ТОП:
Пушкин: жизнь и смерть великого безбожника. Часть 15 («сказка о попе»)

От редакции. Менее чем через полгода «вся прогрессивная общественность» бывшего СССР будет отмечать 180-летие трагической дуэли на Черной речке. И мы подумали: чем не повод снова обратиться к личности и творчеству знаменитого российского поэта, чтобы ответить на сакраментальный вопрос: «Каким он парнем был?».

Учитывая вышеизложенное, редакция «фрАзы» приняла решение начать публикацию статей (глав) из новой книги нашего постоянного автора Андрея Подволоцкого «НЕИЗВЕСТНЫЙ ПУШКИН: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЕЛИКОГО БЕЗБОЖНИКА».

Желаем посетителям нашего сайта приятного и занимательного чтения.

(Вниманию потенциальных издателей: у вас есть уникальная возможность через редакцию «фрАзы» связаться с автором и первым получить эксклюзивные права на издание книги целиком.)

Все части Пушкинианы читайте здесь

15. «СКАЗКА О ПОПЕ...»

В 1831 г. (т. е. уже после двух случаев обвинения его в атеизме!) Александр Сергеевич сочиняет свою очередную (и, пожалуй, самую знаменитую) сказку: «Сказка о попе и о работнике его Балде». Гоголь писал Данилевскому (в письме от 2 ноября 1831 г.), что Пушкин читал ему «...сказки русские народные — не то, что „Руслан и Людмила“, но совершенно русские». И далее: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

«Прелесть невообразимая», стилизованная под народный раёк (вертеп), рассказывала о неком попе, который за смехотворную плату — «в год за три щелка тебе по лбу» — берет к себе в услужение работника.

Сказка эта всем хорошо знакома, но многие ли обращали внимание на некоторые её детали? Мало того, что поп безымянный, обезличенный и «на его месте мог оказаться каждый» приходской священнослужитель, так еще и работник его носит нехристианское имя (прозвище?) Балда. Кстати, имя сие подозрительно созвучно одному из любимых матерных слов Пушкина — «елда». В словаре Даля сказано: «Елда́ ж. простонар. (вульгар.), шутл. или насмешл., мужской детородный член, penis.» И при всем этом:

Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей...(?!)

Также от внимания современного читателя ускользает то, что бросалось в глаза человеку начала XIX в.: черти якобы сами платят попу оброк (?!).

Т. е. являются, так сказать, «поповскими крестьянами». И поп отправляет Балду взыскать с них недоимку. Балда же, совсем не удивленный таким поручением, «понапрасну не споря», пошел его выполнять.

Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить. —

Однако же и черти от «поповского права» на оброк не отпираются!

Беса старого взяла тут унылость.
«Скажи, за что такая немилость?»
— Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положеного срока;
Вот ужо будет вам потеха,
Вам, собакам, великая помеха. —
«Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука».
Балда мыслит: «Этого провести не штука!»


После бесплодных попыток чертей увильнуть от законной уплаты Балда приносит попу оброк и тотчас требует расплаты.

С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

Безусловно, еще на стадии написания поэмы Пушкин не мог не понимать, что сказка, где герой — некий священнослужитель, который берет оброк с нечистой силы, не может быть напечатана ввиду своей двусмысленности. Однако же это его не смутило. И менять в своей сказке Пушкин ничего не стал — видно, «далЁко занесло противу рясок рвенье».

Сказка была напечатана В. А. Жуковским лишь после смерти Пушкина, в 1840 г. Жуковский заменил «попа» на «купца Кузьму Остолопа»: «Жил-был купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый Лоб». Сказка стала весьма популярной и была включена в школьную программу.

Впрочем, вскоре протооригинал приобрел большую известность, чем переделка, и именно в силу своей пикантности. «Сказка о попе...» оказалась воистину троянским конем Пушкина, которым он и с того света шаховал русское духовенство.

На первые робкие попытки во второй половине XIX в. легализировать произведение «гениального поэта» член особого отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения А. Г. Филонов ответствовал: «Не следует, по нашему мнению, пускать в народ подобного рода сказки и тем усиливать не совсем благоприятное отношение народа к духовенству». Но запретный плод, известно, сладок. И уже в 1899 г. майкопский архиерей Соколов произносит перед школьниками речь о Пушкине, в которой высказывается и о «Сказке о попе...»: «...Только неучи, недоучки (однако скорее наоборот! — Авт.), недоросли могут приходить в восхищение от такой сказки, как сказка о работнике Балде (а где же поп? — Авт.). И эту сказку читают иные педагоги в школах. Только разве это педагоги — это наемники продажные, которых на порог школы не следует пускать...».

Но голос архиерея был голосом вопиющего в пустыне.

Дальше — больше. В 1902 г. Цензурный комитет запретил перевод этой сказки на татарский язык (?!), сделанный Енакиевым. Цензура признала нежелательной и вредной тенденцией стремление «досужих татарских грамотеев» выбирать «для ознакомления своих единомышленников с русским народом и его литературой лишь то, что может доставить им лишний случай и материал злорадно посмеяться над русским человеком».

Во времена СССР поэма стала считаться «одним из лучших сатирических антиклерикальных произведений русской литературы». Как писал председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников, член ЦК ВКП (б) Емельян Михайлович Ярославский (он же Мине́й Изра́илевич Губельма́н): «...Пушкин показывает работника, который посредством труда (веревку крутить? — Авт.) и знания (конец ее в море мочить? — Авт.) покоряет и побеждает природу (море? — Авт.) и все так называемые „сверхестественные силы“ (бесов? — Авт.) и наносит чувствительные щелчки и удары (ударов не было! — Авт.) паразитирующей своре духовенства».

С последним вынужден не согласиться. Во-первых, щелчки были нанесены не группе лиц, а только одному ее представителю. Во-вторых, зная из сказки, что Балда сам нанялся за такую плату, мы имеем дело не с паразитированием священнослужителя (хотя поп и проявил осуждаемую моралью жадность, но с точки зрения юридической он наказанию не подлежит), а с {предумышленным} нанесением тяжких телесных повреждений, нанесенных пролетарием Балдой вышеозначенному представителю духовенства, очевидно, из хулиганских побуждений...

Подводя итоги этой главы, мы можем уверенно сказать, что неприязнь к священникам как классу, «к попам» Пушкин пронес через всю свою жизнь. Даже в конце своей жизни, в переписке с Чаадаевым (кстати, весьма религиозным человеком), поэт в письме от 19 октября 1836 г. пишет: «...Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу».

Еще более интересен нам черновик этого письма: зная, что его письма просматриваются царем и жандармами, в нем он был более откровенен. «Что касается духовенства, оно вне общества [потому что борода-то — вот и все], оно еще бородато. [Его нигде не видно, ни в наших гостиных, ни в литературе, ни в]. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Оно [не выше народа] не хочет быть народом. Наши государи сочли удобным оставить его там, где они его нашли. Точно у евнухов — у него одна только страсть — к власти. Потому его боятся. И [я знаю] кого-то [кто] несмотря на всю свою твердость, согнулся перед ним, в одном важном вопросе — [что в свое время меня взбесило]».

P.S. И все же справедливости ради следует сказать, что не ко всем представителям духовенства А. С. Пушкин был столь суров и беспощаден. Так, 7 февраля 1834 г. поэт H. M. Коншин просит Александра Сергеевича похлопотать перед обер-прокурором Священного синода С. Д. Нечаевым о протодьяконе царскосельской придворной церкви Ф. Ф. Лебедеве, которого за неоднократное пристрастие к «зеленому змию» царь лично приказал отправить в епархию. Пушкин пишет Нечаеву: «По воле государя императора протодиакон царскосельской придворной церкви за нетрезвость исключен из придворного ведомства и переведен в епархиальное. По предписанию же синода он должен быть отправлен в свою родную епархию. Протодиакон, человек уже немолодой и семейный, просит, как милости, быть оставлену в епархии здешней. Смысл высочайшего повеления будет исполнен равно, ибо в нем ни слова не было сказано о том, чтоб на свою епархию отправить его. Протодиакон, не знаю почему, отнесся ко мне, полагая, что слабый мой голос удостоится Вашего внимания. Во всяком случае, я не мог отказаться от ходатайства и препоручаю моего клиента Вашему великодушному покровительству». Однако заступничество сие пользы грешному протодьякону не принесло: Лебедева таки отправили в Смоленскую епархию с понижением и под строгий присмотр.

Тэги: Александр Пушкин

Комментарии

Медики рассказали об огромной угрозе вейпинга для подростков
Медики рассказали об огромной угрозе вейпинга для подростков
Медики рассказали об огромной угрозе вейпинга для подростков
Медики рассказали об огромной угрозе вейпинга для подростков
В Николаеве бродячая собака возле школы набросилась на детей
В Николаеве бродячая собака возле школы набросилась на детей
На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
На Буковине веселая забава на санках закончилась трагедией
УПЦ отлучила двух священников, участвовавших в «объединительном соборе» по автокефалии
УПЦ отлучила двух священников, участвовавших в «объединительном соборе» по автокефалии
Появились фотографии с места крушения истребителя на Житомирщине
Появились фотографии с места крушения истребителя на Житомирщине
В Киеве задержали мужчину, который приставал к детям со странными предложениями
В Киеве задержали мужчину, который приставал к детям со странными предложениями
Предстоятель ПЦУ Епифаний рассказал, что теперь будет с митрополитом Онуфрием
Предстоятель ПЦУ Епифаний рассказал, что теперь будет с митрополитом Онуфрием
Известный интернет-новатор умер от передозировки наркотиков
Известный интернет-новатор умер от передозировки наркотиков
В Киеве нашли труп бомжа – его зверски избили (18+)
В Киеве нашли труп бомжа – его зверски избили (18+)
В Киеве мужчина покончил с собой, прыгнув с пятнадцатого этажа
В Киеве мужчина покончил с собой, прыгнув с пятнадцатого этажа
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?