ТОП:
Пушкин: жизнь и смерть великого безбожника. Часть 13 (гениальный богохульник)

От редакции. Менее чем через полгода «вся прогрессивная общественность» бывшего СССР будет отмечать 180-летие трагической дуэли на Черной речке. И мы подумали: чем не повод снова обратиться к личности и творчеству знаменитого российского поэта, чтобы ответить на сакраментальный вопрос: «Каким он парнем был?».

Учитывая вышеизложенное, редакция «фрАзы» приняла решение начать публикацию статей (глав) из новой книги нашего постоянного автора Андрея Подволоцкого"НЕИЗВЕСТНЫЙ ПУШКИН: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЕЛИКОГО БЕЗБОЖНИКА«.

Желаем посетителям нашего сайта приятного и занимательного чтения.

(Вниманию потенциальных издателей: у вас есть уникальная возможность через редакцию «фрАзы» связаться с автором и первым получить эксклюзивные права на издание книги целиком.)

Все части пушкинианы читайте здесь

13. ГЕНИАЛЬНЫЙ БОГОХУЛЬНИК

...Еще будучи государственным чиновником, Пушкин был обязан раз в год говеть, исповедоваться и причащаться. У молодого поэта эта необходимость постоянно вызывала неприятие и служила поводом к насмешкам над христианскими обрядами.

Я стал умен, я лицемерю —
Пощусь, молюсь и твердо верю,
Что бог простит мои грехи,
Как государь мои стихи.
Говеет Инзов, и намедни
Я променял парнасски бредни
И лиру, грешный дар судьбы,
На часослов и на обедни,
Да на сушеные грибы.
Однако ж гордый мой рассудок
Мое раскаянье бранит,
А мой ненабожный желудок
«Помилуй, братец, — говорит, —
Еще когда бы кровь Христова
Была хоть, например, лафит...
Иль кло-д-вужо, тогда б ни слова,
А то — подумай, как смешно! —
С водой молдавское вино».
Но я молюсь — и воздыхаю...
Крещусь, не внемлю сатане...
А все невольно вспоминаю,
Давыдов, о твоем вине...
...Народы тишины хотят,
И долго их ярем не треснет.
Ужель надежды луч исчез?
Но нет! — мы счастьем насладимся,
Кровавой чаши причастимся —
И я скажу: Христос воскрес.

/ «В. Л. Давыдову», 1821 г./

Пушкинское богохульство, которое он также облекал в стихотворную форму, стало логическим продолжением его кощунства и святотатства.

Например, в своей «Десятой заповеди» он пишет:

...Обидеть друга не желаю,
И не хочу его села,
Не нужно мне его вола,
На все спокойно я взираю:
Ни дом его, ни скот, ни раб,
Не лестна мне вся благостыня.
Но ежели его рабыня,
Прелестна... Господи! я слаб!
И ежели его подруга
Мила, как ангел во плоти, —
О боже праведный! прости
Мне зависть ко блаженству друга.
Кто сердцем мог повелевать?

/ «Десятая заповедь», 1821 г./

Понятно, что это аллюзия на библейскую заповедь: «...Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Исх.20:17). Но почему же поэт не взялся за седьмую заповедь, которая прямо говорит: «Не прелюбодействуй» (Исх.20:14)? Десятая заповедь — заповедь имущественного характера, запрет на зависть к чужим материальным благам. Но Пушкин, в присущей ему манере многозначности, обыгрывает «не желай» не как имущественное, а как сексуальное желание владеть. В таком случае он как бы десятую заповедь и не нарушает: так, поматросит — и бросит...

А вот как он пишет о внезапной смерти кишиневского митрополита Гавриила Банулеско-Бодони (1746–1821), умершего за 10 дней до Пасхи.

На этих днях, среди собора,
Митрополит, седой обжора,
Перед обедом невзначай
Велел жить долго всей России
И с сыном птички и Марии
Пошел христосоваться в рай...

/ «В. Л. Давыдову», 1821 г./

Тут в пору вспомнить Евангелие, которое словами Иисуса утверждает: «Потому говорю Вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мт. 12:31,32).

Однако даже это предостережение не могло удержать Пушкина от соблазна снова побогохульствовать.

Не веровал я троице доныне:
Мне бог тройной казался все мудрен;
Но вижу вас и, верой одарен,
Молюсь трем грациям в одной богине.

/ «Кн. Урусовой», 1826 г./

Опять мы видим пушкинский «сомнительный и лживый идеал», идеал эротический, идеал материального мира, а значит, преходящий. Доктор философских наук Ю. А. Муравьев в статье «Пушкин знал Бога... И довольно хорошо... И даже нескольких...» пишет: «Явно атеистических — и притом прекрасных! — стихов у Пушкина — пропасть. Действительно (а не с притягиванием за уши) религиозных стихов у Пушкина просто нет».
Не вполне согласен с г. Муравьевым. Я могу назать, по крайней мере, одно стихотворение, в котором мы ясно можем увидеть молитвинные мотивы:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

/ «Отцы пустынники и жены непорочны», 22 июля 1836 г./

При жизни Пушкин не решился его обнародовать, и оно увидело свет лишь в 1837 г. Это переложение великопостной молитвы, приписываемой Ефрему Сирину (ок. 306–373):

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего,
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Стихотворение было обнаружено В. А. Жуковским при посмертном разборе бумаг Пушкина. Оно настолько контрастировало со всем предыдущим творчеством поэта, что царь приказал воспроизвести её в ближайшем номере «Современника» факсимильным способом, чтобы все увидели пушкинскую руку, а сам автограф стихотворения был отдан царице.

Что это? Попытка самого Пушкина покаяться? Его личное обращение к Богу? Или же просто удачный перевод чужих мыслей и чувств? Не знаю...
Чтобы закончить портрет Пушкина-атеиста, процитирую его собственные слова из писем друзьям, перед которыми он старался не лицемерить.
16 ноября 1823 г. он пишет А. Дельвигу: «...Жалею, что мои элегии писаны против религии и правительства: я полу-Хвостов: люблю писать стихи (но не переписывать) и не отдавать в печать (а видеть их в печати)». Обратим внимание на очередное пушкинское жонглирование словами: не покаянное «сожалею» (как мог кто-то ошибочно подумать), а бравурное «жалею».

В начале мая 1824 г. поэт пишет Кюхельбекеру: " ... читая Шекспира и библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира. — Ты хочешь знать, что я делаю — пишу пестрые строфы романтической поэмы — и беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей (атеист. — Авт.), которого я еще встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать qu’il ne peut exister d’être intelligent Créateur et régulateur (что не может быть существа разумного, творца и правителя), мимоходом уничтожая слабые доказательства бессмертия души. Система не столь утешительная, как обыкновенно думают, но, к несчастию, более всего правдоподобная«.

За второе письмо (перехваченное полицией и поданное «наверх» гр. Воронцовым), кстати, Пушкин был уволен со службы и сослан в Михайловское.

В этой связи интересен еще один момент. Как выяснила пушкинист Т. Г. Цявловская, после смерти поэта в парижской газете «Temps» от 5 марта 1837 г. (по н. с.) вместо некролога были напечатаны воспоминания о Пушкине некоего путешественника, встречавшего поэта в Кишиневе в доме вице-губернатора Крупенского, в которых, в частности, утверждалось: «...{Пушкин}находил удовольствие в том, чтобы выставлять напоказ свой атеизм. По его мнению, Вольтер и Руссо были глупцами, ибо верили в бога. И, верный своей страсти убеждать, он, чтобы доказать это мнение, привлекал в обилии парадоксы, так остроумно и своеобразно изложенные, что слушатели забывали обо всем, слушая часами его речи».

И, наконец, в черновике того самого знаменитого письма к Чаадаеву от 19 октября 1836 г. Александр Сергеевич, между делом, замечает: «Религия чужда нашим мыслям и нашим привычкам, ну и прекрасно, но не следовало этого говорить».

(Но что тогда было 22 июля 1836 г. , когда он писал «Отцы пустынники и жены непорочны»? Помрачение рассудка или просветление сознания?)

Право слово, после всего вышеизложенного как-то страшно читать некоторых, слишком благостных, авторов (напр. http://www.krest.vn.ua/), призывающих идти «...намеченной пушкинской тропой» и «в православном отечестве отыскивать путь к православному Храму».

Это ж к какому капищу они придут?..

P.S. Современники Пушкина настолько привыкли к скрытому кощунству поэта, что иногда, по привычке, видели его и там, где его не было.

Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

/«Евгений Онегин»/

«...Митрополит Филарет жаловался Бенкендорфу на один стих Пушкина в „Онегине“, там, где он, описывая Москву, говорит: „и стаи галок на крестах“. Здесь Филарет нашел оскорбление святыни. Цензор, которого призывали к ответу по этому поводу, сказал, что „галки, сколько ему известно, действительно садятся на крестах московских церквей, но что, по его мнению, виноват здесь всего более московский полицмейстер, допускающий это, а не поэт и цензор“. Бенкендорф отвечал учтиво Филарету, что это дело не стоит того, чтобы в него вмешивалась такая почтенная духовная особа: „еже писах, писах“», — записал в своем дневнике цензор А. В. Никитенко...

Тэги: Александр Пушкин

Комментарии

Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
В Сети появились видеоролики очевидцев с места теракта в Страсбурге
В Сети появились видеоролики очевидцев с места теракта в Страсбурге
Выбросившись с четырнадцатого этажа, в Киеве погиб бывший боец АТО. Он уже пытался свести счеты с жизнью
Выбросившись с четырнадцатого этажа, в Киеве погиб бывший боец АТО. Он уже пытался свести счеты с жизнью
В Днепре голый водитель устроил гонки с полицией и пытался застрелиться
В Днепре голый водитель устроил гонки с полицией и пытался застрелиться
В Германии посреди улицы разлилась река из шоколада
В Германии посреди улицы разлилась река из шоколада
В киевском спальнике Lanos прокатил пешехода на крыше
В киевском спальнике Lanos прокатил пешехода на крыше
«Самый масштабный пожар за последние двадцать лет» произошел в Черновцах
«Самый масштабный пожар за последние двадцать лет» произошел в Черновцах
Незадолго до еврокубкового матча легионеры «Динамо» закатили громкую вечеринку с алкоголем и кальяном
Незадолго до еврокубкового матча легионеры «Динамо» закатили громкую вечеринку с алкоголем и кальяном
В центре Днепра неизвестные парни едва не пришибли микроволновкой малолетних детей с мамой
В центре Днепра неизвестные парни едва не пришибли микроволновкой малолетних детей с мамой
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?