ТОП:
«Она»: математика похоти

29 сентября на наши экраны вышел фильм Пола Верховена «Она». Одна из самых загадочных премьер года. Всё в ней переменчиво, неоднозначно и двулико. Эту картину хотелось бы назвать шедевром. Однако аналитическое удовольствие от её просмотра не переходит в чувственное.

Лента посвящена состоятельной самодостаточной парижанке Мишель. Она руководит компанией, которая занимается разработкой компьютерных игр. С мужем она в разводе, а сын делает малоуспешные попытки жить отдельно. Как-то раз к ней в дом врывается мужчина в чёрной балаклаве и насилует Мишель. Она решает не сообщать в полицию. А вместо этого пытается самостоятельно вычислить разбойника. Этот случай пробуждает в ней воспоминания о своём отце — маньяке, убийства которого обсуждают десятилетиями.

Серьёзный драматичный сюжет картины разыгрывается при помощи странных, подчас чудаковатых персонажей. Бывший муж главной героини — мягкотелый безработный писатель-фантазёр. Её сын — кидалт-неудачник, который может послужить красноречивой иллюстрацией к понятию «нелепость». Его подружка — гулящая капризная истеричка. Отец — много лет назад перерезал пол улицы, после чего отбывает пожизненное заключение в тюрьме. Мать — озабоченная маразматичка, которой приспичило выходить замуж в таком возрасте, когда единственным любовником может быть только унитаз (как говорила Фаина Раневская). Словом, в голове у каждого из основных персонажей картины целый Юрский парк из тараканов.

Мир, в котором живёт Мишель, нарочито благополучен, сыт и спокоен. В нём безработный не лишает себя радости отметить праздник в дорогом ресторане. Молодой человек увольняется лишь из-за того, что сломалась машина, а ездить на метро, видите ли, вредно. Бытовые проблемы в их жизни или уже решены, или же улаживаются как бы сами собой, по ходу дела. И даже столь непростая коллизия, как трудности при родах, остается лишь закадровым фоном для малосодержательной болтовни бывших супругов, на которой и сосредотачивается внимание в этот момент.

Изображённая здесь реальность — неправдоподобно гладкая и уравновешенная. Словно смоделирована для компьютерной игры, далёкой от правды жизни. Не случайно столь сильный акцент в ленте делается на возню главной героини с компьютерным экшеном, от которого она требует большей реалистичности.

Мишель изображается благоденствующим буржуа. Житейские заботы для неё — не более чем тема для разговора за столом. Секс с любовником, флирт с соседом, собственные фантазии — вот над чем она задумывается в первую очередь. Так что когда на Мишель нападает насильник, она воспринимает это как холодящий горьковатый сюрприз посреди однообразного рафинада её уютного самодостаточного благополучия.

Сколь бы уютной, аккуратной и богатой ни была жизнь человека, где-то в ней обязательно кроется таинственное закулисье со своими загадками, страстями и, главное, подсознательными желаниями. А именно последние, как говорил старина Фрейд, и движут каждым человеком. Сколь бы размеренно и благочестиво ни жил человек, внутри у него обязательно дремлют настоящие монстры. И если их время от времени не выпускать наружу, однажды они неожиданно вырвутся сами. Нарочито яркой иллюстрацией тому в фильме становится история отца Мишель. Прилежного семьянина и хорошего профессионала, который вёл порядочную жизнь, а потом вдруг ни с того ни с сего убил пару десятков детей. Все запомнили его как самого ужасного человека в стране. А сама Мишель отмечает, что именно в тот ужасный день рядом с отцом она сильнее всего почувствовала свободу.

Сюжет этой ленты густо прошит неоднозначностями. Юмор, а местами и бурлеск здесь обыгрываются с серьёзным лицом. Драматическое преподносится остроумно. Например, во время бандитского изнасилования показывается котик. Самые близкие друзья здесь оборачиваются предателями. А главный враг — единственным, кто может прийти на помощь в трудной ситуации.


Виржини Эфира в фильме «Она»

Подобные экивоки прочитываются и в самом выборе актёров. Например, француженка Виржини Эфира сделала себе имя на глазурных комедиях о сексуальных приключениях блондинки («Любовь не по размеру», «В постели с Викторией»). Здесь же она играет ревностную католичку — идеальную мамашу, возящуюся с фигурами для вертепа, молящуюся перед едой и надоедающую соседям своей социальной активностью. Проще говоря, увидеть Виржини Эфира в такой ипостаси — всё равно, что встретить в костюме монахини Камерон Диаз или Меган Фокс.

То, что главную роль в картине «Она» исполнила Изабель Юппер, на первый взгляд, кажется странным. Хоть она совсем не выглядит на свои 63 года, обострённая нимфомания в исполнении её морщинистого тела всё же неубедительна. Однако, по словам режиссёра, участие Юппер стало для фильма определяющим. Ради этого даже перенесли действие фильма в Париж.


Изабель Юппер в фильме «Она»

Поручив столь откровенную роль актрисе средних лет, создатели фильма поддержали последнюю тенденцию в кино, когда персонажи в возрасте 55 и старше показываются столь же активными, как молодые люди. Подтверждением тому стал, например, кассовый и фестивальный успех прошлогодних фильмов «Стажёр» Нэнси Майерс, «45 лет» Эндрю Хэй и «Молодость» Паоло Соррентино. Словом, если тебе за 60, это не значит, что тебя уже никто не выпустит на постельную арену.

Вместе с тем присутствие Изабель Юппер в фильме «Она» отсылает к другим громким картинам, в которых эта актриса исполняла подобных персонажей с обострённой парадоксальной сексуальностью. Например, герметическая драма «Пианистка» Михаэля Ханеке или брутальная комедия «Мой самый страшный кошмар» Анн Фонтен. В этих лентах Юппер также играла рафинированную представительницу буржуазии, которая потеряла в жизни точку опоры. И оказалась между высокими помыслами и низкими желаниями, как между стульями.

Режиссёром картины «Она» выступил нидерландский живой классик Пол Верховен. За свою многолетнюю карьеру он выпустил иконический «Основной инстинкт» (1992) и китчевый «Шоугёрлз» (1995), эффектный «Робокоп» (1987) и забавный «Вспомнить всё» (1990), претенциозного «Невидимку» (2000) и масштабную «Чёрную книгу» (2006). Немало случалось в его творчестве и откровенных неудач. И сказать, что в фильме «Она» сошлось практически всё лучшее, чем известен Верховен, будет не сильным перегибом.


Пол Верховен на съёмках ленты «Она»

Огромный опыт создателей фильма чувствуется в продуманности каждого эпизода, строго выстроенной структуре сюжета, мастерском подходе к каждой детали, в лукавых подтекстах, подмигивающих то тут, то там. Всё это — истинное наслаждение для насмотренного глаза. Но как только разгадаешь все формулы, на которых строится этот фильм, он сразу утрачивает свой шарм.

Тэги:

Комментарии

Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
В Харькове на ходу загорелся троллейбус с пассажирами
В Харькове на ходу загорелся троллейбус с пассажирами
На США обрушился аномальный снежный шторм
На США обрушился аномальный снежный шторм
Во время протестов в Париже пострадал Украинский культурный центр
Во время протестов в Париже пострадал Украинский культурный центр
Для некоторых одесских ультрас поход на футбол может закончиться годами тюрьмы
Для некоторых одесских ультрас поход на футбол может закончиться годами тюрьмы
Самолет из Беларуси нарушил работу бориспольского аэропорта
Самолет из Беларуси нарушил работу бориспольского аэропорта
Хакеры опубликовали инструкцию по взлому популярной игровой приставки
Хакеры опубликовали инструкцию по взлому популярной игровой приставки
Жители Жашкова устроили обструкцию судье, подозревая его сына в жестоких преступлениях
Жители Жашкова устроили обструкцию судье, подозревая его сына в жестоких преступлениях
Порошенко и его жену «совершенно случайно» встретили в супермаркете
Порошенко и его жену «совершенно случайно» встретили в супермаркете
На одной из станций киевского метро умерла маленькая девочка с тяжелой формой ДЦП
На одной из станций киевского метро умерла маленькая девочка с тяжелой формой ДЦП
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?