ТОП:
Теория «факела». Размышления о судьбе современного искусства

В каждом поколении таятся некие свои собственные чаяния, настроения, которые всегда находят выражение посредством какой-либо художественной деятельности.

Но долгое время общество, разделенное сословно на дворян и крестьянство, не имело общей культуры — и у тех, и у других были свои отдельные танцы, песни и т. д. Отчасти роль общей культуры играла церковь — все стояли в одних службах, пели одни псалмы, советовались с одними священниками.

С нарастанием же секуляризации общества и пролетаризации масс место выразителя надежд и стремлений понемногу заняла литература. Отходя от классицизма и романтизма, она стала осваивать живой разговорный язык своей эпохи, ее проблематику. Постепенно она взяла на себя и дидакцию моральных ценностей.

Со временем сам термин «духовные ценности» потерял свой первоначальный религиозный смысл и понимается в основном как эстетический, культурный багаж человека, а не как его вера, его отношения с Богом.

Литература стала выразителем той эпохи. Если Пушкина, допустим, еще не читали массово, то уже Толстой, Достоевский, а потом и Чехов с Горьким стали близки и понятны многим. Эти авторы, оставаясь глубоко национальными, далеко перешагнули национальный рубеж — Европа тоже зачитывалась ими.

С этого времени формируется единая массовая культура эпохи, и перемены пошли быстрее. Все сферы искусства стали стремительно «массоветь».

Пальма первенства не раз переходила от одной сферы искусства к другой, что условно и назовем для краткости «факелом».

Итак, практически всю вторую половину ХIХ века «факел» несла литература.

На некоторое время всех увлекла живопись — все обсуждали всяких авангардистов, модернистов, народ валил на знаменитые «выставки одной картины» Айвазовского. Нищий художник Иванов прогремел на всю страну из-за одного полотна. Практически из рабства приходит в живопись Шевченко. Впервые стали всерьез интересоваться фольклором — возник интерес к народным промыслам и песням, Пятницкий создает свой знаменитый хор и триумфально показывает его в Европе. Композиторы стали исследовать и использовать народный материал (Глинка, Бородин, Рахманинов и др.)

Откликается и хореография. Появляется балет модерн, школа танца Дункан и ей подобные. Танец теперь не только выражал чувства, но и нёс идею, становился понятен.

Правда танцу тогда, даже совсем современному, не удалось стать по-настоящему массовой культурой и выразителем идей. Всем этим он станет чуть позже, когда появится джаз.

А пока «факел» перешел к поэтам! Живопись как-то не удержалась — всё-таки картину нужно увидеть, т. е. куда-то специально для этого идти, ехать, да и не всякий сразу «въедет», надо разбираться. Стих же понятен и летуч, он сам приходит к читателю. И вот: Маяковский, Есенин, Блок — им внимали на площадях, переписывали от руки, заучивали наизусть. Они смогли выразить дух времени, стать близкими всем! Огромную роль в этом сыграла, конечно, и революция.

На Западе же, в обществе далеком от революционных потрясений, «факел» уходит к музыкантам, к джазу. Его слушали и танцевали все слои населения — от олигарха до грузчика, и это несмотря на острый расовый вопрос, разделявший общество Америки и тогда, и потом еще десятки лет.

В Европе какое-то время «факел» держал театр — она была захвачена идеями Станиславского и Отто Брама, пьесами Чехова и Горького. В считанные годы театральная сцена из «развлекаловки» превратилась в источник жесткой правды, поднимала острые социальные вопросы. Гремел театр и в Америке, и в России, но все-таки у нас первую партию вели поэты.

За «певцами революции» последовал «серебряный век», поэты которого жизнью платили за право нести «факел». Еще и в послевоенное время чувствовалось это поэтическое превосходство: Симонов, Самойлов, Твардовский — их знали все, их стихи переписывали в тетрадки, клали на музыку и пели. Евтушенко и Вознесенский, последние представители того периода, еще в 60-е собирали стадионы!

Но со временем все же «факел» ушел и от них. Можете представить в наше время стадион, собравшийся слушать поэта? Вряд ли. А кто сейчас делает это с легкостью? Конечно, рок-музыканты. «Факел» ушел к ним надолго. Как и почему это произошло?

Вернемся к Америке 20-х годов, к феномену джаза. Истоками джаза были блюз и соул, в которых выражали свою боль, протест и надежды реально угнетаемые слои населения. Белая публика США эту музыку не принимала довольно долго, но во время Второй Мировой благодаря перемещениям солдат через океан блюз попал в Британию, где был «на ура» принят британским пролетариатом, чуждым расовых предрассудков. Обогатив «музыку цветных низов» кельтско-ирландскими гармонией и энергетикой, они вернули её в Штаты уже в виде «The Beatles», «Pink Floyd», «Deep Purple» и навсегда изменили музыку.

Война сказалась и тем, что благодаря демографическому взрыву к концу 60-х выросло многочисленное поколение, не знавшее страха войны и лишений и ищущее собственные цели и смыслы. В Европе и Америке «факел» этого поколения полностью перешел к рок-музыкантам — они смогли сочетать остросоциальную или философскую поэзию с несложной и очень эмоциональной музыкой.

Подробнее о формировании рок-музыки мы поговорим в другой раз, а пока посмотрим, что же у нас есть еще.

Есть кино! Интересно, что этот по-настоящему массовый вид искусства, хотя и оказывает значительное влияние, так до сих пор и не стал «факелоносцем», оставаясь лишь отражением эпохи.

Причина проста: кино — слишком дорогостоящий вид искусства, и люди в своей массе могут быть только его потребителями, но не создателями, не могут реально влиять на создание фильмов и выражать через это себя.

Для создания даже несложного и небольшого фильма нужны огромные средства и сложная техника, работа сотен людей, поэтому создание фильмов находится под контролем финансирующих структур.

На Западе это всегда крупные киностудии, за которыми стоит капитал, а в Советском Союзе производителем фильмов было, по сути, государство, со всеми своими идеологическими требованиями. И все же у нас, в связи с неповоротливостью гос. машины, мог время от времени проскользнуть какой-нибудь «крамольный» сценарий. Рязанов, Данелия, Тарковский — их подвергали опале, их фильмы «закрывали», но все же некоторые проскальзывали, иногда по чистой случайности. Поэтому сейчас сохраняется интерес к советскому кино — над ним не так довлели неумолимые законы рынка, их создатели могли иногда позволить себе некоторую творческую свободу, а вот западному кинематографу так и не пришлось свободно вздохнуть и до сих пор.

Конечно, андеграундные фильмы снимают, и довольно немало, но они практически не доходят до широкой аудитории, и поэтому кинематограф по-прежнему является всего лишь продуктом развлекательно-потребительской культуры и довольно несмело берет на себя функцию выражения передовых идей. По-настоящему кино сможет понести «факел» только тогда, когда съемка фильма технически и финансово будет доступна любой независимой группе энтузиастов.

Движение к этому есть, уже независимо снимают клипы, ролики, небольшую анимацию. Думаю, когда-нибудь любой сможет легко снимать и «большое кино», так же, как сейчас стали доступными технологии в аудиоиндустрии.

Сейчас создать и записать свои песни на более-менее приемлемом уровне не очень сложно и недорого. Упростилось и тиражирование: материал просто выкладывается для свободного доступа в Интернет и там находит (или не находит) своего слушателя.

С появлением Интернета и медиатехнологий культура вообще претерпевает быстрые изменения. Сформировалась уже мировая единая массовая культура, благодаря Сети появились новые направления творческой активности. Вот хоть блогеры — независимые, часто анонимные энтузиасты активно и оперативно реагируют на происходящее в обществе, влияют на общественное мнение.

У кого же «факел» сейчас? Не дам однозначный ответ. Блогеры, конечно, влияют, но является ли блог настоящим художественным произведением, искусством в полном смысле этого слова? Далеко не всегда. И хотя есть уже случаи публикации блоговых записей в виде книг, но здесь они уже перерастают по форме в малую прозу, в череду неких эссе. Тогда, пожалуй, мы можем считать хлесткие рассказы Чехова и сатириконовцев блогом того времени, а уж Достоевский, с его интерактивными «Дневниками», — просто заправский блогер конца ХIX века!

Блоговые же записи, лишенные намеков на литературность, как правило, просто высказывают личное мнение автора, пусть и интересное, но лишены главного для художественного произведения составляющего — шоу, зрелищности.

Кино по-прежнему дорого, живопись и театр хоть и вполне независимы, но лишены по-настоящему массового зрителя. Литература, а с ней вместе и поэзия, столкнулись с тем, что катастрофически убывает читатель вообще: читают все меньше, а многие из молодежи просто не видят в книгах смысла и пасуют перед текстом объемом более чем на полстраницы.

Думаю, что «факел» по-прежнему удерживается рок-музыкантами, вернее — их некоммерциализованной частью. Те рок-музыканты, кто пишет и играет, сообразуясь с желаниями сердца, а не с конъюнктурой рынка, пожалуй, по-прежнему остаются главными выразителями настроений масс, проповедниками новых идей или старых ценностей, в общем, всего того, что и составляет собственно «факел»!

Это я всё к чему? Если вы творческий активный человек и в творчестве для вас важно не одно только самовыражение, а вы хотите донести до людей какие-то идеи, если для вас важны в искусстве не столько развлекательные, сколько просветительские его функции, то, по сути, у вас одна дорога — играть современную музыку и петь на понятном языке.

Вы можете прекрасно рисовать, вы можете ставить замечательные спектакли — почти никто этого не увидит. Вы можете писать умные добрые книги — их мало кто будет читать, даже если удастся их издать. Вы можете писать прекрасные стихи и замечательно их декламировать, но их будет слушать ничтожно мало людей. Так вот положите их на понятную музыку и пойте, как сможете, лучше с группой! Не гарантирую, что это позволит вам изменить мир к лучшему, но шансы увеличатся.

Тэги: искусство, культура

Комментарии

В Одессе Деды Морозы по имени Тимур и Мустафа устроили драку. Не обошлось без «смотрящей» Снегурочки
В Одессе Деды Морозы по имени Тимур и Мустафа устроили драку. Не обошлось без «смотрящей» Снегурочки
В Одессе Деды Морозы по имени Тимур и Мустафа устроили драку. Не обошлось без «смотрящей» Снегурочки
В Одессе Деды Морозы по имени Тимур и Мустафа устроили драку. Не обошлось без «смотрящей» Снегурочки
Медики рассказали об огромной угрозе вейпинга для подростков
Медики рассказали об огромной угрозе вейпинга для подростков
В Николаеве бродячая собака возле школы набросилась на детей
В Николаеве бродячая собака возле школы набросилась на детей
На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
УПЦ отлучила двух священников, участвовавших в «объединительном соборе» по автокефалии
УПЦ отлучила двух священников, участвовавших в «объединительном соборе» по автокефалии
Появились фотографии с места крушения истребителя на Житомирщине
Появились фотографии с места крушения истребителя на Житомирщине
В Киеве задержали мужчину, который приставал к детям со странными предложениями
В Киеве задержали мужчину, который приставал к детям со странными предложениями
Предстоятель ПЦУ Епифаний рассказал, что теперь будет с митрополитом Онуфрием
Предстоятель ПЦУ Епифаний рассказал, что теперь будет с митрополитом Онуфрием
Известный интернет-новатор умер от передозировки наркотиков
Известный интернет-новатор умер от передозировки наркотиков
В Киеве нашли труп бомжа – его зверски избили (18+)
В Киеве нашли труп бомжа – его зверски избили (18+)
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?