ТОП:
Майданы Киевской Руси. Часть 1

«Майдан. Секретные файлы». Именно под таким названием в конце 2017 г. в издательстве «НОРА-ДРУК» вышла книга известных украинских писателей и общественных деятелей — Дмитрия и Виталия Капрановых (или проще — Братьев). В её (книги) поддержку Братья предприняли настоящий промоушен-тур по стране, проведя при этом множество встреч с читателями. На одной из таких встреч довелось побывать и мне.

Отправляясь на литературную встречу с Братьями, я был уверен, что никаких таких новых тайн о Майдане-2014 я не узнаю. А потому твердо решил: книгу Братьев, при всем к ним уважении, покупать не буду. Пустая трата денег. Меня, старого «фразовского» волка, не проведешь!

Но, как оказалось позже, я был излишне самонадеян. Уже с первых минут встречи Братья буквально увлекли за собой аудиторию и меня тоже. Как оказалось, что они провели огромную работу, опросили многих непосредственных участников тех событий, а потом обработали и систематизировали материал. Получилось весьма информативное расследование на тему: как случился Майдан.

«Кто и когда начал готовить Революцию достоинства? Какое дерево стало символом сопротивления?( Ёлка) Почему изначально неполитическая акция стала политической? Кто управлял протестом и как на Майдан реагировали политики Запада? Откуда взялся „Правый Сектор“? Где ковалась победа Революции достоинства? И кто выиграл, а кто в результате проиграл?». На эти и другие вопросы у Братьев есть свои ответы. Какие?

Скажу прямо: приобретайте книгу — и узнаете.

Я вот приобрел. Точнее, обменял на портрет с изображением Тараса Григорьевича. И прочитал, в прямом смысле этого слова, на одном дыхании.

Многие вещи оказались вовсе не такими, как я их представлял до прочтения. Но что касается общих итогов Р.Д., тут я согласен с авторами: главным бенефициаром {несколько неожиданно} стал Петр Алексеевич; а лузером — Кличко, который продал идеалы Майдана за миску мэрской похлебки.

Жаль также ребят-«свободовцев», которых благодарный народ дружно «прокатил» на выборах. Но то таке...

Возможно, книге для более объемного восприятия тех, безусловно, исторических, событий не хватает воспоминаний представителей противной стороны. Я так Братьям и сказал. Но, как объяснили сами Капрановы, они пишут героический эпос, а не научную монографию. Что ж, их право!

Однако Братья не остановились на достигнутом. Их предложение — написать книгу о Революции достоинства всем миром. Всем украинским миром. Каждый может внести в общую базу данных своё личное восприятие Майдана-2014. И, вполне возможно, именно ваши воспоминания войдут в этот, без преувеличения, всенародный бестселлер.

ЧТО ТАКОЕ «МАЙДАН»?

Эту статью я хотел написать еще три года назад. Однако то недосуг, то лень, то загряз в работе... И лишь когда ознакомился с книгой Братьев Капрановых «Майдан. Таємні файли», понял: надо писать! Пусть и с опозданием.

Но прежде давайте разберемся вообще, что такое «майдан»? Этимология слова восходит к тюркскому [maidan] — «ровное, свободное место», «торговая площадь». Если же говорить не о самом слове, а о его втором значении, то сейчас, после третьего Майдана (или «Революции достоинства»), мы знаем: это народное выступление против зарвавшейся власти.

Его первое отличие от заурядного «русского бунта», «бессмысленного и беспощадного», в том, что ударной силой Майдана являются не пролетарии и не люмпены, а средний класс — от «офисного планктона» до «белых воротничков». В общем, третье сословие. (Как мне тотчас подскажут:  при активной поддержке недовольных олигархов).

Второе отличие: события Майдана развиваются стремительно, а основная сцена Майдана — главная площадь столицы, на которой буквально физически расположены центры власти.

И, наконец, третье отличие от «русского бунта». Перефразируя С. Маршака, скажем:
Майдан не может завершиться неудачей —
В противном случае его назвут иначе!

Да, все три предыдущих украинских Майдана — и Революция на граните, и Помаранчевая револючия, и Революция достоинства —  окончились падением некомпетентных правительств или бегством зарвавшихся властей. (И эта особенность дорогого стоит!)

Однако любое явление, природное или социальное, перед тем, как человечество его открыло, описало и классифицировало, существовало уже задолго до того. Например, электричество (атмосферное) существовало всегда, а Уильям Гилберт в 1600 г. лишь дал ему название. Также и Майдан. Вспомним классика.

На майдані коло церкви
революція іде.
— Хай чабан! — усі гукнули,—
за отамана буде.
Прощавайте, ждіте волі,—
гей, на коні, всі у путь!
Закипіло, зашуміло —
тільки прапори цвітуть...
На майдані коло церкви
постмутились матері:
та світи ж ти їм дорогу, 
ясен місяць угорі!
На майдані пил спадає.
Замовкає річ...
Вечір.
Ніч.

(П.Тычина, 1918 г.)

В общем, мало что изменилось: и флаги цветут, и церковь стоит, и базарная площадь перед центральной церковью та же... Но страсти кипели и на казацких майданах. Потянув же ниточку еще дальше, в глубь веков, мы обнаружим, что первые майданы случались уже во времена Киевской Руси.

НА РУСИ

Во времена Руси Киевской (правда, другой она и не была; а выражения «Русь Владимирская», «Русь Московская» или «Русь Петербургская» вообще звучат как извращения) народ не раз бунтовал против Рюриковичей. Частенько бунты эти выливались в погромы, бессмысленные и беспощадные.

Например, 28 июня 1175 года заговорщиками был убит князь владимиро-суздальский Андрей Юрьевич Боголюбский. Простой {угро-финский} народ кинулся грабить имущество ненавистного князя, и лишь вооруженной силой удалось остановить беспорядки. Но то не был Майдан...
Первый Майдан случился, как и должно быть, в столице государства, в славном городе Киеве.

ТРИУМВИРЫ

После смерти в 1053 г. великого князя киевского Ярослава Мудрого три его старших сына (Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский) правили на Киевской Руси, как триумвират. В треугольнике Киев-Чернигов-Переяслав от города к городу был всего день-два пути, и братья всегда могли быстро собраться, чтобы решить какой-либо вопрос.

Ярослав Мудрый, который в свое время сам пережил братоубийственную войну, завещал своим сыновьям жить в мире, «понеже вы єсте братьӕ одиного ѡц҃а и єдинои мт҃рь.» Именно в том, что они единоутробные кровные братья, видел великий князь залог их процветания: «...да аще будете в любви межи собою». Конечно, Изяслав был старший брат, его следовало слушаться, как отца. Но Ярослав, поделив Русь на уделы, также завещал «не преступати предѣла братнѧ. ни сгонити», что стало первым шагом на пути феодального раздробления.

Первые пятнадцать лет триумвирата все было более или менее благополучно.

Но в 1068 г. братья решили пойти войной на нового, недавно появившегося и опасного врага — половцев. Однако на сей раз военная удача отвернулась от них. На реке Альта их войско было разбито (что любопытно: по словам летописца, битва произошла ночью), а сами князья благополучно бежали: Изяслав и Всеволод — в Киев, а Святослав — в Чернигов. Обидно, да.

Но никто и подумать тогда не мог, что это поражение приведет к столь драматическим последствиям.

МАЙДАН № 1 — «ПАТРИОТИЧЕСКИЙ»

В понедельник, пятнадцатого сентября 1068 г., как раз после праздника Воздвиженья Креста, «...людьє Кыєвьстии прибѣгоша (к? по? — Авт.) Кыєву и створивше вѣче на торговищи и рѣша пославшесѧ ко кнѧзю: се Половци росоулисѧ по земли. Да вдаи кнѧже ѡружьӕ и кони и єще бьємьсѧ с ними. Изѧслав же сего не послуша...», — сообщает Ипатьевская летопись.

Тут нужно дать определенные пояснения. Русь со времен великого князя Володимира Святого — уже полноценное государство времен эпохи развитого феодализма. И если великий князь киевский Ярослав Мудрый еще прибегал к помощи городского ополчения, то его сыновья уже опасались давать оружие простолюдинам. Их ставка — на мобильные, хорошо вооруженные и обученные, хотя и малочисленные, профессиональные войска — княжескую дружину. Матёрые профессионалы-дружинники обычно легко разбивали поганых (ятвягов или голядь).

Но с половецкой ордой такой фокус «не прокатил». Кочевники, у которых каждый мужчина был воином, задавили русичей, что называется, массой.

Заметим, что все триумвиры после фиаско остались живы, а значит, их кони были получше половецких.

Позорное поражение, а, главное, беспредел, который устроили половцы на пограничье, возмутили киевлян (возможно, под «людьє Кыєвьстии» летописец имел в виду и жителей киевских окрестностей). К тому же горожане имели многовековой вечевой опыт, и князь в их глазах был таким же киянином, как и они сами. Недовольные собрались «на торговищи» (тогдашний аналог майдана) и потребовали от князя... Нет, не гарантий безопасности или ввода войск ООН. Они потребовали коней и оружия, чтобы самим разобраться с нападавшими (как тут не вспомнить февраль-март 2014 г., когда тысячи добровольцев пополнили ряды ВСУ!).

Надо думать, что и кони, и оружие у великого князя были, иначе их бы не требовали. Забегая вперёд, скажем: когда 1 ноября того же года часть половецкой орды начала грабить окрестности Чернигова, князь Святослав Черниговский «...собравъ дружину и нѣколико ихъ (черниговцев. — Авт.) изыиде на нѧ». Летописец указывает, что у Святослава было лишь три тысячи воинов, а половецкая орда насчитывала 12 тысяч, но под г. Сновском «...оудариша вь конѣ» (произведя конную атаку, значит, действительно кони были хороши.  — Авт.), русы обратили тех в бегство, а «князя их» (предположительно это был хан Шарукан) взял в плен.

Итак, Святослав Черниговский, уже наученный горьким опытом, вооружил некоторых черниговцев, вместе с ними и дружиной выехал на защиту своего княжества и победил.

А вот великий князь Изяслав вооружать этот самый народ не захотел. И ему дорого это обошлось. Возмущенные кияне сначала двинулись ко двору воеводы (аналог нынешнего военного министра) Коснячки — надо думать, протестуя против «военной реформы о переходе к профессиональной армии». Не найдя воеводу, «глупая» толпа «...раздѣлишасѧ на двоє. и половина ихъ иде кь погребу, а половина иде по мосту. сии же идоша на кнѧжь дворъ». (Тут на память приходит захват административных зданий во время Революции достоинства).

И снова нужны пояснения. «Погреб» (или «поруб») — это вовсе не современное хранилище овощей, фруктов и разной консервации на зиму. В ту пору это место заточения важных узников; бревенчатый сарай с узеньким окошком, через которое подают еду и воду. Чтобы освободить узника из погреба, нужно было разобрать это сооружение, что называется, по бревнышку. А для этого нужно хотя бы несколько крепких мужиков с топорами.

В то время в киевском «погребе» томился полоцкий князь Всеслав Брячиславич с двумя своими сыновьями. За год до этого он бился с Ярославовичами, но был разбит, а позже предательски пленен: Изяслав обещал ему («целовал крест») неприкосновенность, если Всеслав Брячиславич  лично явится на переговоры, но изменил своему целованию.

Восставшим же, как воздух, нужен был Всеслав, как легитимный символ своей борьбы. Конечно, полоцкий князь не имел преимущественных прав на киевский великокняжеский престол (хоть и был правнуком Володимира Святого). Но на Руси, где легитимным правителем мог быть только Рюрикович, и такой князь годился. Вот киевляне его из «погреба» и вытащили.

Двор Изяслава в то время был блокирован второй частью восставших. Застигнутый врасплох, Изяслав «с дружиною свою» пытался вести с ними переговоры, но узнав, что Всеслав уже освобожден, «побѣгоста с двора». (Это ж какая нужна толпа, чтобы и княжеская дружина стала бесполезной!)
Ныне экс-правителям Киева модно сбегать на восток, в Ростов. В те ж {евроинтеграционные}времена бежали преимущественно в просвещенную Европу — «в Ляхи», где правил тесть Изяслава, король Болеслав Смелый. Летописец не сообщает, прихватил ли великий князь Изяслав (подобно Проффессору) с собой любимую болонку, но младшего брата Всеволода точно не забыл.

Победители же провозгласили Всеслава Брячиславича киевским князем, и на радостях «... дворъ кнѧжь разъграбиша. бещисленоє множьство. злата и сребра и кунами и скарою (шкурами. — Авт.)».

Увы! Но первый древнекиевский майдан закончился почти классически — разочарованием. Всеславу Брячиславичу киевское княжение оказалось не по плечу, а где-то пониже пупка. Вроде, и князь, и вояка, но, узнав, что Изяслав вместе с поляками идет к Киеву, тайно ночью «бѣжа ... кь Полотьску» (В «Слове о Полку Игоревом» сказано более поэтично: «Скочи отъ нихъ лютымъ звѣремъ въ плъночи изъ Бѣлаграда, обѣсися синѣ мьглѣ»). Не стал защищать людей, которые стояли за него горой.

ВЫВОД: ДАЖЕ САМЫЙ УСПЕШНЫЙ МАЙДАН НИЧЕГО НЕ СТОИТ, ЕСЛИ ОН ВОЗНОСИТ НА ВЕРШИНУ ЛЮДЕЙ НИЗКИХ И НЕДОСТОЙНЫХ.

ЭПИЛОГ

Но вернемся к нашей истории.

Обескураженные предательством Всеслава Брячиславича, киевляне попросили посредничества и заступничества у младших Ярославичей — Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского. Те же упросили старшего брата не разорять Киев вместе с поляками. Тот обещал, но вообще от идеи кровавой мести своим обидчикам не отказался. Вперед себя он послал своего сына Мстислава Изяславича. «И пришедъ Мьстиславъ исьсѣче Кыаны . иже бѧху высѣкли Всеслава . числомь. о҃ (70 — Авт.) . чади. а другыӕ исьслѣпиша. другыӕ без вины погубивъ не испытавъ».

Итак, 70 участников бунта, которые непосредственно освобождали Всеслава, были иссечены, другие — ослеплены или казнены без суда. Вскоре же по возвращении самого Изяслава Ярославича неожиданно (?!) сгорел киевский Подол, этот рассадник майданного духа, и великий князь вынужден был передвинуть место торга в другое, менее удобное место («на гору»).

Но и Изяславу кровавая его месть не вернула утерянную репутацию. В 1072 г. Ярославичи перенесли мощи двух руских святых — Бориса и Глеба — в новую церковь в г. Вышгород. Тогда же было написано «Житие» этих первых мучеников. В этом агиографическом произведении неизвестный монах ярко описал позорную жизнь братоубийцы Святополка Окаянного. Был ли житийный Святополк таким уж злодеем, трудно сказать. Во всяком случае, скандинавские саги сообщают нам, что Бориса убил Ярослав Мудрый, а не Святополк. (Интересно, что у Изяслава еще при жизни отца (Ярослава Мудрого) родился сын, которого назвали... Святополком! Т. е. еще в 1050 г. имя Святополк не было синонимом имени Каин). Другое дело, что бежавший в Ляхи к польскому тестю литературный Святополк сильно уж смахивал на живого Изяслава (да уж! черный пиар не в наши времена выдуман)...

Вскоре Изяслав Киевский был свергнут единоутробным братом Святославом Черниговским и опять бежал на Запад. После смерти Святослава Изяслав снова занял великокняжеский престол. Но вскоре был убит во вспыхнувшей межусобице: в битве на Нежатиной Ниве 3 октября 1078 г. некий воин неожиданно подъехал к стоящему в пеших рядах Изяславу и ударил его «копьемь за плеча». Здесь летописный источник настолько скуп, что можно предположить, что Изяслава убил кто-то из своих...

Продолжение следует...

Тэги: Майдан, история, политика, культура

Комментарии

«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
«Разумная сила» призывает Гриценко перестать спекулировать на теме Донбасса
«Разумная сила» призывает Гриценко перестать спекулировать на теме Донбасса
Владельцы «евроблях» проводят масштабную акцию по всей Украине: заблокированы крупные трассы
Владельцы «евроблях» проводят масштабную акцию по всей Украине: заблокированы крупные трассы
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?