ТОП:
Пушкин: жизнь и смерть великого безбожника. Часть 12 (бесовщина)

От редакции. Менее чем через полгода «вся прогрессивная общественность» бывшего СССР будет отмечать 180-летие трагической дуэли на Черной речке. И мы подумали: чем не повод снова обратиться к личности и творчеству знаменитого российского поэта, чтобы ответить на сакраментальный вопрос: «Каким он парнем был?».

Учитывая вышеизложенное, редакция «фрАзы» приняла решение начать публикацию статей (глав) из новой книги нашего постоянного автора Андрея Подволоцкого"НЕИЗВЕСТНЫЙ ПУШКИН: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ВЕЛИКОГО БЕЗБОЖНИКА«.

Желаем посетителям нашего сайта приятного и занимательного чтения.

(Вниманию потенциальных издателей: у вас есть уникальная возможность через редакцию «фрАзы» связаться с автором и первым получить эксклюзивные права на издание книги целиком.)

Также читайте 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть, 7 часть, 8 часть, 9 часть, 10 часть, 11 часть.

12. ПУШКИНСКАЯ БЕСОВЩИНА.

...Что же было источником пушкинского вдохновения, его музой?

...Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.
Один (Дельфийский идол) лик младой —
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал —
Волшебный демон — лживый, но прекрасный.
Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось — холод
Бежал по мне и кудри подымал.

/«В начале жизни школу помню я...», 1830 г. /

Что действительно подымалось у Пушкина в этот момент, мы можем только предполагать. Однако здесь Александр Сергеевич довольно откровенно описал, что именно «бесы» — «женообразный, сладострастный» и «полный гордости ужасной» — влекли его к себе.

В свое время митрополит Антоний Храповицкий, который видел в этом стихотворении «точную исповедь всего жизненного пути» Пушкина, писал:

«Сам автор такого толкования не дал, но смысл его исповеди в связи ее со многими другими его стихотворениями совершенно понятен. Общество подростков-школьников — это русское интеллигентное юношество; учительница — это наша Святая Русь; чужой сад — Западная Европа; два идола в чужом саду — это два основных мотива западноевропейской жизни — гордость и сладострастие, прикрытые философскими тогами, как мраморные статуи, на которых любовались упрямые мальчики, не желавшие не только исполнять, но даже и вникать в беседы своей мудрой и добродетельной учительницы и пристрастно перетолковывавшие ее правдивые беседы».

Безусловно, тема бесовщины в поэзии Александра Сергеевича требует отдельного рассмотрения. Но нет сомнения, что поэта порой одолевали его мистические видения:

...Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

 / «Бесы», 1830 г./

И именно у них черпал поэт свое вдохновение. Интересно, что эпиграфом к своему великому роману «Бесы» Ф. М. Достоевский, большой специалист по нечистой силе, взял строки именно из этого стихотворения Пушкина.

Иногда творческая одержимость принимала у Пушкина опасные формы. Его шурин С. Н. Гончаров вспоминал: «...Когда все собрались к обеду, я спросил у него, что происходило сегодня в его кабинете. — „Жаль, что ты не пришел, — отвечал Пушкин, — у меня был вантрилок (чревовещатель)“. Тут он распространился об его выходках. По окончании обеда он сел со мною к столу и, продолжая свой рассказ, открыл машинально Евангелие, лежавшее перед ним, и напал на слова: „Что ти есть имя? Он же рече: легион: яко беси мнози внидоша в онь“. Лицо его приняло незнакомое мне до тех пор выражение; он поднял голову, устремил взор вперед и, после непродолжительного молчания, сказал мне: „принеси скорей клочок бумаги и карандаш“. Он принялся писать, останавливаясь, от времени до времени задумываясь и часто вымарывая написанное. Так прошел с небольшим час; стихотворение было окончено. Ал. Серг. пробежал его глазами, потом сказал: „слушай“. Слова Евангелия он взял эпиграфом, а стихи относились к вантрилоку».

Долгое время пушкинисты относили этот эпизод, записанный со слов самого Гончарова в 60-х годах XIX в., к 1834 г., когда в Петербург приезжал известный «вантрилок» Ваттемар. Однако никакого пушкинского стихотворения на тему чревовещания или чего нибудь подобного в 1834 г. мы не находим. Потому Пушкинский автограф считается утерянным.

Однако, по-моему мнению, рассказ Гончарова относится не к 1834 г., а к 1832 г., когда в Петербург (а затем и в Москву) также приезжал «вантрилок», но другой — немец Шмит, упоминаемый в переписке братьев Булгаковых (В 1834 г., когда приехал Ваттемар, все пушкинское семейство находилось в деревне и никак не могло заседать за обедом.) Сам С. Н. Гончаров с апреля 1832 г. начал службу унтер-офицером в Киевском гренадерском полку в Петербурге и, вполне вероятно, уже тогда мог проживать на квартире у зятя.

Подсказку дает нам и Евангельский текст. Это отрывок из Луки (Лк. 8:27-8:35): «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись».

Все указует, что речь идет о пушкинском стихотворении «Не дай мне бог сойти с ума», которое пушкинисты датируют концом 1833 г.:

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

 / «Не дай мне бог сойти с ума», 1833 г./

Все совпадает — и оковы, и страх безумия...

Понятно, что бесовство не могло привести Пушкина ни к чему иному, как к постоянному кощунству и богохульству...

Тэги: Александр Пушкин, бесовщина

Комментарии

В Бразилии гигантский пожар испепелил целый город
В Бразилии гигантский пожар испепелил целый город
В Бразилии гигантский пожар испепелил целый город
В Бразилии гигантский пожар испепелил целый город
Илон Маск открыл уникальный скоростной туннель под Лос-Анджелесом
Илон Маск открыл уникальный скоростной туннель под Лос-Анджелесом
В Киеве таксист устроил кровавое ДТП из четырех авто
В Киеве таксист устроил кровавое ДТП из четырех авто
Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
В Виннице сотни верующих встретили нового архиепископа Варсонофия
В Виннице сотни верующих встретили нового архиепископа Варсонофия
В Никополе пассажир такси забыл в машине опасный груз
В Никополе пассажир такси забыл в машине опасный груз
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?