсем современному, не удалось стать по-настоящему массовой культурой и выразителем идей. Всем этим он станет чуть позже, когда появится джаз.

А пока «факел» перешел к поэтам! Живопись как-то не удержалась — всё-таки картину нужно увидеть, т. е. куда-то специально для этого идти, ехать, да и не всякий сразу «въедет», надо разбираться. Стих же понятен и летуч, он сам приходит к читателю. И вот: Маяковский, Есенин, Блок — им внимали на площадях, переписывали от руки, заучивали наизусть. Они смогли выразить дух времени, стать близкими всем! Огромную роль в этом сыграла, конечно, и революция.

На Западе же, в обществе далеком от революционных потрясений, «факел» уходит к музыкантам, к джазу. Его слушали и танцевали все слои населения — от олигарха до грузчика, и это несмотря на острый расовый вопрос, разделявший общество Америки и тогда, и потом еще десятки лет.

В Европе какое-то время «факел» держал театр — она была захвачена идеями Станиславского и Отто Брама, пьесами Чехова и Горького. В считанные годы театральная сцена из «развлекаловки» превратилась в источник жесткой правды, поднимала острые социальные вопросы. Гремел театр и в Америке, и в России, но все-таки у нас первую партию вели поэты.

За «певцами революции» последовал «серебряный век», поэты которого жизнью платили за право нести «факел». Еще и в послевоенное время чувствовалось это поэтическое превосходство: Симонов, Самойлов, Твардовский — их знали все, их стихи переписывали в тетрадки, клали на музыку и пели. Евтушенко и Вознесенский, последние представители того периода, еще в 60-е собирали стадионы!

Но со временем все же «факел» ушел и от них. Можете представить в наше время стадион, собравшийся слушать поэта? Вряд ли. А кто сейчас делает это с легкостью? Конечно, рок-музыканты. «Факел» ушел к ним надолго. Как и почему это произошло?

Вернемся к Америке 20-х годов, к феномену джаза. Истоками джаза были блюз и соул, в которых выражали свою боль, протест и надежды реально угнетаемые слои населения. Белая публика США эту музыку не принимала довольно долго, но во время Второй Мировой благодаря перемещениям солдат через океан блюз попал в Британию, где был «на ура» принят британским пролетариатом, чуждым расовых предрассудков. Обогатив «музыку цветных низов» кельтско-ирландскими гармонией и энергетикой, они вернули её в Штаты уже в виде «The Beatles», «Pink Floyd», «Deep Purple» и навсегда изменили музыку.

Война сказалась и тем, что благодаря демографическому взрыву к концу 60-х выросло многочисленное поколение, не знавшее страха войны и лишений и ищущее собственные цели и смыслы. В Европе и Америке «факел» этого поколения полностью перешел к рок-музыкантам — они смогли сочетать остросоциальную или философскую поэзию с несложной и очень эмоциональной музыкой.

Подробнее о формировании рок-музыки мы поговорим в другой раз, а пока посмотрим, что же у нас есть еще.

Есть кино! Интересно, что этот по-настоящему массовый вид искусства, хотя и оказывает значительное влияние, так до сих пор и не стал «факелоносцем», оставаясь лишь отражением эпохи.

Причина проста: кино — слишком дорогостоящий вид искусства, и люди в своей массе могут быть только его потребителями, но не создателями, не могут реально влиять на создание фильмов и выражать через это себя.

Для создания даже несложного и небольшого фильма нужны огромные средства и сложная техника, работа сотен людей, поэтому создание фильмов находится под контролем финансирующих структур.

На Западе это всегда крупные киностудии, за которыми стоит капитал, а в Советском Союзе производителем фильмов было, по сути, государство, со всеми своими идеологическими требованиями. И все же у нас, в связи с неповоротливостью гос. машины, мог время от времени проскользнуть какой-нибудь «крамольный» сценарий. Рязанов, Данелия, Тарковский — их подвергали опале, их фильмы «закрывали», но все же некоторые проскальзывали, иногда по чистой случайности. Поэтому сейчас сохраняется интерес к советскому кино — над ним не так довлели неумолимые законы рынка, их создатели могли иногда позволить себе некоторую творческую свободу, а вот западному кинематографу так и не пришлось свободно вздохнуть и до сих пор.

Конечно, андеграундные фильмы снимают, и довольно немало, но они практически не доходят до широкой аудитории, и поэтому кинематограф по-прежнему является всего лишь продуктом развлекательно-потребительской культуры и довольно несмело берет на себя функцию выражения передовых идей. По-настоящему кино сможет понести «факел» только тогда, когда съемка фильма технически и финансово будет доступна любой независимой группе энтузиастов.

Движение к этому есть, уже независимо снимают клипы, ролики, небольшую анимацию. Думаю, когда-нибудь любой сможет легко снимать и «большое кино», так же, как сейчас стали доступными технологии в аудиоиндустрии.

Сейчас создать и записать свои песни на более-менее приемлемом уровне не очень сложно и недорого. Упростилось и тиражирование: материал просто выкладывается для свободного доступа в Интернет и там находит (или не находит) своего слушателя.

С появлением Интернета и медиатехнологий культура вообще претерпевает быстрые изменения. Сформировалась уже мировая единая массовая культура, благодаря Сети появились новые направления творческой активности. Вот хоть блогеры — независимые, часто анонимные энтузиасты активно и оперативно реагируют на происходящее в обществе, влияют на общественное мнение.

У кого же «факел» сейчас? Не дам однозначный ответ. Блогеры, конечно, влияют, но является ли блог настоящим художественным произведением, искусством в полном смысле этого слова? Далеко не всегда. И хотя есть уже случаи публикации блоговых записей в виде книг, но здесь они уже перерастают по форме в малую прозу, в череду неких эссе. Тогда, пожалуй, мы можем считать хлесткие рассказы Чехова и сатириконовцев блогом того времени, а уж Достоевский, с его интерактивными «Дневниками», — просто заправский блогер конца ХIX века!

Блоговые же записи, лишенные намеков на литературность, как правило, просто высказывают личное мнение автора, пусть и интересное, но лишены главного для художественного произведения составляющего — шоу, зрелищности.

Кино по-прежнему дорого, живопись и театр хоть и вполне независимы, но лишены по-настоящему массового зрителя. Литература, а с ней вместе и поэзия, столкнулись с тем, что катастрофически убывает читатель вообще: читают все меньше, а многие из молодежи просто не видят в книгах смысла и пасуют перед текстом объемом более чем на полстраницы.

Думаю, что «факел» по-прежнему удерживается рок-музыкантами, вернее — их некоммерциализованной частью. Те рок-музыканты, кто пишет и играет, сообразуясь с желаниями сердца, а не с конъюнктурой рынка, пожалуй, по-прежнему остаются главными выразителями настроений масс, проповедниками новых идей или старых ценностей, в общем, всего того, что и составляет собственно «факел»!

Это я всё к чему? Если вы творческий активный человек и в творчестве для вас важно не одно только самовыражение, а вы хотите донести до людей какие-то идеи, если для вас важны в искусстве не столько развлекательные, сколько просветительские его функции, то, по сути, у вас одна дорога — играть современную музыку и петь на понятном языке.

Вы можете прекрасно рисовать, вы можете ставить замечательные спектакли — почти никто этого не увидит. Вы можете писать умные добрые книги — их мало кто будет читать, даже если удастся их издать. Вы можете писать прекрасные стихи и замечательно их декламировать, но их будет слушать ничтожно мало людей. Так вот положите их на понятную музыку и пойте, как сможете, лучше с группой! Не гарантирую, что это позволит вам изменить мир к лучшему, но шансы увеличатся.

Тэги: искусство, культура

Комментарии

24.09.18 20:05

Медведчук об участии супруги в «Танцах со звездами»: Я считаю огромным достоинством Оксаны то, что она поборола этот вызов

24.09.18 19:56

Говорил в Москве: Медведчук допустил возможность вхождения «Л/ДНР» в состав Украины

24.09.18 19:00

Главные новости за 24 сентября 2018 года

24.09.18 17:41

На сайте КМУ появилась петиция в защиту прав УПЦ

24.09.18 16:38

Под Киевом пройдет уникальный фестиваль каскадеров

24.09.18 16:21

В Каменском игра в футбол завершилась массовой дракой. Местные опасаются подростковых банд

24.09.18 15:47

В киевском садике ребенок проглотил проволоку, попавшуюся ему в супе

24.09.18 15:04

«Мисс Украина-2018» осталась без своего звания из-за «сокрытия» пикантных подробностей из личной жизни

24.09.18 14:42

Под Киевом местный выпивоха решил пострелять на АЗС

24.09.18 14:40

На Сумщине репетитор развращал свою ученицу. Та боялась, что ее будут ругать

Во Франции вредители «освободили» сотню оленей – их пытаются спасти от гибели
Во Франции вредители «освободили» сотню оленей – их пытаются спасти от гибели
Во Франции вредители «освободили» сотню оленей – их пытаются спасти от гибели
Во Франции вредители «освободили» сотню оленей – их пытаются спасти от гибели
Во Львове бушевала лютая непогода. Синоптики обещают мокрый снег
Во Львове бушевала лютая непогода. Синоптики обещают мокрый снег
Под Киевом автомобиль такси провалился под асфальт
Под Киевом автомобиль такси провалился под асфальт
В Киеве мужчина с балкона открыл стрельбу по детской площадке
В Киеве мужчина с балкона открыл стрельбу по детской площадке
Футбольный Суперкубок предложили провести в Киеве
Футбольный Суперкубок предложили провести в Киеве
Украинские военные корабли без спросу прошли под Керченским мостом. Россия подняла даже авиацию
Украинские военные корабли без спросу прошли под Керченским мостом. Россия подняла даже авиацию
Известный футболист устроил ДТП, а потом забил гол в чемпионате Украины
Известный футболист устроил ДТП, а потом забил гол в чемпионате Украины
Пьяный водитель, удирая от полиции, устроил масштабное ДТП в Киеве. Столкновение попало на видео
Пьяный водитель, удирая от полиции, устроил масштабное ДТП в Киеве. Столкновение попало на видео
Бой года в Лондоне: Джошуа уверенно побеждает Поветкина. Как это было
Бой года в Лондоне: Джошуа уверенно побеждает Поветкина. Как это было
В Киеве бушует сильный пожар на Русановских садах. Появилось видео
В Киеве бушует сильный пожар на Русановских садах. Появилось видео
fraza.ua

Опрос

За кого бы вы отдали голос на выборах президента?