ТОП:
Жесткая посадка безо всякой геополитики

Трагедия в небе над Египтом, причиной которой теперь признан террористический акт, обнажила, кроме прочего, и системный кризис в российской отрасли гражданской авиации.

Не лишним представляется вспомнить о чересчур нервной реакции российских авиационных властей на недавно введенные Украиной санкции против российских авиакомпаний. Казалось бы, чем могут угрожать эти санкции перевозчикам, чьи докризисные показатели достигали цифры в 70 млн пассажиров в год? Однако решение украинских властей, как оказалось, ударило по болевой точке одной из крупнейших отраслей российской экономики, напрямую не связанной с экспортом энергоносителей.

Проблемы начались еще в 2014 году в силу совпадения в одной точке (так называемый идеальный шторм) множества разных причин — таких, как ограничения на выезд госслужащих, девальвация рубля, коррупционная удавка правящего в России режима. Сначала, как домино, повалились российские туристические операторы. Этот тренд пробил заметную брешь и в доходах авиакомпаний, которую они постарались заделать с помощью новых кредитов (как правило, от крупных российских банков). Однако нарастала принудительная изоляция российских системных финучреждений от международного рынка капитала. Государственные вливания — а других источников стягивания «кассовых разрывов» в современной России не осталось — на первое время позволили смягчить сложившуюся ситуацию. Но в нынешнем году правительство РФ оставило без поддержки даже РЖД, продолжая вливать средства в банки с государственным участием, между тем как прочие ключевые банки начали предьявлять крупные иски, в том числе и к авиакомпаниям (не говоря уже о военно-промышленных предприятиях, как, например, «Уралвагонозавод»).

Иными словами, геополитические фантазии Кремля довольно быстро начали вступать в конфликт с суровой экономической действительностью, в которой счета большинства прибыльных компаний, зарабатывающих в основном в рублях и приобретающих услуги и оборудование преимущественно за свободно конвертируемую валюту, просто-напросто обмелели.

Любопытно, что попавшая под сокрушающий удар банкротства «Трансаэро» как раз была (собственно, пока все еще есть) наиболее динамично развивающейся российской авиакомпанией, стремившейся покупать и брать в лизинг наиболее новые суда.

Сразу после первых сообщений о катастрофе в Египте первый замглавы думской фракции от «Справедливой России» Михаил Емельянов предложил ввести запрет на эксплуатацию старых самолетов, установив ограничение в 15 лет. Но примечательно, что еще в конце 2013 года, после катастрофы «Боинга-737» в Казани, подобный законопроект уже рассматривался, причем планировалось консервативно ограничить срок эксплуатации 20 годами. Тогда изменения заблокировали лоббисты, как раз игравшие против «Трансаэро’’ и опасавшиеся, что закон создаст преимущества для компании, способной использовать более новые самолеты.

Теперь же, на излете 2015 года, кредиторы перевозчика утверждают, что для рекапитализации, связанной с потерями от банкротства оператора, они нуждаются в сумме не меньшей, нежели 200 млрд рублей (или, как минимум, $3,6 млрд).

Проблема, однако, в том, что у правительства России, вложившей чуть ли не всю государственную прибыль от торговли энергоносителями в облигации Госказначейства США (якобы «злейшего врага России»), этих денег просто нет. Согласно признанию министра финансов РФ Антона Силуанова, две трети Резервного фонда было израсходовано на бюджетные и иные нужды уже в этом году, а в следующем — Россия принимается за второй и последний свой государственный фонд — ФНБ.

Еще три года назад упомянутая сумма казалась мелочью, которую российская власть могла просто достать из кармана (как в случае с рекордной взяткой Виктору Януковичу). Теперь дела обстоят гораздо хуже. Поэтому Кремль выбрал простой и дешевый путь, а именно силовое присоединение «Трансаэро» к «Аэрофлоту» с навешиванием на эту преимущественно государственную авиакомпанию и новых долгов (кстати, не таких уж и больших для крупной бурно развивающейся фирмы в период общеэкономического роста).

Но не тут-то было.

Совладельцы конкурирующего перевозчика S7, имевшие долю и в «Трансаэро», супруги Филевы заявили о возможности решить проблемы авиакомпании и сместили назначенного «Аэрофлотом» управляющего. В ответ государственный регулятор начал отменять лицензии «Трансаэро». Впервые, наверное, с кризиса 2008 года в российской корпоративной иерархии разгорелся конфликт, на который у Кремля нет комфортного ответа, кроме насилия (более того, он имеет признаки соперничества между Москвой и еще недавно безответными регионалами-сибиряками, сопротивляющимися учреждению фактической монополии государственных авиалиний).

Дело в том, что в прошлый кризис (2008-9) власть просто залила корпоративные конфликты огромными суммами в свободно конвертируемой валюте (собственно, использовала выведенные за бюджет фонды по прямому назначению). Но эпоха высоких цен на нефть позади, а коллапс «Трансаэро» — это не только повисшие на системных банках долги, но и социальный (как минимум, временно лишаются хорошо оплачиваемой работы до 15 000 высококвалифицированных сотрудников), имиджевый, а также инфраструктурный кризис.

Украинские санкции, а теперь и остановка деятельности несчастной «Когалымавиа» (Metrojet) вкупе с закрытием зимнего направления — Египта, похоже, могут послужить добивающими ударами по отрасли. В которой, кроме того, назрели вопросы сверхэксплуатации персонала и бортов, деградации взлетно-посадочных полос и их обслуживания (как в прискорбном случае с гибелью президента ’’Total«), избыточного коррупционного давления и террористической угрозы.

Очевидно, впрочем, одно: возможность реформы гражданской авиации в России теперь неотьемлема от фундаментальных перемен в российской политической жизни. Ведь тот же «Аэрофлот» теперь не сможет остановить расползание кризисных явлений без новых вливаний со стороны своего ключевого акционера — государства, и эта помощь должна быть оказана вовсе не теряющими свою покупательную способность рублями.

Тэги: авиакатастрофа

Комментарии

Выбор редакции
Кто подставляет Владимира Зеленского? Новое видео на канале «Фразы»
Кто подставляет Владимира Зеленского? Новое видео на канале «Фразы»
Кто подставляет Владимира Зеленского? Новое видео на канале «Фразы»
Кто подставляет Владимира Зеленского? Новое видео на канале «Фразы»
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
Эксперт из команды Зе! Святослав Юраш за час не смог толком ответить ни на один вопрос ведущей
Эксперт из команды Зе! Святослав Юраш за час не смог толком ответить ни на один вопрос ведущей
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
Усик может стать новым президентом Украины?
Усик может стать новым президентом Украины?
Список версий гибели группы Дятлова. Видео на канале «Фразы»
Список версий гибели группы Дятлова. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Что говорят о Зеленском известные люди? Видео на канале «Фразы»
Что говорят о Зеленском известные люди? Видео на канале «Фразы»
История украинского масонства на канале «Фразы»: Грушевский, Петлюра, Шевченко и другие
История украинского масонства на канале «Фразы»: Грушевский, Петлюра, Шевченко и другие
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
fraza.ua
В Харькове по-жесткому «оприходовали» активиста Нацкорпуса
В Харькове по-жесткому «оприходовали» активиста Нацкорпуса
В Харькове по-жесткому «оприходовали» активиста Нацкорпуса
В Харькове по-жесткому «оприходовали» активиста Нацкорпуса
Скончался легендарный трехкратный чемпион «Формулы-1» Ники Лауда
Скончался легендарный трехкратный чемпион «Формулы-1» Ники Лауда
Ляшко «приставал» к Зеленскому, но нардепа «приняла» охрана
Ляшко «приставал» к Зеленскому, но нардепа «приняла» охрана
Неизвестные активисты уже второй день блокируют Высшую квалификационную комиссию судей
Неизвестные активисты уже второй день блокируют Высшую квалификационную комиссию судей
Зеленский открыл улицу Банковую для киевлян
Зеленский открыл улицу Банковую для киевлян
По Черновицкой области пронесся разрушительный смерч: стихию сняли очевидцы
По Черновицкой области пронесся разрушительный смерч: стихию сняли очевидцы
Перестав быть президентом, Порошенко вдруг решил показать окружающим пример прозрачности
Перестав быть президентом, Порошенко вдруг решил показать окружающим пример прозрачности
Ночью в Киеве массово горели автомобили
Ночью в Киеве массово горели автомобили
Эксперт оценил возможность посещения Армении Владимиром Зеленским
Эксперт оценил возможность посещения Армении Владимиром Зеленским
Гройсман заявил об отставке
Гройсман заявил об отставке
fraza.ua

Опрос

Что будет с Порошенко после выборов?