ТОП:
Хуто-хуторянка, или История одного переселения. Часть 34 (сельские и городские дети)

Дети есть дети и они везде одинаковы. Так мы привыкли считать. Но школьные учителя и психологи отмечают, что между сельскими и городскими детьми имеется существенная разница. В чем же она заключается? За ответом на этот вопрос я отправилась на ресурсы для родителей и школьных учителей, а также обратилась к своим знакомым, которые имеют опыт проживания как в сельской местности, так и в городе.

Все части «Истории одного переселения» читайте здесь

Кто жил хотя бы некоторое время в селе, сразу видит отличия. Идешь по улице, а незнакомый ребенок первым здоровается. В сельском сообществе вообще принято приветствовать чужих людей, независимо от того, кем ты являешься: приехал погостить или дачник. Александр Дубровин заметил, что его сын в возрасте двух с половиной лет после выходных летом в деревне со всеми здоровается в подъезде. А после зимы в городе эта привычка пропала. Безусловно, многое зависит от родителей, то есть воспитания ребенка. Бывают и откровенно хамоватые дети, которые с легкостью «тыкают» вдвое, а то и втрое старшему взрослому. Как-то несколько лет назад я проходило мимо стайки десяти-двенадцатилетних незнакомых мне мальчишек, гонявших в футбол. «Эй, тетка, — услышала я, — закурить не дашь?». Я не знала, как реагировать. Я просто обомлела от такой наглости. С другой стороны, я была свидетелем ситуации, когда соседский мальчишка-подросток поздоровался со мной просто: «Привет!», за что тут же получил оплеуху от матери за панибратство.

Педагоги отмечают, что хамство в сельских школах скорее редкость, более присущая городу. В селе все у всех на виду. Порой односельчане знают о тебе самом куда больше, чем ты сам. Всем известно, какая семья благополучная, какая нет, у кого какой доход и какие возможности. Профессия учителя в селе всегда была почитаема, и нахамить педагогу приравнивается к неуважению по отношению к тому же председателю сельсовета, участковому милиционеру или местному врачу. Это так называемая сельская элита. Я лично заметила, что в нашем селе нагловатых отпрысков из более зажиточных семей откровенно недолюбливают. Например, приходилось слышать и такие высказывания: «Каков папаша, таков и сынуля!». Один из школьных учителей по имени Алексей, основываясь на собственном опыте, признался, что в сельской школе работать гораздо лучше, чем в городской по причине меньшего количества негатива. «Деревенские дети к учителям и вообще к взрослым относятся гораздо более уважительно, чем городские. Учитель для них — действительно Учитель. Дисциплина в сельских школах зачастую выше, чем в городских. Даже школьные хулиганы какие-то „игрушечные“, ненастоящие».

При этом городские учителя все более жалуются на хамство скорее родителей, нежели самих детей. «В школе я не работала три года, — рассказывает Светлана Семина, — была в декретном отпуске. Сейчас складывается ощущение, что работать именно с родителями все сложнее и сложнее. Некоторые родители пытаются записывать каждое наше слово, следить за каждым движением и шагом». «Видимо, с родителями стало сложно работать, потому что нет законодательной базы, соглашается Сергей Кобцев. — Гораздо проще все свалить на преподавателя. А хамство родителей там, „наверху“, никого не интересует».

Зачастую в городских семьях просто не хватает времени на собственных детей. Вот родители и загружают их всякими кружками, секциями и музыкальными школами, мотивируя это большими возможностями для детей в городе. В семье с обоими работающими родителями, несмотря на дополнительное внешкольное образование, дети все же больше предоставлены сами себе, ведь с родителями они проводят время только утром и вечером. Да и у учителей, где в классе более пары десятков человек, а не пять-десять, далеко не всегда есть время, а то и желание, разбираться с проблемами учеников. А ведь иногда детское хамство — это банальное неумение выразить свое отчаяние, неумение контролировать свои эмоции, так как у детей просто нет достойного примера. Откуда же ему взяться, если у родителей не хватает времени на своих детей? Да и наказание деревенских детей гораздо жестче: можно не только лишиться новой игрушки, но и хворостиной отхватить по пятой точке.

Одна школьная учительница из города по имени Елена рассказала пример своего бывшего ученика. Он постоянно хамил, дерзил и вел себя вызывающе. Иногда ей хотелось все бросить и никогда больше не возвращаться в школу. Однако однажды Елена стала убеждать себя в том, что любит этого мальчика так же, как и своих лучших учеников, и что именно она должна научить его общаться без дерзости. И в какой-то момент поведение мальчишки резко изменилось. Спустя год после окончания школы мальчик пришел навестить учителей. И он признался Елене: «Я хочу попросить у вас прощения за свое поведение. Я вел себя так, потому что не верил вам. Я вообще не верил взрослым. Но вы показали мне, что я тоже достоин любви просто за то, что я есть». И тогда Елена вдруг отчетливо поняла, прочувствовала каждой клеточкой своего организма, как же тяжело было этому парнишке жить с мыслью, что его никто не любит, что ему некому доверять. «Перед тем, как реагировать на хамство ученика, — просит Елена, — подумайте, а вдруг это крик о помощи?».

Учитель Ольга Моисеева уверена, что детское хамство идет из семьи. «Если ученик хамит учителям, то он не любит своих родителей, — убеждена она. — Он не уважает своих родителей». Ведь ребенок — это зеркало, показывающее взаимоотношения в семье и уважение родителей друг к другу. И это проблема семьи, в первую очередь. А ведь в селах не только социум более дружный, основанный на взаимопомощи, но и семьи часто гораздо крепче, где становление отношений между членами скреплено общим хозяйством и уважением. Ведь не зря до сих пор мои одногодки, выросшие в селе, к родителям обращаются сугубо на «вы», подчеркивая тем самым уважение к старшему поколению. И часто ли горожане так относятся к своим родителям и родственникам?

Корни школьного городского хамства, пожалуй, лежат больше в самих взрослых, которые, с одной стороны, развивая детей, объясняют им их права, а с другой стороны, формируют в них чувство некой вседозволенности. «Ученики считают, что у них только права, — говорит Елена Смирнова, — а у нас, учителей, только обязанности. И, в основном, все конфликты решаются в пользу ученика». Но вся разница в том, что в селе сами взрослые часто не знают своих, прав. Куда уж там детям! Так что в сельской школе учитель для ребенка, как правило, самый главный авторитет после родителей.

Продолжение следует.

Тэги: дети, село

Комментарии

В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве горело здание института
В Киеве горело здание института
В «Разумной силе» кровавое нападение неонацистов на офис партии связывают с требованиями к властям о мире на Донбассе
В «Разумной силе» кровавое нападение неонацистов на офис партии связывают с требованиями к властям о мире на Донбассе
Водители, устроившие массовое ДТП в центре Киева, вызвали негодование в Сети
Водители, устроившие массовое ДТП в центре Киева, вызвали негодование в Сети
Таксисты жестоко поглумились над пассажиром в Ровно
Таксисты жестоко поглумились над пассажиром в Ровно
В Киеве взбесившийся лифт едва не раздавил младенца
В Киеве взбесившийся лифт едва не раздавил младенца
Константинопольский патриархат провел первую службу в Андреевской церкви: как это было
Константинопольский патриархат провел первую службу в Андреевской церкви: как это было
В Киеве во время снегопада на улице умер пожилой мужчина
В Киеве во время снегопада на улице умер пожилой мужчина
В Турции на скорости под сотню километров в час разбился пассажирский поезд
В Турции на скорости под сотню километров в час разбился пассажирский поезд
Усик пообещал помочь монахам защищать Киево-Печерскую Лавру, если ее попытаются захватить радикалы
Усик пообещал помочь монахам защищать Киево-Печерскую Лавру, если ее попытаются захватить радикалы
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?