ТОП:
Куда приведёт «Поводырь»?

История спасает сегодняшний день от хаоса. Чем больше путаницы в ежедневных выпусках новостей, тем внимательнее стоит перелистывать летопись своей страны. В такой ситуации очень кстати пришёлся выход на экраны фильма «Поводырь» Олеся Санина.

Картина переносит зрителя в 30-е годы ХХ века, когда СССР активно развивал сельское хозяйство. Именно на этой волне в наши края занесло американского инженера, который привёз сюда первый трактор. В результате политических интриг его убивают. А сынишка американца волею случая остаётся в живых. Естественно, его, как врага народа, объявляют в розыск. Спастись от преследования ему помогает кобзарь Иван Кочерга. В результате мальчик становится его поводырём.

Вместе они отправляются на съезд кобзарей в Харьков. На нём хранители исконно-украинского искусства планируют записать свои песни. Однако коварный НКВД намерен по-другому распорядиться кобзарями. Свидетелем этих событий и становится мальчик-американец.

Часть этой истории показывается глазами ребёнка — с предельно простым и доступным объяснением, что в том мире было злом, а что — добром. Часть — глазами историка, сухо документирующего эпоху 30-х годов. Часть — с точки зрения патриота, выразительно разделяющего в фильме положительных и отрицательных персонажей. Отдельные же сцены — показываются как бы глазами слепого кобзаря, который благодаря внутреннему зрению ориентируется подчас лучше современной видеоаппаратуры.

«В фильме, например, есть сцена, в которой слепой кобзарь сквозь туман выводит людей из окружения НКВД. Вообще, сцена, в которой слепой ведёт зрячих — это образ всей картины. Когда мы снимали кино, то было ощущение, что мы чего-то не видим и не понимаем. Во многом шли на ощупь», — рассказывает режиссёр фильма Олесь Санин.

Не менее важен здесь и другой контекст слепоты. Ведь вплоть до этого года практически все фильмы показывали прошлое нашей страны или так, как это было выгодно Москве («Мы из будущего 2» и т. д.), или безвкусно (шароварщина), или некачественно (малобюджетно и малопрофессионально). Фильмы буквально нескольких режиссёров были лишены всех вышеперечисленных недугов: Олеся Янчука, Михаила и Юрия Ильенко, Александра Довженко (в ранних фильмах), Леонида Быкова...

После «Поводыря» к их числу можно причислить и Олеся Санина. Его режиссёрский дебют десятилетней давности «Мамай» при всей своей атмосферности и любви к украинской аутентике, в отдельных эпизодах сползает в безвкусицу и претенциозность, в ущеоб едва ли не о главному — сюжету. А в «Поводыре» баланс между формой и содержанием выдержан гармонично. Так что этот фильм будет интересен не только тем, кто искренне кайфует от этнографических красот на экране, но и широкому зрителю, который хочет увидеть интересную историю.

Лента наполнена резко очерченными персонажами, которых трудно перепутать и тяжело забыть. Американский инженер — изысканный франт, словно только что вышедший из «Великого Гетсби». Украинский композитор — испуганный очкарик, вымаливающий у советской власти благосклонность к кобзарской песне. Хамские морды НКВДистов, доказывающие, что «ватники» всех эпох — одинаковы. Босяковатый милиционер, готовый за мелочную взятку закрыть глаза на что угодно...

Но основной нерв сюжета — главный герой Иван Кочерга. Утратив физическое зрение, он стал более восприимчивым к знакам, которыми жизнь общается с человеком. Речь о том, что обычно называют шестым чувством. Из-за обилия информации зрячие часто не успевают на него обращать внимания. Буквы этого тайного алфавита для Кочерги буквально ощутимы, что прекрасно передаётся в фильме звуками и музыкой.
Кобзари показываются здесь, словно тайное общество. Их деятельность застыла где-то между религией и искусством. На первый взгляд, бедняки по образу жизни, они являются рыцарями по своей внутренней культуре. Правда, тайные собрания кобзарей в полуразрушенном старинном здании так и остаётся не до конца объяснёнными. Невнятно рассказывается и судьба жены Ивана Кочерги.

Эпизод, в котором Иван ложится в лодку и плывёт по реке, играя на кобзе, а по нему не могут попасть НКВДисты — потенциально мог бы стать одной из наиболее ярких сцен в истории украинского кино. Но из-за сбивчивости этот эпизод проходит, как рядовой.

Идейный посыл «Поводыря» резко контрастирует с предыдущим фильмом Санина — «Матчем» (2012), в котором он значится вторым режиссёром. Эта лента с Сергеем Безруковым в главной роли рассказывает о расстреле киевских футболистов, после того как они выиграли у команды нацистских лётчиков.

И «Матч», и «Поводырь» разворачивают перед зрителем трагические события, которые балансируют на грани между легендой и былью. В обеих историях рассказывается о трагическом расстреле элиты нашего народа. Однако в «Матче» история переврана российскими кинематографистами настолько, что становится антиукраинской. Так что «Поводырь» для Санина является своего рода восстановлением патриотической кармы.

Премьеры этих лент состоялись с разницей менее чем в два года. Два года, за которые произошёл едва ли не тектонический перелом в идеологии украинского кино. Не так давно оно во многом подыгрывало завуалированной идеологии российских фильмов («Матч»). А теперь формулирует свои ценности и идеи («Поводырь»).

«Поводырь» поспособствует формированию тренда на патриотическое кино. Ещё несколько лет назад фильмы об украинском этносе были так же близки к статусу «маргинес», как сегодня — к мейнстриму. За последний год интерес к нему вырос больше, чем за все 22 года независимости страны  до этого.

До сих пор самым кассовым украинским фильмом были «Тени незабытых предков» Любомира Левицкого. В прошлом году картина собрала в прокате $643 тыс., что по тогдашнему курсу составляло около 5,2 млн гривен.

Согласно же прогнозам Богдана Батруха, владельца кинодистрибьюторской компании B&H, которая занялась прокатом этой ленты, её касса должна составить около 20 млн. грн. Очевидно, что звание самого кассового отечественного фильма теперь перейдёт к «Поводырю».

Правда, о том, что фильм окупится, говорить пока не приходится. Чтобы выйти в «ноль», картине необходимо собрать приблизительно вдвое больше бюджета, который составил $2 млн. По сегодняшнему курсу это составляет около 60 млн. грн. Так что кассовый рекорд ещё не гарантирует, что лента окупится. На сегодняшний день не существует ни одного отечественного фильма, который бы полностью вернул вложенные в него средства.
За камерой во время съёмок «Поводыря» стоял Сергей Михальчук — один из лучших операторов постсоветского пространства. Скрупулёзно продуманные композиции кадров, динамичные скачки и полёты камеры, изысканная колоризация картинки — всё это выполнено на высшем уровне. Если в фильме изменить язык, на котором говорят персонажи, то качество изображения заставило бы подумать, что этот фильм снят в стране с высокоразвитой киноиндустрией уровня Дании или Испании.

Сергей Михальчук и Олесь Санин на съемках «Поводиря»

Примечательно, что этот оператор — снимал четыре из шести фильмов, которые выдвигались от Украины на номинацию на «Оскар»: «Поводырь», «Параджанов», «Иллюзия страха» и «Мамай».

О конфликте вокруг выдвижения от Украины на соискание «Оскара» именно «Поводыря», а не «Племени» Слабошпицкого не высказывался только ленивый. Спор приобрёл настолько широкую огласку, что мнение на этот счёт есть практически у каждого. Наверное, главный плюс этого конфликта в том, что он даёт лишний повод посмотреть обе ленты, которые в равной степени заслуживают внимания. «Племя» — не столько социальное и «Поводырь» — не столько историческое кино, сколько вместе они — внутривенное кино. Ведь показывают они не картину украинской реальности, а внутреннюю суть нашей природы.

Тэги: фильм

Комментарии

В австрийском католическом соборе устроили сатанинское представление
В австрийском католическом соборе устроили сатанинское представление
В австрийском католическом соборе устроили сатанинское представление
В австрийском католическом соборе устроили сатанинское представление
В Великобритании «желтые жилеты» провели первую серьезную акцию
В Великобритании «желтые жилеты» провели первую серьезную акцию
Православные провели молебен-протест под стенами Рады
Православные провели молебен-протест под стенами Рады
Толпа голых парней устроила пробежку в самом центре Киева
Толпа голых парней устроила пробежку в самом центре Киева
Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Украинский десантник объяснил, зачем нацепил нацистский шеврон на встрече с Порошенко
Мощный взрыв раскурочил половину подъезда в одном из домов под Киевом
Мощный взрыв раскурочил половину подъезда в одном из домов под Киевом
Возле одного из столичных кладбищ произошло кровавое ДТП
Возле одного из столичных кладбищ произошло кровавое ДТП
В Сети началось голосование за талисман Киева
В Сети началось голосование за талисман Киева
В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве внедорожник врезался в отбойник перед мостом – водитель погиб
В Киеве горело здание института
В Киеве горело здание института
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?