ТОП:
Украинский арсенал: семейство бронеавтомобилей «Козак»

Боевые действия на Донбассе потребовали резкого насыщения силовых структур большим количеством бронеавтомобилей. И в первую очередь «из загашников» в 2014 году были вытянуты ранние разработки, которые не все «встали в строй». Однако, по крайней мере, один проект бронеавтомобиля имеет все шансы стать одним из основных. Речь идет о машинах семейства «Козак».

Примерная линейка бронеавтомобилей «Козак»

В начале 1990-х на украинском рынке появилось научно-производственное объединение "Практика", которое в 2009 году презентовало свой проект бронеавтомобиля «Козак» (главный конструктор — Евгений Малашина).

Киевские конструкторы не стали, что называется, «изобретать велосипед» и пошли по проторенному западными коллегами пути: в качестве основы был взят коммерческий грузовик IVECO Daily 55S18W 4×4 (что сразу ограничило нагрузку, в том числе и брони) с дизельным двигателем IVECO F1C явно недостаточной мощности в 176 л. с.

Основными же были бронекорпус из брони в 5 мм финского производства MIILUX и бронестекла собственного производства толщиной 56 мм, что было достаточно, чтобы выдерживать попадание 7,62-мм пули из автомата Калашникова с расстояния 10 метров. При этом нижняя часть корпуса имела V-образную форму для повышения противоминной стойкости, что позволяет противостоять подрыву мины в тротиловом эквиваленте до 6 кг. В автомобиле также были предусмотрены системы противодействия радиоуправляемым минам и защиты от радиации, навигационная система, экран для вывода картинки с камеры заднего вида, блок климат-контроля, радиостанция и прочие мелочи.

Впервые машину продемонстрировали в 2009 году на параде в День независимости, причем официальный проезд на ней совершил тогдашний президент Виктор Ющенко.

Бронеавтомобиль СРМ-1 «Козак», 2009 г.

До июня 2013 года было создано две машины, которые предлагались военным и «катались» по разным выставкам, однако ввиду полного отсутствия финансирования дальше этого не пошло, хотя в 2013 году даже проводились эксперименты по установке ПТРК «Скиф». В итоге в январе 2015 года один из прототипов выкупил американский Госдеп и передал Погранслужбе в рамках программы военной помощи.

Бронеавтомобиль «Козак-2» в составе одного из спецподразделений МВД, Киев.

Весной 2014 года «Практика» тоже безуспешно попыталась предложить армии так сказать мобилизационный вариант бронеавтомобиля с трёхдверным кузовом под тем же названием (иногда его еще называют «Козак-2014») на базе довольно распространенного грузовика ГАЗ-66 с бензиновым двигателем в 125 л. с. и бронекорпусом, изготовленным из более дешевой украинской стали.

Несмотря на откровенные неудачи, конструкторы продолжали совершенствовать свое детище и для еще большего удешевления в 2015 году разработали вариант на базе полноприводного шасси Iveco Eurocargo с дизельным двигателем Iveco в 279 л. с. с пятидверным кузовом и полной массой 15 тонн. Этот вариант для перевозки 10 десантников получил название «Козак-001». Под этим названием машина была принята на вооружение Национальной гвардией. На сегодня известно о поставках 22 аппаратов.

Один из двух «Козак-2» в составе полка НГУ «Азов»

Однако «Практика» желала получить контракт с Министерством обороны Украины, поэтому продолжала совершенствовать машину. Так на свет появились модификация «Козак-2» и ее варианты — 2М.1 (тактический бронеавтомобиль для небольших боевых групп) и 2М.2 (специальный бронеавтомобиль в разведывательно-артиллерийской версии).

Для нужд пограничников также разработан компактный легкобронированный автомобиль на базе внедорожника Land Rover Defender «Козак-3». В зависимости от конфигурации и оснащения он может быть командно-штабным, транспортным, разведывательным, связным, патрульным, санитарным автомобилем. Есть информация, что по стандарту «Козак-3» модернизирована большая часть парка машин этого типа в ГПСУ.

«Козак-3» Погранслужбы, Киев, август 2017 г.

Также существует транспортная модификация «Козак-4» с возможностью перевозки 15 военнослужащих (проходил опытные испытания в НГУ).

Наиболее "продвинутой" машиной в семействе является «Козак-5» на базе грузовика Ford F550 с несущим корпусом и независимой подвеской, который ныне проходит государственные испытания для принятия на вооружение.

Фактически только вариант "«Козак-2» и «Козак-2М» были официально приняты на вооружение ВСУ (официальное название — «Козак-2» БЗСА-5 (Броневая Защита Специализированных Автомобилей 5-го класса) в марте 2017 года. Количество заказанных машин неизвестно (по некоторым данным,  не менее 60), однако известно, что в начале ноября армейцы получили как минимум 10 машин. Чуть ранее — в феврале 2016 года — как минимум 6 машин были поставлены государственной Погранслужбе.

Вооруженный 12,7-мм пулеметом ДШКМ «Козак» в составе одного из подразделений Погранслужбы

Бронеавтомобиль рассчитан на троих членов экипажа и десантную команду из восьми человек. На крыше может устанавливаться турель под пулемет (те же пограничники вполне успешно приспособили 12,7-мм пулемет ДШКМ) или дистанционно управляемый боевой модуль.

По всей видимости, были закупки и ранее — по крайней мере, несколько машин «светились» на фото с учений десантников летом 2017 года.

Интересно, что, по информации самой «Практики», по состоянию на 14 апреля 2017 года ими были произведены 64 бронеавтомобиля «Козак-2».

Ныне на базе «Козака-5» и «Козака-2» НПО «Практика» создается целое семейство машин, включая разведывательные, штабные, санитарные, минометные и прочие.

На сегодня для вооружения ВСУ разработаны и приняты две модификации «Козак-2М» для использования в составе разведывательно-ударного комплекса «Сокол»: как носитель разведывательного беспилотного летательного аппарата"FlyEye" и ударного «Warmate», выпускаемых черниговским заводом «ЧеЗаРа» по лицензии польской компании WB Electronics.

При этом машины прошли серьезную модернизацию. Прежде всего на них установлен боевой модуль «Ива», а грузовой отсек предназначен для перевозки элементов БПЛА (сам беспилотник перевозится в другой бронемашине). В машине также находится дополнительный дизельный генератор для запуска БПЛА. Пульт управления — внутри бронеавтомобиля. Управление автомобилем и беспилотником осуществляет экипаж из четырех человек. Еще,  по крайней мере, одна машина переделана как носитель средств радиоэлектронной борьбы.

Машина РЭБ на базе «Козак-2»

В целом можно сказать, что хотя «Козак» не стал основным армейским бронеавтомобилем (военные по-прежнему большие надежды возлагают на львовский «Дозор-Б»), он очень скоро может занять место машины самого разнообразного назначения для действий в прифронтовой зоне.

Тэги: автомобиль, броневик

Комментарии

Выбор редакции
Александр Алиев: Играя в Москве, очень хотел вернуться в Киев
Александр Алиев: Играя в Москве, очень хотел вернуться в Киев
Александр Алиев: Играя в Москве, очень хотел вернуться в Киев
Александр Алиев: Играя в Москве, очень хотел вернуться в Киев
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
fraza.ua
«Слуга народа» обвинила власть в репрессиях за инакомыслие. В ответ ей рассказали о «стремном» муже
«Слуга народа» обвинила власть в репрессиях за инакомыслие. В ответ ей рассказали о «стремном» муже
«Слуга народа» обвинила власть в репрессиях за инакомыслие. В ответ ей рассказали о «стремном» муже
«Слуга народа» обвинила власть в репрессиях за инакомыслие. В ответ ей рассказали о «стремном» муже
В Киевской области зарвавшийся чиновник таранил журналистов машиной
В Киевской области зарвавшийся чиновник таранил журналистов машиной
На Кипре епископы отказались служить с Александрийским Патриархом из-за поминания Епифания
На Кипре епископы отказались служить с Александрийским Патриархом из-за поминания Епифания
Кличко показал лидеру группы Scorpions свой «стеклянный» мост
Кличко показал лидеру группы Scorpions свой «стеклянный» мост
Motorola воскресила культовую модель телефона из «нулевых»
Motorola воскресила культовую модель телефона из «нулевых»
Под Киевом из-за уснувшего водителя фура эпично улетела прямо в лес
Под Киевом из-за уснувшего водителя фура эпично улетела прямо в лес
Ночью в Киеве сожгли сеть фермерских магазинов
Ночью в Киеве сожгли сеть фермерских магазинов
Сын Мика Джаггера… спел глупую песню на русском языке
Сын Мика Джаггера… спел глупую песню на русском языке
Британцы раскритиковали своего премьера за неумение заваривать чай
Британцы раскритиковали своего премьера за неумение заваривать чай
Под Киевом сняли загадочные лиловые облака
Под Киевом сняли загадочные лиловые облака
fraza.ua

Опрос

Статьи какого автора fraza.ua, пишущего на общественно-политические темы, вам больше нравятся?