ТОП:
Украинский интегральный национализм – мифы и реальность. Часть 1

В 1939 г. увидела свет книга Николая Бердяева «О рабстве и свободе человека». Среди многих «прельщений» человечества философ выделял и «прельщение национализмом».

Силу этого прельщения философ видел в том, что «...из всех „сверхличных“ ценностей легче всего человек соглашается подчинить себе ценности национального, он легче всего чувствует себя частью национального целого. Это очень глубоко вкоренено в эмоциональной жизни человека, более глубоко, чем его отношение к государству».

Н.Бердяев признавал, что национальность --- это питательная среда личности и связь каждого человека с предыдущими поколениями осуществляется только через нацию. Как замечал философ, «национальное» чувство у человека гораздо более глубинное, чем классовое.
Интересно, что это чувство Н.Бердяев считал ценностью не коллективной, а личностной: «Достоинство человека, т. е. личности, т. е. свободы, предполагает согласие на боль, способность пережить боль. Унижение моего народа или моей веры вызывает боль во мне, а не в народе и не в религиозном коллективе, которые не обладают экзистенциальным центром и, следовательно, чувствилищем к боли».

Но если национальное чувство есть личностная ценность, а национальность — это питательная среда личности, то в чем же философ видел «прельщение»? Как объяснял он сам, «...национализм есть идеализированная форма самовозношения человека. Любовь к своему народу (мы увидим, что народ не то же самое, что нация) есть очень естественное и хорошее чувство, но национализм требует нелюбви, вражды, презрения к другим народам. Национализм есть уже потенциальная война. Но главная ложь, порожденная национализмом, в том, что когда говорят о „национальном“ идеале, о благе „национального“ целого, о „национальном“ единстве, о „национальном“ призвании и пр., то всегда связывают „национальное“ с привилегированным, господствующим меньшинством, обыкновенно с классами, обладающими собственностью. Под „нацией“, „национальным“ никогда не понимаются люди, конкретные существа, а отвлеченный принцип, выгодный для некоторых социальных групп. В этом коренное различие нации от народа, который всегда связан с людьми. Национальная идеология обыкновенно оказывается идеологией классовой».
И далее: «Бесспорно, национализм языческого происхождения... Народ стремится выразить себя в образах, он создает обычаи и стиль. Нация же стремится выразить себя в государственном могуществе, она создает формы власти. Национализм фашистского типа означает потерю „национального“ (если употреблять это слово, как часто делают, в смысле тождественном с „народным“) своеобразия, в нем нет ничего „национального“, он означает острую рационализацию и технизацию народной жизни, он нисколько не дорожит культурой».

Какие же выводы можно сделать, анализируя работу Бердяева?

По мнению философа, национализм (образца 1939 г. — заметим!) характеризируется следующими признаками:
а) националистическая идеология возможна только в НАЦИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ, на чьи институты она может опереться;
 б) под воздействием националистической идеологии происходит идеализация «своей» нации — в ущерб другим нациям (мы не просто хорошие, мы — лучшие, мы лучше тех и этих по праву рождения и т.д.);
в) следующий этап — нарастание вражды к иным народам, ведущее прямиком к войне с ними. При этом (парадокс !) война, в которой возможна гибель представителей свой же нации, представляется как благо, как очищение;
г) отрицание демократических институтов как таковых — вплоть до упразднения оных. От имени нации говорит группа людей, несменяемых и неприкасаемых;
д) возврат националистов к «древней культуре» — настолько древней, что она фактически является современным новоделом, не имеющим моральных преград. При этом «современная» народная культура и, главное, христианство отодвигаются на второй план или даже признаются вредными;
е) «высшая» стадия национализма — это «национализм фашистского типа», когда ВСЕ действия народа (нации) рационализируются, регламентируются и управляются из единого центра. Замечу, что для этого также необходимо наличие НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

Ныне в [российскоговорящем сегменте] Сети нередко можно почитать рассуждения об «украинском интегральном национализме», который, как правило, отождествляется юзерами с «украинским фашизмом». Это стало таким обыденным штампом, что они даже не задумываются, почему он «интегральный» и как он может быть одновременно «фашизмом».

Но если говорить не об идеологических штампах, не о ярлыках, навешиваемых на оппонентов по принципу «а теперь пусть отмывается!», а о теоретическом обосновании той или иной политической концепции, то украинский национализм вовсе не тождествен ни фашизму, ни, тем более, немецкому нацизму по целому ряду параметров.

Для этого достаточно сличить программный манифест украинского национализма — ессе «Национализм» Д. Донцова (опубликовано в 1926 г.) с «Доктриной фашизма» Б. Мусолини (1932 г.) и «Main Kampf» А. Гитлера (1924 г., книга увидела свет в 1926 г.), чтобы понять те существенные (а иногда и непреодолимые) идеологические различия, которые разделяли украинский национализм донцовского типа с итальянским фашизмом и гитлеровским нацизмом.

1) «Основное положение фашистской доктрины — это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы — только «относительное», — писал итальянский «дуче» (вождь).
Уже в этом самом первом пункте мы можем видеть разницу. Если трактат Муссолини писался ПОСЛЕ захвата власти в национальном государстве (Италия); а «Main Kampf» определяла СПОСОБЫ захвата и использования власти в национальном государстве (Германия), то Донцов еще только ставит вопрос о создании такового (Украина) ... «в нашей душе».

2) В своей «Доктрине» Б. Муссолини надменно говорит о {древнеримских} корнях итальянского фашизма: «...Фашистское государство есть воля к власти и господству. Римская традиция в этом отношении есть идея силы». А. Гитлер идет еще дальше, воспевая даже не немецкую нацию, а целую АРИЙСКУЮ РАСУ (под которой он, безусловно, подразумевает все тех же немцев): «Вся человеческая культура и цивилизация на нашей земле неразрывно связаны с существованием арийца. Если бы арийцы постепенно вымерли или сразу погибли, то это означало бы, что весь земной шар был бы вновь обречен на полное бескультурье».

А что же Донцов? Он буквально вопиет к своим землякам, призывая их очнуться от летаргического сна, отказаться от присущего им провинционализма и, под угрозой полного поглощения соседними странами, создать, наконец, собственное государство. Украинство для него — это не народ-идеал, а народ-идиот, который должен преодолеть свой идиотизм и равняться если не на Италию, то хотя бы на Бельгию или Ирландию — страны, которые лишь недавно появились на карте мира.

Это что угодно, но не «идеология превосходства»!

Еще одним маркером, который позволяет дать оценку той или иной идеологии как «фашистской», является антисемитизм. В «Национализме» Донцова т. н. «еврейская проблематика» отсутствует. Удивительно, но в своей «Доктрине фашизма» Муссолини также не проронил об этом ни слова. Вообще, дуче был холоден к антисемитизму, и в Италии принятие «расовых законов» было связано только с заключением союза с гитлеровской Германией как союзническая уступка ей в этом вопросе. Что касается Гитлера, то (отдадим ему должное) он еще в 1924 г. открыто обещал дать бой «мировому еврейству», «а такая борьба никогда не обходится без крови».

3) Если говорить о вражде к другим народам, то, несмотря на обычную для Д. Донцова антибольшевистскую риторику, его «Национализм» оказывается вовсе не об этом. Гораздо больше в этой работе мы можем увидеть выпады против украинской «драгомановщины», против украинских «малороссов», против украинского «феллахства».

Правда, в своей работе Донцов несколько раз упоминает «антипацифизм» как непременное условие существования украинской нации. Но в контексте его изложения это лишь умение нации за себя постоять. Добро должно быть с кулаками.

Антипацифизм его «коллег» носит совсем иной характер. Б. Муссолини прямо заявляет, что «...прежде всего фашизм не верит в возможность и пользу постоянного мира, поскольку в общем дело касается будущего развития человечества, и оставляются в стороне соображения текущей политики. Поэтому он отвергает пацифизм, прикрывающий отказ от борьбы и боязнь жертвы. Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти. Поэтому доктрина, исходящая из предпосылки мира, чужда фашизму».

Адольф Гитлер в своем «антипацифизме» идет еще дальше: «Право на приобретение новых земель становится не только правом, но и долгом, если без расширения своих территорий великий народ обречен на гибель. В особенности же, если дело идет не о каком-либо негритянском народце, а о великом германском народе, — о том народе, которому мир обязан своей культурой. Дело обстоит так, что Германия либо будет мировой державой, либо этой страны не будет вовсе... Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены».

4) Только в пункте 4) и Донцов, и Муссолини, и Гитлер приходят к общему мнению, дружно отрицая демократию и ратуя за власть инициативного меньшинства. Но для Донцова отказ от демократии есть мера временная и вынужденная: «...Когда географическое положение Украины требует постоянной готовности нации, то принцип демократизма должен отойти на третий план, что тогда „воля народа“ или демократичность форм правления могут подождать на свое осуществление». Подождать — но не отвергнуть.

Муссолини смотрит на этот вопрос принципиально по-другому: «Фашизм отрицает, что число — просто как таковое — может управлять человеческим обществом; он отрицает, что это число посредством периодических консультаций может править; он утверждает, что неравенство неизбежно, благотворно и благодетельно для людей, которые не могут быть уравнены механическим и внешним фактом, каковым является всеобщее голосование».

Адольф Алоизович был вполне согласен со своим итальянским коллегой: «Наше государство сделает все возможное, чтобы изгнать принцип большинства, принцип решения через массу из всех областей нашей жизни, а стало быть, и из области политики. Вместо всего этого мы воздвигнем во всех областях право личности». Право одной личности — фюрера.

5) Еще одним важным отличием «донцовского национализма» от итальянского фашизма и германского нацизма является отношение к христианству. Если для Донцова христианство было одним из краеугольных камней, на которых он собирался построить Украинскую Державу, то Муссолини лишь соглашался терпеть католицизм, так как «к нему взывает наивное и примитивное сердце народа». Что касается «Main Kampf», то Гитлер в своей работе сделал только вынужденный реверанс в сторону христианства (внимание!) за его изначальный фанатизм и правильную организацию. Как известно, фюрер считал христианство еврейской выдумкой, а как он относился к евреям, мы уже знаем...

6) И, наконец, в работе Д. Донцова отсутствует идея «рационализации» жизни всего украинского общества после достижения главной цели — построения национального государства, тогда как у его «коллег» было довольно ясное представление об этом. Б. Муссолини: «Фашизм желает сильного, органичного и в то же время опирающегося на широкую народную базу государства. Фашистское государство потребовало в свою компетенцию также и экономику, поэтому чувство государственности посредством корпоративных, социальных и воспитательных учреждений, им созданных, проникло до крайних разветвлений, и в государстве все политические, экономические и духовные силы нации выявляются, будучи введены в соответствующие организации».

А. Гитлер: «...Мероприятия, которые мы предлагаем, не ограничатся только государственным устройством, а должны будут проникнуть и во все остальное законодательство да и во все области общественной жизни. Осуществить такой великий переворот будет по силам такому движению, которое само уже будет построено в духе этих идей и тем самым само явится прообразом грядущего государства».

Таким образом, повторюсь, «донцовский национализм» образца 1926 г. по большинству параметров не может быть признан «национализмом фашистского типа», как бы его ни клеймили оппоненты — «интегральный национализм», «фашизм» и проч.

Тэги: национализм

Комментарии

18.12.18 21:31

Ученые наконец-то выяснили, почему женщины живут дольше мужчин

18.12.18 20:51

Депутаты решили положить конец школьному «буллингу». Теперь юным «авторитетам» придется несладко

18.12.18 20:05

Порошенко подтвердил, что указ о мобилизации уже подготовлен

18.12.18 19:44

Митрополит Михаил рассказал, почему снял свою кандидатуру на выборах предстоятеля ПЦУ. Не обошлось без «интриг» Филарета

18.12.18 19:15

Нардеп Войцицкая поддержала решение Кабмина по компании «Надра Юзовская»

18.12.18 18:59

Главные новости за 18 декабря 2018 года

18.12.18 17:27

В День святого Николая на «Интере» ожидаются чудеса и много добрых дел

18.12.18 16:51

Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»

18.12.18 16:50

Харчишин, Астафьева, Зибров и другие звезды записали первую онлайн-библиотеку аудиокниг на украинском языке

18.12.18 16:32

Политолог уличил депутата Войцицкую в прогуливании заседания ВР

Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
Филарет рассказал, чем будет заниматься после «объединительного собора»
В Виннице сотни верующих встретили нового архиепископа Варсонофия
В Виннице сотни верующих встретили нового архиепископа Варсонофия
В Никополе пассажир такси забыл в машине опасный груз
В Никополе пассажир такси забыл в машине опасный груз
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
Ученые заявили, что нашли на острове Ява самую древнюю пирамиду в мире
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
В Киеве водитель троллейбуса повздорил с пассажирами и полез за монтировкой
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Гранд английского футбола остался без главного тренера. Болельщики смеются
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
Астрономы показали снимок самого далекого объекта Солнечной системы
Появился трейлер Фестиваля фильмов ужасов Best Horror Shorts
Появился трейлер Фестиваля фильмов ужасов Best Horror Shorts
Появилось видео дерзкого вооруженного ограбления АЗС в Киеве
Появилось видео дерзкого вооруженного ограбления АЗС в Киеве
Киевлян предупреждают о «вонючих» новогодних елках
Киевлян предупреждают о «вонючих» новогодних елках
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?