ТОП:
Блюзовый дневник: Кит Данн в Киеве

Люди, которые утверждают, что любят блюз, делятся на две основные категории. Оговорюсь сразу, что обе категории существовали в сходных равных условиях в стране, к культуре блюза не приученной, и не особо продирались к блюзу через академический джаз, добиравшийся до наших площадок в таком выхолощенном виде, как будто блюзовые корни этого самого джаза, в смысле, яйца, перед выходом на нашу джазовую сцену надо было отрезать напрочь.

Итак, одни понимают блюз как сладкую патоку, влившуюся им в голову через какое-нибудь «Мадемуазель шанте блюз», и блюзом они считают ритмичную тягучую попсу, под которую приятно танцевать медленный танец при свечах.

Другие пришли к блюзу через рок-музыку шестидесятых — уловив черное блюзовое влияние в песнях «Дорз» или Дженис Джоплин, они таки пошли рыть дальше и приобщились к чистой безграничной радости реального блюзового саунда. Как видите, я сейчас не о музыкантах, музыковедах и прочих серьезных людях, которые об этом всем знали задолго до узнавания о Моррисоне и Джоплин, а о самых простых обывателях. То есть, о нас с вами, людях, которым повезло провести молодость в девяностые, когда появился доступ к самой разнообразной музыке и информации.

Одним из первых учебником по истории блюза стала для меня книга Ли Роя Джонса Blues People: Negro Music in White America, которую я откопала в киевском America House, куда меня привел черный либериец, учившийся тогда в Институте международных отношений и на дух не переносивший блюз. Он считал, что это грязная музыка, компрометирующая черных и выносящая на поверхность все неприглядные моменты негритянской истории и устройства черного социума, которое должно отойти в прошлое. Он слушал цивильных слащавых Boys 2 Man, ходил в костюме даже летом и как мантру повторял: «Черные — такие же цивилизованные люди, как и все остальные». ОК, ОК, но в тот момент я предпочла Хаулин Вулфа.

Книга «Blues People» впервые была издана в 1963 году и стала одной из главных книг о блюзе и его корнях. Подробнее о ней и ее авторе расскажу как-нибудь в другой раз, а сейчас объясню, почему я вообще пишу здесь о блюзе. Мне всегда казалось, что о блюзе не надо говорить — его надо слушать, петь, танцевать, прыгать, выть, снова слушать, забывать о нем и вспоминать так же неожиданно, как о когда-то любимом мужчине. Блюз к этому располагает. Но посетив вчера концерт Кита Данна, я поняла, что говорить надо, потому что каста почитателей настоящего черного блюза катастрофически невелика и грозит вырождением, как бы ни старались блюзовый просветитель Макс Таврический, который, собственно, привез Кита и выступил с ним в Докерз АВС. В общем, народ, конечно, был — в основном, музыканты и поляки (б-р-р, что я говорю), давние почитатели этого жанра, но в основном зал был забит левыми праздношатающимися, жаждущими поразвлечься в жаркий августовский вечер. Никого из своих друзей-общемеломанов я там не встретила. Возможно, это вообще говорит об утрате интереса к корням музыки, т.к. буквально недавно, этой весной, еще более удручающая картина наблюдалась на концерте Карла Палмера (барабанщик Emerson, Lake & Palmer). Более удручающая, поскольку Кит Данн неслабо так завел всех, кто был в Докерсе — и почитателей блюза, и праздных отдыхающих — вот она святая сила блюза. А бедному Карлу Палмеру и завести-то некого было.

Впрочем, мы отдалились от темы.

В чем безусловная прелесть блюза? Чтобы завести зал, блюзмен не должен быть звездой или даже каким-то узнаваемым чуваком, принцип в том, что на сцену обычный талантливый черный парень «с района» и вдувает (в губную гармошку) так, что все внутри переворачивается. Собственно, Кит Данн и не особо известный исполнитель —— любители громких имен на его концерт не пойдут, но он чертовски настоящий — и атмосфера, которую он создает, это, сука, трюм корабля, гетто, задворки фабрики, бараки угольной шахты и коттон клаб — и по всем этим местам разматываются твои кишки, вспоротые этой его губной гармошкой, и размазанный его убийственным вокалом мозг — и ты едва успеваешь прийти в себя к тому моменту, когда надо вернуться в реальный Пассаж на реальном Крещатике. И все это делает с виду простой парень, который только что слонялся по бару в кепке, серых рабочих брюках с неряшливо размывающимися стрелками, туфлях с бостонской троещины и черной футболке. Автографы он начал раздавать только после саунд-чека, когда стало ясно, что играет он действительно нереально круто. Он неуклюже выводил подпись левой рукой и, казалось, очень радовался, что его наконец заметили.

В Википедии о нем написано не так много. Родился в Бостоне. Первая его группа называлась Blue Lightning, вторая — Honeydrippers. Ему посчастливилось играть с Джеймсом Коттоном, Хьюбертом Самлином, Роем Элдриджем, Биг Уолтером Хортоном, Ларри Беллом, Джимми Роджерсом и Биг Мамой Торнтон. (Только не спрашивайте, кто все эти люди. Я далеко не всех знаю. О половине из них даже нет статей в русской и украинской версии Википедии, хотя все это достойные и уважаемые в музыкальном мире товарищи). Выпустил два сольных альбома, один продюссировал, получил несколько музыкальных наград. Сейчас живет в Нидерландах.

Ничего особенного. Такой себе эбонитовый чувак, который помогает настраивать аппаратуру, держа в губную гармошку в зубах, как сигару... А потом он подходит к микрофону и вас пробирает церебральный черный блюз — вырывающийся из его легких свободно, как дыхание — безумный, прыгающий от темы к теме, с цитатами из гимна конфедератов. Потом он снова зажимает инструмент в зубах и продолжает как ни в чем ни бывало раскладывать шнуры.

«Это был всего лишь саунд-чек».

Публика уже начинает сходить с ума в ожидании концерта.

А вот что писали о нем устроители концерта:

«Мадди Уотерс сказал ему: „Когда меня не станет, ты будешь нести блюз по всей планете“. Так и случилось-за свою более чем сорокалетнюю музыкальную карьеру Кит Данн объездил с концертами почти весь земной шар. Этот блюзмен является одним из последних представителей той самой, старой школы: на гармонике он учился играть у Билли Боя Арнольда и Уолтера Хортона, советы по написанию песен ему давал Вилли Диксон, на его вокальную манеру повлиял чикагский блюз, а на концертах весь этот коктейль Кит дополняет шаманскими ритмами дельты Миссиссиппи, емко и точно называя свой стиль „trance blues“. А мы приглашаем вас на концерт, где во вневременное пространство попадут и танцы, и позитивный настрой и желание познакомиться с историей музыки».

Учитывая показания всех свидетелей, согласитесь, нам было чего ждать.

Оба гитариста тоже ждали. Только в отличие от нас, они уже вступили в игру и звенящим трансовым ритмом будто выманивали на сцену вуду-шамана.

И вот он вышел к микрофону. Зеленые блики заиграли на глянцево-черном лице, сверкнули угольки глаз:

«Help me, babe! I ca-a-a-a-n’t do it by myself!»

Услышав начало классического блюза Сонни Боя Уильямса, подготовленная публика завелась с пол-оборота. Поляк справа как начал, так и не переставал весь концерт подпевать и кидать удачные реплики, как и положено в настоящем блюзовом баре — одним из истоков блюза, собственно, и были африканские песнопения в манере колл-н-респонс — когда на реплику одного участника должен был отвечать другой. Так что атмосфере завязалась изначально самая правильная.

И тут вступил его Hohner...

Розовые ладони то открывались, то прикрывали гармонику — пульсируя одновременно с производимыми риффами. Публика впала в экстаз.

«А теперь я спою вам песню из Луизианы. Когда я путешествовал по Миссисипи, меня научил этой песне...»

И тут ты видишь знойных креолок под горячим солнцем Луизианы и чувствуешь, что перед тобой отбивает ритм сама история человечества — история освоения Америки, история рабства и освобождения, Мартин, благослови его Господь, Лютер Кинг и, не к месту будет сказано, первый черный президент США.

А затем снова несколько классических образцов чистейшей блюзовой прелести .

Оба гитариста — Макс Таврический и Макс Ватутин — тоже в трансе. Только покачивается белая пальма из дредов на голове второго Макса. И поблескивает зеленым на темном фоне браслет часов Кита, гипнотизируя зал. Кто-то полностью во власти этого гипноза, как бандерлоги перед Каа, кто-то вовсю танцует между рядами деревянных кресел и столиков.

Когда он поет классический блюз, он шаман и пророк — в некоторые моменты выражение его лица значительно и монументально, как у Хаулин Вулфа, когда тот исполняет «Evil» — если вы понимаете, о чем я. А гитаристы кажутся его апостолами — апостолами черного блюза.

Настроение вмиг меняется, когда он начинает петь о любви. «Love me all night long» — затягивает Кит, и когда вступает губная гармошка, ты чувствуешь себя где-то между куннилингусом и катотонией. Блюз пробуждает чувственность даже в отмороженных белых — поэтому он жизненно необходим нашей дряхлеющей белой цивилизации.

После перерыва он исполняет две песни соло — и дает волю своим эмоциям и порывам — трясет щеками, как индюк, притопывает, вытирает потные ладони о штаны, шлепает микрофон, как младенца — и снова пританцовывает.

«А сейчас будет песня того чувака, помните, о котором Роберт Джонсон упоминает в «Cross Road Blues» — помните вот это? — «...tell my friend Willie Brown...» — так это того самого Уилли Брауна песня... О нем самом мало известно, но вот осталась это. И ближайшие несколькоминут мы слушаем классический дельта-блюз.

От Уилли Брауна мы кочуем к Уолтеру Дэвису и его «Broke and Hungry»:
I’m broken ‘n’ hungry babe
Can I spend a night with you?

В зале, наверное, не осталось ни одной девушки, которая в такой ситуации смогла бы ему отказать. Тем более после этого он сразу заводит очередную любовную песню из Луизианы и в порыве страсти расцеловывает микрофон:

«I feel like dancing... I need your love»

Конечно, жаль, что вся любовь достается микрофону, но публика от этого ничуть не страдает. Когда он поет: «Babe, don’t you afraid» — все отчетливо видят с ним юную негритянку, слепленную из воздуха его движениями. «Don’t move your head» — учит он ее, видимо, движения ее головы ему немного мешают.

После такого горячего виртуально действа Кита явно мучала жажда. Макс Таврический подал ему бутылку, Кит понюхал ее в явном разочаровании, но все же отпил пару глотков. Наш горячий поляк справа тут же заказал для музыкантов три виски сауэр, которые были очень кстати к концу выступления.

А дальше все трое исполнителей отправились на концерт, посвященный памяти их общего друга Ивана Блюза. На этом история не закончилась. На следующий день Кит Данн выступил в Bel étage Concert club. А те, кто хотят проникнуться духом черного блюза, еще могут успеть попасть на концерты Кита — его двухнедельный тур только начался. 18 августа его концерт состоится в Умани, в ГРК «Фортеця», 19 августа — в Николаеве — в Drunk Patrick, 22 августа — в Одессе — во Дворе Культуры на бывшем Заводе шампанских вин. Причем, на этих площадках Кит Дан выступит с полным бэндом, так что эффект, возможно, превзойдет тот, что перепал на нашу долю в Dockers ABC.

На этом мои скромные репортажи тоже не заканчиваются. Надеюсь, мне еще удастся рассказать много интересного о блюзе, во всяком случае, несколько страниц в Википедии, пожалуй, стоит перевести.

Фото Андрей Гущин

Тэги: музыка, блюз

Комментарии

В Киеве бушует сильный пожар на Русановских садах. Появилось видео
В Киеве бушует сильный пожар на Русановских садах. Появилось видео
В Киеве бушует сильный пожар на Русановских садах. Появилось видео
В Киеве бушует сильный пожар на Русановских садах. Появилось видео
В Киеве у посольства Индии задержали очень «мутного» гражданина
В Киеве у посольства Индии задержали очень «мутного» гражданина
Жуткое ДТП в Киеве: пешехода разорвало на части
Жуткое ДТП в Киеве: пешехода разорвало на части
В Донецке прогремел очередной мощный взрыв
В Донецке прогремел очередной мощный взрыв
На Житомирщине детей с умственными недостатками «сдавали в аренду» в качестве рабсилы
На Житомирщине детей с умственными недостатками «сдавали в аренду» в качестве рабсилы
В украинский прокат выходит драматическая кинолента от авторов «Аритмии» - «Сердце мира»
В украинский прокат выходит драматическая кинолента от авторов «Аритмии» - «Сердце мира»
В Киеве пьяный дебошир избил женщину-врача и бросался на патрульных
В Киеве пьяный дебошир избил женщину-врача и бросался на патрульных
В Украине участились случаи подбрасывания детей. Порой их сначала избивают
В Украине участились случаи подбрасывания детей. Порой их сначала избивают
Журналисты подсчитали, во сколько обошлась закрытая гулянка сотрудников Roshen. Цифра впечатляет
Журналисты подсчитали, во сколько обошлась закрытая гулянка сотрудников Roshen. Цифра впечатляет
На Запорожье Mercedes превратил Lanos в груду металла. У пассажиров не было ни одного шанса
На Запорожье Mercedes превратил Lanos в груду металла. У пассажиров не было ни одного шанса
fraza.ua

Опрос

За кого бы вы отдали голос на выборах президента?