ТОП:
Фильм «Форма воды»: бесчеловечное счастье

Были ли вы когда-нибудь по-настоящему счастливы? Счастливы настолько, что это чувство не вмещается в вашем несовершенном теле и разливается вокруг, так что даже у соседей снизу начинает течь потолок. Счастливы настолько, что эмоции попросту не вмещаются в комнату, где вы замерли, обнявшись с возлюбленным, и от напора выламываются двери в прихожую. Счастливы настолько, что мир трещит по швам.

Именно таким посвящён безгранично чувственный фильм Гильермо дель Торо «Форма воды». То, что это истинный шедевр, подтверждают пока всего лишь 67 аргументов в виде наград во главе с «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля, а также двумя «Золотыми глобусами». Многие критики уверены, что вскоре к ним присоединится ещё и несколько «Оскаров».

Сюжет картины разворачивается в 1962 году в США. Немая девушка Элайза работает уборщицей в секретной лаборатории в Балтиморе. Днём она отсыпается, а по ночам драит таинственные коридоры и лаборатории, в которых вершатся великие дела холодной войны против СССР.

Она одинока. Общается лишь со своей чернокожей сотрудницей, которая что-то постоянно бурчит о подружках и муже (который «пердит так же, как Шекспир — сонеты пишет»). А также с чудаковатым соседом-художником, которому не осталось больше ничего, кроме как жалеть о лысине, утраченных заказах, работе и молодости.

Однажды в лабораторию, где убирает Элайза, привозят загадочный «Объект». Оказывается, что это невиданная человекообразная амфибия. Над ней начинают проводить многочисленные эксперименты. И когда ученые заходят в тупик, пытаясь раскрыть загадку этого существа, оказывается, что немая Элайза — единственная, с кем это существо способно найти общий язык.

 

Уже с самих вступительных титров зрителя погружают под воду. Ты смотришь на экран, как в иллюминатор батискафа, который медленно проникает в таинственную зеленоватую глубину затонувшей квартиры, где на старинном диване идиллически лежит главная героиня. Она спит, и ее платье мелодично развевается в подводных потоках. А мебель в комнате тихо вальсирует под музыку подводной гравитации...

Режиссёр сразу даёт понять, что в поисках сказки не нужно отправляться на другие планеты или совершать путешествие в параллельные миры.

Магия может проявиться в самых повседневных вещах и тривиальных местах. Вопрос лишь в том, достаточно ли мы чувствительны, чтобы ощутить пронзительный заряд этого волшебства в полной мере.

В «Форме воды» нарочито проводится граница между миром воображаемым и реальным. Первый даёт главной героине полную свободу. Именно там, в мечтах, она обретает утраченный голос и залечивает шрамы. Происхождение последних так и останется загадкой. Но их след красной чертой по горлу подчеркивает, что общество было к ней очень жестоко. Едва не задушив её, люди изгнали Элайзу на самое дно нашего мира, где она по ночам драит туалеты и коридоры.

При этом мир внешний — официальный, фасадный — показывается здесь как несусветная пошлость и ложь. В нём улыбками прикрывают расизм.

Под любезностью завуалирована жестокость и бесчувственность. А правила приличия и протокол поведения выглядят, как оправдание бесчеловечности.

Те, кто живёт по таким стандартам, превращаются в людей с глянцевых картинок, которых словно заклинило в экстазе бессмысленной радости. Они едят красивые на вид, но совершенно противные на вкус зеленые пироги. Они выглядят счастливыми, но, как вскоре выясняется, понятия не имеют, что означает быть по-настоящему счастливым.

Олицетворением всего этого в фильме является полковник Ричард Стрикленд — главный антагонист в сюжете, который жестоко пытает «Объект».

Правда, если посмотреть на образ жизни полковника вне этого сюжета, то он предстанет типичным добропорядочным гражданином, который живёт по всем модным для своей эпохи устоям. В семье у него царят взаимопонимание, благополучие и порядок. А интерьер его дома вместе с детьми и супругой словно списан с красочного плаката.

Полковник Стрикленд — сын великой страны, которая в середине ХХ века покоряла космос, активно развивала науку и технику, всеми силами пытаясь обрести звание супердержавы номер один во всём мире.

Именно те времена сегодня имеет в виду президент США Дональд Трамп, когда провозглашает: «Сделаем Америку снова великой!». И именно этот фильм стоит посмотреть всем, кто спешит согласиться с действующим главой государства. Ведь за красивым фасадом той великой страны скрывалось слишком много жестокости и вульгарности.

Многие заложенные тогда стандарты жизни в результате не выдержали испытания временем. Привитая в ту эпоху культура массового потребления обернулась экологической катастрофой. А гонка вооружений привела к ещё большим проблемам. Технологии, которые начали развиваться галопирующими темпами в те годы, сделали людей здоровее. Но уж точно не счастливее.

Красноречивым олицетворением этого стали два пальца полковника, пришитые благодаря новейшим на то время технологиям, но которые в результате так и не прижились, начав гнить.

В противовес Стрикленду главная героиня Элайза показывается абсолютным маргиналом. Работает по ночам, а днём спит, словно чтобы не видеть, как эти пошлые глянцевые образы с плакатов воплощаются в реальности. Живёт в чердачном помещении, отсутствие уюта в котором компенсируется его богемностью. Одевается не модно, но не безвкусно.

И если полковник с лёгкостью покупает в автосалоне модный кадиллак, то Элайза мечтательно засматривается на туфли с витрины. Ещё больше подчёркивается их противопоставление в любовных сценах. Если секс полковника с женой выглядит вульгарно и напоминает скучное занятие на тренажёре, то романтические эпизоды Элайзы с амфибией — это воздушный вальс эмоций.

Чувственность главной героини подчеркивается её внешностью француженки: берет, деликатные жесты, скромный, но стильный наряд, мечтательность в глазах. В одной из сцен она едет в автобусе, и за кадром, словно с парижских улиц, доносится шансон, так что в её отражении в окне видится Амели.

Кроме хлёстких реплик в адрес общества, этот фильм выражает милое сочувствие гомосексуалистам и красноречиво доносит истину о том, что главного в жизни словами не выразить. Также картина смело расширяет горизонты сказки, впуская в неё нетипичное для этого жанра множество сексуальных сцен.

«Форма воды» показывает мир, в котором монстры оказываются человечнее людей. Это в классической сказке «Красавица и чудовище» главные герои обретают счастье, когда один из них возвращается в человеческий образ. Здесь же всё наоборот. Стать частью общества означает потерять человеческое. Настоящими монстрами оказываются добропорядочные эталонные граждане. Мир людей здесь показывается губительным.

А настоящие чувства возможны лишь далеко за пределами этого вульгарного общества «великой страны».

Тэги: кино, культура

Комментарии

Под Киевом извращенец насиловал своих дочерей, заставлял их «обслуживать» крестного и снимал все на видео
Под Киевом извращенец насиловал своих дочерей, заставлял их «обслуживать» крестного и снимал все на видео
Под Киевом извращенец насиловал своих дочерей, заставлял их «обслуживать» крестного и снимал все на видео
Под Киевом извращенец насиловал своих дочерей, заставлял их «обслуживать» крестного и снимал все на видео
По расходам на политическую рекламу Украина стала «чемпионом» Европы. Озвучена цифра
По расходам на политическую рекламу Украина стала «чемпионом» Европы. Озвучена цифра
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
«Лапа» экскаватора стала причиной жуткой смерти мужчины на Полтавщине
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
Ученые заявили, что ложь можно вычислить по температуре носа человека
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
СБУ продолжает давление на священников УПЦ. На сей раз в Ровенской и Волынской областях
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Жуткое ДТП в Полтавской области: грузовик буквально размазал легковушку с людьми
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
Днепр и Харьков постепенно заметает снегом
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
В Москве похоронили певца Евгения Осина: видео
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Провал трассы в Португалии: люди с машинами исчезли под тоннами воды и грязи
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
Привет из Ледникового периода: во Франции нашли уникальную наскальную живопись
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?