ТОП:
«Будущее»: кино о призрачном грядущем счастье

«Будущее», снятое молодой француженкой-режиссером по собственному сценарию, получившее приз за режиссуру в Берлине и показанное на 46-м киевском кинофестивале «Молодость», — это тонкое, местами политизированное, местами социализированное, местами философичное, местами ироничное произведение о нескольких поколениях, у которых жизнь и счастье либо остаются в прошлом, либо маячат фантомом на горизонте будущего, но едва ли существуют в реальном, настоящем времени. Существует ли текущее, не сиюминутное, но постоянное, фактическое счастье в принципе?

В центре истории — немолодая преподавательница философии Натали (Изабель Юппер), которая, казалось бы, с легкостью и улыбкой встречает навалившиеся трудности. Ее старая одинокая мать, рефлексирующая и депрессирующая по молодости, жизни, былой красоте, выжила из ума и периодически порывается умереть от передозировки ксанаксом или от голода. Ее муж однажды заявляет, что встретил другую женщину и переезжает к ней жить. А ее лучший, любимый бывший студент, ставший радикальным революционером, вдруг говорит, что она со своим буржуазным образом жизни — фальшивка, потому что ее прогрессивные мысли и идеи расходятся с действиями. По сути, единственный, кто находится с Натали рядом, — старая, толстая черная кошка Пандора, но у героини аллергия на шерсть (у самоуверенной Изабель Юппер, которую украинский зритель недавно наблюдал в комичном секс-триллере «Она» в компании с мясистым дымчатым котищем, получаются отличные дуэты с надменными мурчащими созданиями).

В одной из сцен Натали не случайно сидит в кинотеатре и смотрит фильм с Жюльет Бинош «Копия верна» (и весьма забавно, что не слишком навязчивый сексуальный преследователь, оказавшийся в кресле по соседству, не дает ей досмотреть картину до конца). В драме Аббаса Киаростами, вышедшей в 2010 году, Бинош сыграла женщину, которая знакомится с заезжим писателем и делает вид, будто это ее часто отлучающийся по делам муж. Похожая ситуация складывается у Натали с ее экс-студентом, который, к слову, тоже пробует себя на писательском поприще. Нет, между ними не возникает любовная связь. Но после разрыва с мужем героиня пытается кем-то его заменить, вернее, заполнить кем-то образовавшуюся пустошь. Пока не осознает, что ее жизнь и жизнь гиперактивного юноши, у которого есть девушка и наполеоновские планы на будущее, никак и ничем не связаны.

«Как в моем возрасте строить жизнь заново? Что мне светит? Найти какого-нибудь деда? Не хочу. А молодой не захочет меня. Да и я не из тех женщин, что падки на мальчиков».

В начале же фильма разворачивается студенческая забастовка: молодое поколение протестует против намерений государства постепенно повышать пенсионный возраст. Ведь чем дольше возрастные сотрудники будут оставаться на своих рабочих местах, тем дольше выпускники вузов будут безработными. То есть с первого же кадра зритель чувствует, как главную героиню, которой за 60, подгоняет если не само время, то ее собственные ученики и воспитанники, расправившие крылья и рвущиеся прийти на смену.

Героиня Юппер многократно цитирует Руссо. Хотя ее сентенции о счастье, которое возможно реализовать в плоскости иллюзорной надежды (то есть представляя и лелея саму возможность быть когда-нибудь счастливым, можно стать счастливым на самом деле), больше напоминают философское эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе», в котором французский писатель-экзистенциалист задается вопросом «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» и в итоге приходит к выводу, что «все прекрасно» и Сизифа, раз за разом катящего в гору тяжеленный камень, неизменно скатывающийся вниз, «следует представлять себе счастливым».

Видимо, за то, что молодая постановщица Миа Хансен-Лев смогла экранизировать философию абсурдизма в виде относительно легкой и доступной семейной мелодрамы, она и получила режиссерскую награду.

«Моя мать умерла. Мои дети выросли и ушли. Мой муж меня бросил. Я подарила кошку. Впервые в жизни я наконец-то абсолютно свободна». Но опять же: свобода от всего — это лишение Сизифа неподъемной ноши, его треклятого камня, или лишение воображаемого счастья?..

Тэги: кино

Комментарии

Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
Появился трейлер Фестиваля фильмов ужасов Best Horror Shorts
Появился трейлер Фестиваля фильмов ужасов Best Horror Shorts
Появилось видео дерзкого вооруженного ограбления АЗС в Киеве
Появилось видео дерзкого вооруженного ограбления АЗС в Киеве
Киевлян предупреждают о «вонючих» новогодних елках
Киевлян предупреждают о «вонючих» новогодних елках
В Киеве неизвестный ночью сжег две иномарки
В Киеве неизвестный ночью сжег две иномарки
Украинский фильм «Донбасс» выбыл из борьбы за «Оскар»
Украинский фильм «Донбасс» выбыл из борьбы за «Оскар»
Предстоятель ПЦУ Епифаний пообещал, что захвата храмов УПЦ после автокефалии не будет
Предстоятель ПЦУ Епифаний пообещал, что захвата храмов УПЦ после автокефалии не будет
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?