ТОП:
Музыкальные новинки: настоящий блюз, будущий джаз и прошлое рока

...Этот южный блюз-гитарист давно уже стал национальным достоянием Америки, возглавив в прошлом месяце тамошний «Billboard Blues Chart and #1». Дипломированный историк Оксфордского университета, семилетним пацаном взявший в руки гитару, игравший в барах и получивший на концерте самого Би Би Кинга благословение (тот подарил ему порвавшуюся струну), он называет себя «лучшим гитаристом, о котором вы, возможно, никогда не слышали». На самом деле — один из самых уважаемых музыкантов блюзового мира. В то же время «Winning Hand» Tinsley Ellis — это десять композиций, среди которых, конечно, преобладают блюзы (в их модерном звучании), но есть еще и соул, и рок-музыка, которую автору сразу же вменили в эпоху его дебюта на студии «Аллигатор» в 1986-м, куда он нынче вернулся.

А ведь откуда у этого исполнителя рок? Правильно, из Европы, поскольку местные группы отчего-то не прельщали юного гитариста, запавшего на команды «британского вторжения» 60-х — «Animals», «Rolling Stones» и пр. И единственный трибьют на этом альбоме — «Dixie Lullaby» американца Леона Рассела — этакая перекличка гитары и клавишных. «Меня подкупила не только его яростная энергетика, но и его чувство вкуса и исполнительская зрелость, — вспоминал глава студии „Аллигатор“ о начале творческого пути автора альбома. — Он не просто отыгрывал набор скоростных „ликов“. Его музыка была полна эмоций. В ней была мощь рока, но она воспринималась как блюз».

Отсюда — мораль. Которую, кстати, лучше разложить на спектр всех десяти композиций альбома. Заглавная «Sound Of A Broken Man» — вполне роковая вещь с фирменным гитарным запилом в стиле Джимми Хендрикса и рифами а-ля «The Cream», дальнейшая «I Got Mind» напоминает своей энергетикой Сантану, а треки «Satisfied» и «Nothing But Fine» — забойный рок-н-ролл и буги-вуги в стиле «Status Quo». Хотя «Gamblin’ Man», «Autumn Run», «Don’t Turn Off» — действительно прекрасные блюзовые баллады. Ну а если уж на общепринятый рафинированный «европейский» вкус, то вокал и манеру этого исполнителя можно охарактеризовать приблизительно, как если бы собрались вместе Джо Кокер и Питер Грин, позвав для комплекта вышеупомянутого Карлоса, который Сантана, и решили переиграть самого Эрика Клэптона. Би Би Кинг на том свете улыбается, поудобнее устраиваясь в гробу.

Следующий релиз нашего обзора не простой, а золотой, с тройным напылением. «The Centennial Trilogy» Christian Scott aTunde Adjuah — это три полноценных альбома: «Ruler Rebel», «Diaspora» и «The Emancipation Procrastination», которые молодой да ранний американский трубач, обладатель премии Эдисона (лучший международный джазовый исполнитель), соединил в единый сет из трех CD. Видели трубу этого франта, который называет свою игру «искусством шептания»? То-то же! Именная «Катрина», в тональности Bb, сделанная на заказ специально для него. Ну а «шептание» при игре — это, если по науке, «приглушение» тонов и подчеркивание дыхания с помощью вибраций в мундштуке, а по жизни — чтобы играть не по учебникам, а как великий Диззи Гилеспи.

А манера одеваться и вести себя на публике — не надутым букой, профессионально облизывающим обветренные губы, а этаким денди, о котором в джазовых обозрениях пишут, что «его прекрасное чувство стиля отличает его от коллег-музыкантов и подкупает заядлых модников по всему миру».

Да и сама музыка, знаете. Ярчайший альбом уходящего сезона.  А будущих-то варягов с новыми творениями, заметим, не густо. Их не особо припомнишь, кроме тех, кто носится с джазовыми Грэмми (этот исполнитель, кстати, тоже был номинирован), и уж точно не скажем, не назначал ли его первым номером в своих личных, как всегда, топах, господин Коган. Как бы там ни было, но данный релиз явно «не для всех» — убойный и вполне демократичный.

Как бы объяснить? Ну вот, скажем, имеем в чистом виде интеллигентный и слишком острый звук у того же классика Майлза Дэвиса, если помните.

Или этнические мотивы, как у Эрика Труффаза. Так вот, в данном случае все честно, без сурдин, смягчений и прочих «джазовых» эффектов, коими был так знаменит наш легендарный земляк Стэн Гетц (Станислав Гаецкий). Но если взять и смешать стили этих исполнителей, исключив джазовые завихрения в импровизациях Гетца и оставив фольклор Труффаза в его «архангельских» сессиях, то на выходе получим искомый альбом. С открытым звуком, вменяемыми мелодиями и вполне реальным кайфом, получаемым от такой музыки. Ее перед покупкой даже можно прослушать бесплатно в Сети, если не верите, но даже корифеи жанра, не любящие, правда, футуристический джаз и прочие модные штучки, были бы в восторге от такого преемника. Не традиционалист Нини Россо, конечно, но и не нью-йоркский виртуоз Авишай Коэн.

А зачем тогда, спросите,  экзотическая приставка в имени артиста? О, в этом-то и соль всей «футурологии», и трек «New Orleanian Love Song II [X. aTunde Adjuah Remix]» — яркий ее образец. Если припомнить один из последних альбомов «Doo Bop» того же Майлза Дэвиса, исполненный в хип-хоп менере, с читкой вокалистов, прославляющих маэстро, то эффект узнавания будет более чем полный. (Подобный трек «Bae (Interlude) [Feat. Lawrence Fields]» на обозреваемом диске имеется).

То есть микширование, украшение, омоложение и без того современного материала — как раз на совести автора-двойника. Поскольку вокал на диске тоже честный, не «сопроводительный», сэмплов с гудками машин, кораблей и паровозов нет, а имена, господа — в лучших традициях колониальной культуры предков: Сара Элизабет Чарльз (вокал), Элена Пиндерхьюджес (флейта), чьи альбомы, кстати, автор диска продюсировал самолично.

...А вот новая работа следующего культового коллектива из Шотландии, признаться, слегка разочаровала. Ребята и до этого чудили с ретро, издав свой последний альбом с великими кудесниками 70-х «Sparks», а теперь и вовсе намылились «вперед в прошлое». Хотя с новым релизом «Always Ascending» Franz Ferdinand и в пору, наверное, вспомнить былое. В частности, этот коллектив запомнился одним из ярких дебютов в инди-роке нулевых годов, им прочили великое будущее в гитарной музыке, окрестив самым ярким явлением стиля со времен «Nirvana», сравнивая с корифеями жанра «Blur» и «Pulp». Но вот случились замены: Ник Маккарти, один из основателей коллектива, покинул группу (ушел к жене Мануэле в одноименную группу), а вскоре после его ухода пришли Джулиан Корри и Дино Бардо. И получилась отличная синтезаторная музыка, только гитарные панки ведь всех пианистов всегда считали агентами вражеской державы, а тут такой позор.

Впрочем, музыкальный инди-отряд, скорее всего, не заметит потери бойца — уж очень хороша на самом деле пластинка у ребят получилась.

Недаром аж четыре выпущенных сингла прошли «на ура», к тому же нам перед выходом диска все культурно объяснили. «Мы хотим записать танцевальную музыку, но при этом сыграть ее грубо, на инструментах», — предупреждал тот самый Капранос, и это пацанам, заметим, удалось.

Начинается все так, будто Дэвид Боуи воскрес: торжественный пафос, трагические интонации, бравурный рояль, а не панковские гитары. Это и есть то, о чем нам говорили, добавляя, что новая работа группы — «чуть шире и менее „чисто гитарный“ альбом».

А так, конечно, пластинка хорошая. Четкие, запоминающиеся мелодии, гитарное дребезжание сменилось грамотными импровизациями, вокал возмужал, юмора в текстах хоть отбавляй. «Slow Don’t Kill Me Slow» — называется финальная композиция, и хоть в этом-то слышится горький парафраз панка о том, как жить быстро и умереть молодым.

Тэги: джаз, рок, музыка, культура, блюз

Комментарии

«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
«Разумная сила» призывает Гриценко перестать спекулировать на теме Донбасса
«Разумная сила» призывает Гриценко перестать спекулировать на теме Донбасса
Владельцы «евроблях» проводят масштабную акцию по всей Украине: заблокированы крупные трассы
Владельцы «евроблях» проводят масштабную акцию по всей Украине: заблокированы крупные трассы
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?