ТОП:
«Тони Эрдманн»: одиночество в сетях бизнеса

Хвалебные отзывы о фильме Марен Аде «Тони Эрдманн» не утихают с момента его премьеры на Каннском кинофестивале. Кто-то называл его одной из главных премьер года. Кто-то сокрушался в связи с тем, что картина не удостоилась высших призов феста... Однако все эти восторги абсолютно не клеятся с затянутой, перегруженной и нудной вознёй на экране, хронометраж которой переваливает за 2 часа 40 минут.

Лента будет показана 17 октября в рамках фестиваля «Новое немецкое кино». А уже 9 февраля её планируют выпустить в полноценный прокат.
Тони Эрдманн — вымышленное имя, которым главный герой Винфред нарекает себя, перевоплощаясь в забавных персонажей. Представая перед незнакомцами в образе посла, бизнесмена или вампира, весельчак Винфред таким образом разнообразит своё скучное существование.

Подобные шуточные приёмы он использует и для того, чтобы растопить лёд в прагматичном сердце своей дочери Инес. Она полностью поглощена работой в крупной корпорации, отчего забросила все семейные и личные отношения далеко на задний план. Чтобы побыть с дочерью, Тони Эрдманн неожиданно приезжает к ней в Бухарест, где Инес пытается заключить очень крупный контракт с местной компанией. Однако из-за приколов Винфреда многомиллионное соглашение рискует сорваться.

Темы в этом фильме сменяют друг друга, как на карусели. Как только здесь вырисовывается проблема взаимоотношения отцов и дочерей, её сразу сменяет критика корпоративных правил в современном бизнесе. Затем появляется тема родительского одиночества и разрыва поколений. После этого фокус смещается на игры экономистов. Ну а в промежутках всплывают темы взаимоотношений богатой корпорации и бедной Румынии, семейного счастья, а также постоянно мельтешит вопрос: «Насколько шуточно можно относиться к жизни?».

Каждая из этих тем норовит вырваться на первый план. Как в дурном споре, где множество участников пытаются, несмотря ни на что, протолкнуть собственную реплику. Оттого под прессом всех этих тем, сюжетов и вопросов сюжет фильма начинает попросту разваливаться. После просмотра даже мелькнула догадка: не был ли этот фильм спрессованной версией целого сериала?

Скучноватое пережёвывание всех этих тем в фильме приободряет лишь одно — комедийные эпизоды, в которых Тони Эрдманн наряжается в кого попало, рассказывает о похоронах черепахи и сочиняет какие-то несусветные байки.

Эта лента отрезвляет евроинтеграционную романтику, которая нынче носится в украинском воздухе. По сюжету румынская компания должна уволить сто человек ради выгоды международной корпорации. Последняя в таком случае сможет привлечь на их место своих специалистов и получить большую прибыль. Руководитель румынской компании вынужден соглашаться на такие ущемления, даже когда они преподносятся с фарсом и неадекватными шутками представителей корпорации.

Аутсорсинг в этой картине показывается, едва ли не как ремесло самого Нечистого. При помощи этой технологии здесь не только остаются без работы обычные заводские трудяги. Аутсорсинг здесь является первопричиной всех сложно-запутанных переговоров и мучений главной героини. Он также становится символом раскола в современных семьях. «Я нанял девушку, которая заменяет дочь, с которой я совсем не вижусь», — шутит Эрдманн, тогда как воротилы бизнеса воспринимают эту фразу всерьёз. Им — прагматичным представителям финансовой верхушки, привыкшим во всём искать выгоду — такие взаимоотношения кажутся нормой. Сам же Эрдманн — в силу пожилого (сентиментального) возраста и более человечного мировоззрения — всего лишь шутит, оказываясь абсолютным чужаком среди таких людей.

Выпуклая, эксцентричная символика этому расколу между социальными классами придаётся в сцене голой вечеринки. Когда все, кто обычно позиционируют себя как хозяева мира, соглашаются на абсолютно идиотскую затею и раздеваются «ради поддержания корпоративного духа». А сам Тони Эрдманн является в диком мохнатом этнокостюме. Он — как молчаливое доисторическое существо (снежный человек) среди краснеющих подростков, которые разделись для забавы.

Несмотря на харизматичность Эрдманна, центральным персонажем фильма является всё же Инес. Девушке нравится жить в золотой клетке большого бизнеса, где так много ненужного шика, бессмысленного богатства и пресных разговоров, в которых главное — уметь поддакивать всем, кто влиятельнее и богаче. Даже секс у неё сводится к какому-то кондитерскому извращению. Неказистый и забавный отец в её мире выглядит, как слон в посудной лавке. Инес не понимает ни его чувства юмора, ни его отношения к жизни. Но почему-то так тоскливо ей становится, когда он уезжает...

Эту героиню восхитительно сыграла Сандра Хюллер. Актриса совершенно не знакома нашему зрителю. Пожалуй, ни одна лента с её участием ранее не доходила ни до наших кинотеатров, ни, тем более, до отечественного телевидения. А меж тем она в 2006 году была отмечена актёрской наградой Берлинале за фильм «Реквием». И это лишь один из множества престижных призов Хюллер.

На экране она воплотила очень ёмкий образ среднестатистического финансиста, в котором многие узнают самих себя. Эдакая Мэрил Стрип в молодости — актриса с абсолютно не медийной внешностью, но с колоссальным драматическим арсеналом.

Режиссёром картины выступила одна из наиболее заметных современных режиссёров Германии Марен Аде. Каждый её полнометражный фильм удостаивался наград на престижнейших кинофестивалях. Её дебютная лента «Лес для деревьев» была отмечена на Санденсе. Вторая картина «Страсть не знает преград» завоевала Гран-при жюри Берлинале (вторую по значимости награду этого кинофорума). Ну а «Тони Эрдманн» стал первым немецким фильмом в основном конкурсе Каннского кинофестиваля за последние восемь лет, что уже само по себе — победа. Но это также было подкреплено престижным призом ФИПРЕССИ, который присуждается самыми искушёнными и требовательными из зрителей — кинокритиками.

В основное жюри всех престижнейших кинофестов обычно входят актёры, режиссёры, художники, композиторы и прочие кинопрофессионалы, которые, вручая награды, руководствуются собственными вкусами и предпочтениями. А кинокритики смотрят на любой фильм детальнее и шире — разбирая его буквально по молекулам, учитывая глобальные контексты и последние тенденции, о которых члены основных жюри зачастую и не догадываются. Так что приз ФИПРЕССИ в отдельных случаях можно считать более аргументированной наградой, нежели золотые львы, пальмы, медведи, раковины и прочие пафосные статуэтки.

Споры по этому поводу особенно обострились на последнем Каннском кинофестивале, где «Тони Эрдманна» многие хором называли явным фаворитом, однако в итоге он так и остался без единой основной награды кинофорума.

И пока члены основного жюри Канн выписывали призы чувственным, эмоциональным и местами сентиментальным фильмам («Я, Дэниел Блейк», «Это всего лишь конец света», «Выпускной»...), всезнающие кинокритики решили отметить настолько аналитическое и рациональное кино, как «Тони Эрдманн». Вот такую форму приобрёл спор разума и чувств в мире кино.

Тэги: Германия, фильм, кино

Комментарии

Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
В Сети появились видеоролики очевидцев с места теракта в Страсбурге
В Сети появились видеоролики очевидцев с места теракта в Страсбурге
Выбросившись с четырнадцатого этажа, в Киеве погиб бывший боец АТО. Он уже пытался свести счеты с жизнью
Выбросившись с четырнадцатого этажа, в Киеве погиб бывший боец АТО. Он уже пытался свести счеты с жизнью
В Днепре голый водитель устроил гонки с полицией и пытался застрелиться
В Днепре голый водитель устроил гонки с полицией и пытался застрелиться
В Германии посреди улицы разлилась река из шоколада
В Германии посреди улицы разлилась река из шоколада
В киевском спальнике Lanos прокатил пешехода на крыше
В киевском спальнике Lanos прокатил пешехода на крыше
«Самый масштабный пожар за последние двадцать лет» произошел в Черновцах
«Самый масштабный пожар за последние двадцать лет» произошел в Черновцах
Незадолго до еврокубкового матча легионеры «Динамо» закатили громкую вечеринку с алкоголем и кальяном
Незадолго до еврокубкового матча легионеры «Динамо» закатили громкую вечеринку с алкоголем и кальяном
В центре Днепра неизвестные парни едва не пришибли микроволновкой малолетних детей с мамой
В центре Днепра неизвестные парни едва не пришибли микроволновкой малолетних детей с мамой
Стали известны новые подробности бойни в Страсбурге: под автоматную очередь попали пятнадцать человек
Стали известны новые подробности бойни в Страсбурге: под автоматную очередь попали пятнадцать человек
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?