ТОП:
Кинофестиваль «Молодость-46»: Безбожность, Эрос и Бюджет

30 октября завершается 46-й кинофестиваль «Молодость». В поисках шедевров мы отсмотрели на нём несколько десятков фильмов. Около половины из них оказались откровенно проходными, ещё треть — не более чем добротными и лишь три картины — действительно выдающимися.

По сравнению с предыдущими годами средний уровень фильмов на «Молодости», безусловно, снизился. Подводя итоги феста, тогда мы говорили о пяти-семи знаковых премьерах. Сейчас же их вдвое меньше.

«Безбожники» Ралица Петрова

Этот фильм смотришь словно через приоткрытый люк. А сам при этом валяешься на дне канализации, получив палкой по голове. В этой ленте буквально чувствуется запах инфернальной серы. Здесь жизнь превращена в жесть, а честь — в грязь.

Один из самых сильных дебютов года рассказывает о медсестре Гане, которая ухаживает за одинокими стариками. Навещая их, она ворует паспорта пенсионеров и продаёт их на чёрном рынке. Люди местного прокурора оформляют на эти паспорта нелегальный бизнес. Затем владельцу паспорта «пришивается» криминальное дело с неподъёмным штрафом в несколько миллионов. Так что пожилым людям приходится отдать за долги свои квартиры.

Поглатывая морфий, Гана с безразличием смотрела на то, как её сообщники дурили, запугивали, а если надо — приближали кончину стариков. Но однажды она встретила престарелого музыканта, который побудил её по-другому взглянуть на всю ту жестокость, в которой она погрязла.

Сценарий ленты производит просто парализующий эффект. Здесь очень скрупулёзно продуман каждый поворот сюжета. Атмосферные игры с изображением передают на экране как расплывчатые наркотические галлюцинации, так и сухую правду жизни. Вместе с тем лента диагностирует один из самых опасных недугов постсоветского общества — манипуляции с квартирами пенсионеров и коррупцию.

Многие ключевые роли в картине сыграли непрофессиональные актёры. Исполнители выбирались по своим типажам, а не умению играть. За счёт этого каждый герой фильма предельно убедителен. Подтверждение тому — множество актёрских наград, например, исполнительнице главной роли Ирене Ивановой, которая является театральным режиссёром и никогда ранее не снималась в кино.

Лента была отмечена главным призом кинофестиваля в Локарно. По мнению критиков, именно этот кинофорум собирает фильмы, которые движут кинематограф вперёд, очерчивая в этом искусстве новые горизонты. Этим редко могут похвастаться пафосные Канны и Берлин и тем более мейнстримовый «Оскар».

«Безбожники» показывают мир Восточной Европы террариумом коррупции и зверинцем злодеев, которые промышляют среди сплошной безнадёги и разрухи. Эти черты являются устойчивыми особенностями кино из нашего региона. Именно на этом делается акцент, например, в румынских, польских и венгерских фильмах, которые в последние годы пользовались фестивальным успехом. Не отстала от этой тенденции и Украина, выкатив в Канны в 2014 году фильм «Племя» Мирослава Слабошпицкого. В последнем также эксплуатировались темы коррупции, криминала, упаренного мрака городских окраин и прочих ужасов, которые нам кажутся привычными. А европейский зритель воспринимает их как устрашающую экзотик, и щедро одаривает наградами на фестивалях.

Призы — это, конечно, хорошо. Но потом не стоит удивляться, почему у нас настолько негативный имидж во всём мире.

«Соединённые штаты любви» Томаш Василевский

На первый взгляд, эта лента может показаться чересчур аналитической, ведь все персонажи в ней выстраиваются по строгой формуле. Также в ней может смутить выпяченная сексуальность, которая показывается предельно физиологично. Оттолкнуть в фильме может и убогий социалистический антураж, в котором разворачивается действие. Но, несмотря на всё это, каким-то малообъяснимым образом эта картина не оставляет зрителя в покое спустя долгое время после просмотра. Да, это именно тот «фильм, который беспокоит зрителя, как камешек в ботинке» (Жан-Люк Годар).

Сюжет рассказывает о четырёх блондинках. Одна из них — библиотекарь, которая мучится в оковах семьи, утратив всякие чувства к мужу. Вторая — директриса школы, которая крутит роман с отцом одной из своих учениц. Третья — хореограф, которая пользуется огромным вниманием многих, при этом оставаясь драматически одинокой. Четвёртая — милая учительница литературы, жаждущая разделить своё пенсионное одиночество с кем-то.

Каждая из них — олицетворение разного рода любви. Для директрисы любить — это владеть. А для учительницы, наоборот, — отдавать себя. Для хореографа любовь — это фантазия и красота. А для библиотекаря — плоть и физиология. В конечном итоге все персонажи картины сплетаются в единое целое. Очерчивая на экране универсальный образ эроса.

В самой Польше фильм обретает ещё более широкое значение. Секс, телесность и религия здесь становятся олицетворением свободы, которую люди обрели в 1990-м, сразу после падения социалистического режима.

Эпоха воспроизведена в фильме просто безукоризненно. Начиная с панорам города 1990-го года и оканчивая мелочами быта, а также тонировкой самих кадров, которые напоминают выцветшую картинку телевидения той эпохи.

Это один из наиболее изобретательных фильмов не только киевской «Молодости», но и Берлинского кинофестиваля, где картина была отмечена призом за режиссуру. Наверняка на присуждение этой награды повлияло то, насколько мастерски здесь сплетены четыре разные истории. А также то, что все они обрываются на кульминации. И что под каждой деталью здесь кроется глубинный подтекст, плотно сшивающий четыре разрозненных сюжета в единое целое.

Когда уже кажется, что фильм больше ничем не удивит и его сюжет заворачивается, рискуя пойти по кругу, происходит хлёсткая финальная сцена, действующая на зрителя, как нокаут. Подобное в кино увидишь крайне редко...

«Экономика пары» Жоаким Лафосс

Рядом с вышеупомянутыми картинами, которые подсвечены ореолом славы и фестивального успеха, «Экономика пары» кажется бедным родственником. Она не участвовала ни в одном авторитетном кинофесте. Не блеснула в рейтинге кассовых сборов. Не стала пиком в карьере ни одного из своих создателей. И, судя по скромному рейтингу 6,8 на IMDb, вскоре потеряется среди прочих фильмов.

Однако есть у «Экономики пары» одно качество, которое так редко удаётся встретить на широком экране. Честность. Всё — от сиюминутного жеста и до рокового поступка — здесь показывается предельно правдиво.

Лента рассказывает о супружеской паре, которая живёт в браке 15 лет. Все причины, по которым они решили развестись, дипломатично сброшены за борт фильма. А сюжет всецело сосредоточен на непродолжительном периоде, в течение которого им доведется разделить дом, подписать документы, объясниться с двумя маленькими дочерями, а одному из них также найти новое жильё и работу.

Фильм не укладывается в тренд фестивалей, но максимально точно бьёт в сердцевину самых земных житейских проблем. По своей форме он максимально приближён к театру, сжимая место действия до одного дома и делая ставку на диалоги. При этом картина обладает зарядом настоящего динамичного экшена, удивляя неожиданными поворотами сюжета.

Главную роль в картине исполнила одна из наиболее именитых современных актрис Франции Беренис Бежо. В 2012 году она номинировалась на «Оскар» за чёрно-белую немую ленту «Артист», а в 2013-м удостоилась актёрской награды в Каннах за «Секреты прошлого». В «Экономике пары» она исполнила одну из лучших своих ролей. Её героиня здесь находится в перманентном напряжении. И так же, как пробивается пот между пальцами в сжимаемом часами кулаке, на её глазах иногда наворачивается скупая слеза.

Тэги: кинофестиваль, Молодость

Комментарии

Выбор редакции
Сто долларов: банковский «сервис» по-киевски
Сто долларов: банковский «сервис» по-киевски
Сто долларов: банковский «сервис» по-киевски
Сто долларов: банковский «сервис» по-киевски
Порошенко могут привлечь к ответственности за приказ начать наступление на Донбассе
Порошенко могут привлечь к ответственности за приказ начать наступление на Донбассе
Пока в зоне АТО гибли украинские ребята, Порошенко переоформлял свою панамскую компанию
Пока в зоне АТО гибли украинские ребята, Порошенко переоформлял свою панамскую компанию
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
Усик может стать новым президентом Украины?
Усик может стать новым президентом Украины?
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
fraza.ua
Ночью в Киеве произошло кровавое ДТП с участием мотоцикла
Ночью в Киеве произошло кровавое ДТП с участием мотоцикла
Ночью в Киеве произошло кровавое ДТП с участием мотоцикла
Ночью в Киеве произошло кровавое ДТП с участием мотоцикла
В Киеве автомобиль заехал на «стеклянный мост» Кличко. Появилось странное видео
В Киеве автомобиль заехал на «стеклянный мост» Кличко. Появилось странное видео
В Киеве вооруженные «беспредельщики» хулиганили на дороге
В Киеве вооруженные «беспредельщики» хулиганили на дороге
В Харькове патрульный обматерил гражданина с пивом
В Харькове патрульный обматерил гражданина с пивом
В Киеве мужчина упал с высоты прямо под грузовик
В Киеве мужчина упал с высоты прямо под грузовик
Епископ УПЦ рассказал, почему Троица – это День рождения Церкви
Епископ УПЦ рассказал, почему Троица – это День рождения Церкви
Митрополит Онуфрий напомнил о тайне Троицы, описание которой есть в Библии
Митрополит Онуфрий напомнил о тайне Троицы, описание которой есть в Библии
В Одессе из-за шашлыка произошла массовая драка
В Одессе из-за шашлыка произошла массовая драка
Зеленский понаблюдал за нейтрализацией «смертельно опасного» брандера
Зеленский понаблюдал за нейтрализацией «смертельно опасного» брандера
Зеленский с охранниками развеселил жителей Мариуполя
Зеленский с охранниками развеселил жителей Мариуполя
fraza.ua

Опрос

Что будет с Порошенко после выборов?