ТОП:
Украинский интегральный национализм – мифы и реальность. Часть 2

...Не хочу, чтобы читатели воспринимали мою статью как некую апологетику идей Дм.Донцова и всего украинского национализма (в его редакции). Поэтому сразу оговорюсь: Донцов вовсе не был Дедом Морозом, приносящим детям игрушки. Это был, скажем так, незаурядный публицист и мыслитель праворадикального толка, всей своей жизнью заточенный на непримиримую борьбу с российским большевизмом и империализмом. И ему были присущи ошибки и увлечения «сильной личностью».

Первую часть читайте здесь

Он написал свой «Национализм» в 1926 г., когда ничего еще не было понятно, а «фашизм» (конкретно — итальянский фашизм) воспринимался многими в Европе как движение национальное, альтернативное и восточному большевизму, и западной плутократии. Поэтому нет ничего удивительного, что в своих трудах 1920-х — начала 1930-х годов Донцов не раз положительно отзывается о Муссолини и обильно его цитирует.

Нет также сомнения, что какое-то время «дуче» был для Донцова национальным героем Италии, который показательно и «малой кровью» [за время правления Б. Муссолини (1922-1943) трибуналом было осуждено 4975 человек, еще около 10 тысяч (в основном это были коммунисты) отправлено в ссылку на разные мелкие итальянские острова; цифры террора смешны даже для областного уровня НКВД]. навел порядок в своей стране и с которого нужно было брать пример. Но, как мы помним, Донцов также НЕ РАЗ призывал учиться и у Ленина, но почему-то никто из нынешних идеологических критиков не называет его «верным ленинцем». (С другой стороны, в то время Б. Муссолини симпатизировал даже будущий премьер-министр Великобритании У.Черчилль. Неужто он тоже был «фашистом»?)

Это приводило к ситуации, которую можно считать курьезной. В 1923 г. (когда Гитлер еще даже не сел писать «Main Kampf», а Муссолини только год, как пришел к власти) Донцова в советской газете уже обозвали «фашистом», на что он ответил статьей «Чи ми фашисти?» («Фашисты ли мы?»), в которой, в присущей ему ироничной манере, указал, что фашизм — сугубо итальянское явление: «И только потому, что мы стоим, как и фашисты, на национальной, а не на интернациональной платформе, — мы не можем быть фашистами».

Однако представление о Донцове как о яром приверженце «фашизма» оказалось очень живучим и пережило его самого.

«Национализм» Донцова был неоднозначно встречен не только его идеологическими противниками, но и соратниками. Наиболее лапидарно общее мнение о главной работе Донцова высказал Ю. Лыпа, который назвал его «блестящей лирической реакцией на пассивность украинцев, без более глубокой синтетической мысли» (с последним можно поспорить). Конечно, «Национализм» нельзя назвать, как «Main Kampf» А. Гитлера, программным документом — скорее философским трактатом или философским призывом. Не будем также забывать, что в ОУН, возникшей в 1929 г., были свои записные идеологи (например, Н.Сциборский), а Донцов даже формально не состоял в рядах этой организации.

И все же ОДНО несомненное «впадение» в фашисткую ересь у Донцова было: когда на страницах своего «Национализма», говоря об «Украинской идее», он начал исподволь призывать украинцев к некому господству над другими народами (?!).

«Писать, как у нас пишут: „Борьба за национальную свободу происходит не из любви и желания властвовать над кем-то, а лишь из ненависти к рабству“, — значит не понимать динамики общественного развития. Природа и история не знают рас агрессивных и неагрессивных, лишь расы сильные и слабые. Расы сильные — освобождаются, когда они покорены, и расширяются за счет более слабых, когда освобождаются; расы слабые способны лишь на спазматический бунт (когда они ходят в ярме) или раздаривают своим враждебным меньшинствам „национальные“, „культурные“ и всяческие другие автономии (когда свободны)».

Писать так было, по крайней мере, абсурдно, ведь в это время Украина сама была поделена между СССР, Польшей, Чехословакией и Румынией. Умесно ли в такой ситуации вообще было говорить о «господстве»? И за чей счет планировалось это «расширение»?

Конечно, Донцов попытался смягчить этот свой призыв пространным разъяснением, что «...не может удержать господствующего положения в мире нация, которая своим господством не приносит пользу всему человечеству. Эти расы обычно находят синтез между национализмом и интернационализмом. Pax Romana и British Empire поработали, кажется, больше, чтобы интернационализовать и цивилизовать мир, чем бумажные интернационалистические „кастраты“. Цезарь и Сесиль Родс были лучшими интернационалистами, чем Ленин и Маркс». Но, думается, в чем заключалась бы польза «всему человечеству» от «украинского господства», объяснить тогда не мог бы и он сам.

А вот по мнению Н. Бердяева, стремление к господству, так щедро почерпнутое Дм. Донцовым у немецких философов XIX в., вся эта пресловутая «железная воля», неменуемо вела к потере этой самой свободы. Через 13 лет после выхода «Национализма» Бердяев записал: «Свободный не должен сгибаться ни перед историей, ни перед родом, ни перед революцией, ни перед какой объективной общностью, претендующей на универсальное значение. Господин также сгибается перед историей, перед общностями, перед лжеуниверсализмом, как и раб. Господин и раб имеют между собой больше сходства, чем думают. Свободный не может даже захотеть быть господином, это означало бы потерю свободы».

Но Донцов в 1926 г. этого не понял.

Как не понял он вовремя и угрозы родившегося германского нацизма. Его инерционное мышление видело в нацистской Германии естественного союзника украинцев в их борьбе за независимость против большевиков, как это было в 1918 г. Однако ситуация кардинально изменилась. Новый руководитель Германии Адольф Гитлер уже положил глаз на «окраинные государства» Советской России.

Удивительно, но Адольф Алоизович оказался на редкость принципиальным политиком! Нещадно бичуя горе-демократов за их лживые и невыполняемые посулы на выборах, он всю жизнь пытался воплотить свои программные заявления в существующую реальность.
Что же ждало украинский народ в этой реальности, Донцов смог узнать, когда сел переводить «Main Kampf» на украинский язык (правда, работу эту он так и не закончил).

«...В корне неправильное мнение, будто через влияние языка вообще возможно проникнуть в новые территории и „национализировать“ их», — писал Гитлер. «...Нередко можно было слышать мнение, что с помощью правительства австрийские немцы легко смогут проводить „германизацию“ австрийского славянства. Люди не имели даже представления о том, что „германизировать“ вообще можно только землю, а не людей. Под „германизацией“ люди понимали тогда в сущности только внешнее усвоение (да и то вынужденное) немецкого языка. Но ведь совершенно чудовищной ошибкой было бы думать, что, например, негр или китаец превращаются в „германцев“, если они научатся говорить по-немецки и, скажем, готовы отдать свои голоса на выборах той или другой немецкой партии. Наш буржуазный национальный мир даже не представлял себе, что такая „германизация“ на деле является дегерманизацией... Полезной германизацией в ходе истории была та германизация земли, которую провели наши предки с оружием в руках, завоевав определенные земли и заселив их немецкими крестьянами».

Осознание глобальной ошибки пришло к Донцову много позже...

Тэги: национализм

Комментарии

Митрополит Онуфрий: Молодые украинцы — надежда нашей нации
Митрополит Онуфрий: Молодые украинцы — надежда нашей нации
Митрополит Онуфрий: Молодые украинцы — надежда нашей нации
Митрополит Онуфрий: Молодые украинцы — надежда нашей нации
Под завалами разрушенного странным взрывом дома в Фастове нашли погибших
Под завалами разрушенного странным взрывом дома в Фастове нашли погибших
В австрийском католическом соборе устроили сатанинское представление
В австрийском католическом соборе устроили сатанинское представление
В Великобритании «желтые жилеты» провели первую серьезную акцию
В Великобритании «желтые жилеты» провели первую серьезную акцию
Православные провели молебен-протест под стенами Рады
Православные провели молебен-протест под стенами Рады
Толпа голых парней устроила пробежку в самом центре Киева
Толпа голых парней устроила пробежку в самом центре Киева
Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Мощный взрыв раскурочил половину подъезда в одном из домов под Киевом
Мощный взрыв раскурочил половину подъезда в одном из домов под Киевом
Возле одного из столичных кладбищ произошло кровавое ДТП
Возле одного из столичных кладбищ произошло кровавое ДТП
В Сети началось голосование за талисман Киева
В Сети началось голосование за талисман Киева
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?