ТОП:
Иван, Король Руський

Прочитав заголовок, бОльшая часть читателей недоуменно спросит: «А это кто такой?». И будет удивлена, узнав, что речь идет о князе галицко-волынском, а впоследствии (с 1253 г.) — короле Руси Даниле Романовиче Галицком (1201-1264). Однако Данило — это его «мирское» имя. Подавляющее большинство князей Древней Руси со времен Володимира Красно Солнышко и вплоть до монгольского нашествия носило два имени — мирское и полученное при крещении.

Так вот, в святом крещении нашего героя звали Иваном, Иваном Борисовичем.

Галицко-волынский извод Ипатьевской летописи не раз сообщает о Даниле-Иване интересные подробности.

Так, однажды «...когда же он ехал к [городу] Грубешову, то убил шесть вепрей: и сам вот он убил их рогатиной трёх, а трёх — отроки его, и дал он мяса воинам на дорогу. Сам же он, помолившись святому Николаю, сказал воинам своим: „Если даже будут татары, пусть не войдет страх в сердце ваше“».

Другой раз, гоняясь за князем Александром Всеволодовичем Белзским, «...Данило не спал тогда три дня и три ночи, так же и воины его».

И в походах Данило-Иван ворон не ловил. Так, рассказывая о походе на польский город Люблин, летописец делает замечание: «За один день были они вдвоем под городом [Люблином], [отправившись] из Холма со всеми воинами и пращами». А ведь до Люблина было не меньше 60 километров по прямой!

Историки часто пишут о Даниле Галицком, как о яром «западнике». Но никто из руских князей не воевал так часто с католическими правителями, как он. Вся его жизнь — это война с уграми (венграми) и поляками за Галицкую Русь. И при этом он жил, вынужден был жить рядом с католиками. И как бы ни складывалась его личная судьба, он вынужден был с этим считаться.

БЕСПОКОЙНАЯ ЖИЗНЬ

Жизнь заставляла его все время быть в походах: отец его погиб в польском походе, когда Даниле было четыре года; тесть Мстислав Удалой поступил опрометчиво и не передал ему Галицкое княжество, чем невероятно усложнил Даниле жизнь... Только в 1245 г. у него наконец получилось вернуть свою вотчину, победив под Ярославом (ныне этот город принадлежит Польше, как и другие древнеруские города Холм (Хелм) и Перемышль (Пшемысль)) князя-космополита Ростислава Михайловича вместе с его союзниками — ляхами, уграми и приверженцами из Галичины. В этом бою Данило лично захватил и разорвал хоругвь венгерского воеводы Филя («и раздроуши полкъ его и хороуговь его раздра на полы»). А его сын, малолетний Лев Данилович, который также принимал участие в том бою, «сломал копье» об панцирь этого Филя — давнего врага его отца и деда Мстислава Удалого. После битвы Филя по приказу Данила Галицкого был казнен, как написал летописец, — «в гневе».

Под 1252 г. летопись рассказывает о встрече двух сватов — короля венгерского Белы и князя Данилы Галицкого.

«...В те же года прислал король венгерский [Бела] к Даниле [посла], прося его [прийти] на помощь, на бой, — потому что он имел войну с немцами... И выехал король им навстречу Даниле-Князю, и Данило прибыл к нему, снарядив всех людей своих. Немцы тем временем удивлялись оружию татарскому: потому что кони были в личинах и в попонах кожаных, а люди — в латах, и большое было сияние полков его от оружия, которое блистало... И когда немцы смотрели и много удивлялись...».

Рассказывая о строительстве города Холм, древнеруський летописец пишет:«...И поставил он небольшой городок, и, увидел, что бог помощником ему, а Иоанн пособник ему есть, соорудил он другой город, который татары не смогли взять, когда Батый всю землю Роускую захватил... Стал он призывать новых жителей — немцев и роусов, иноплеменников и ляхов. Шли они изо дня в день. И юноши, и мастера всякие убегали [сюда] от татар — седельники, и лучники, и сагайдачники, и кузнецы железа, и меди, и серебра. И настало оживление, и наполнили они дворами вокруг города поле и села. Украсил [Данил] камнем дорогим, бисером и золотом также иконы, которые он принес из Кыева, и образ Спаса и пресвятой Богородицы, которые их ему сестра Федора дала из [киевского] монастыря [святого] Феодора; принес он также икону Сретения из [города] Вруча от отца его [Мстислава Мстиславовича Удатного]. ... И колокола [Данило] принес из Кыева, [а] другие здесь отлил...».

В другом месте описан конфликт князя Данилы Галицкого с боярином Доброславом Суддичем. В отсутствие князя он захватил город Бакоту и все Понизовье. И не просто захватил — начал пускать туда черниговских бояр-беглецов, а это — княжеская прерогатива («Черниговских бояр я не велел тебе, Доброслав, принимать, а дать волости галицким»).

Историк Л. Н. Гумилев замечал: «...Более того, население юго-восточных земель — из Путивля, Рязани и др., лишенное защиты разгромленных княжеских дружин и страдавшее от анархии, обычной для пограничных регионов, бежало на Волынь, где Даниил Романович после ухода татар установил порядок».

Победа под Ярославом является вершиной военных побед Данилы Галицкого. После нее уже никто — ни ляхи, ни угры, ни другие руськие князья — не посягал на его вотчину — Галицко-Волынскую землю.

Почти сразу после победы ему пришлось ехать в Орду к хану Батыю. Хан Батый старался «прощупать» князя на предмет лояльности, иногда угрожал ему, иногда заискивал. Но ни до поездки в Сарай, ни после Данило Романович не оставлял мысли избавиться от татарской опеки. Для этого он пошел на сближение с папой римским Иннокентием ІV.

ПЕРЕГОВОРЫ С ПАПОЙ

Нужно заметить, что Данило не был первым королем на западных землях Руси. На них постоянно зарились могущественные соседи, особенно венгры. Так, венгерский король Бела III в 1189 г. объявил себя «королем Галиции». После смерти отца Данилы, Романа-Бориса, королем «Галиции и Володомирии» объявил себя уже другой венгерский король — Андрияш II. Но тут возмутился польский князь Лешко, который также претендовал на часть Галичины. В конце концов, в 1214 г. стороны заключили т. н. Спишский договор, согласно которого пятилетний венгерский королевич Коломан (сын Андрияша II) обвенчался с трехлетней польской княжной Саломеей. По этому же договору поляки получали Перемышль, а королевич Коломан был коронован представителем папы Иннокентия ІII, как «король Галиции».

Вот в эту-то борьбу с «галицийскими королями» и ввязался князь Данило-Иван.

На то время папский престол занимал уже другой папа — Иннокентий ІV. Этот папа боролся за расширение прав католической церкви (в частности, в Германии добивался самостоятельного назначения епископов, в то время как этого добивался и германский император). Иннокентий также организовывал крестовый поход против татар. И, судя по всему, именно организовывал, а не делал вид. Ведь что может объединить людей христианской Европы лучше, чем общая борьба с язычниками-татарами? Руський летописец замечает: «[Ин]нокентий же проклинал тех, что хулили веру греческую православную, и собирался он собор собрать об истинной вере [и] о воссоединении церкви».

Данило-Иван учуял перемену в настроении верховной католической власти. Любопытно, что еще до официального коронования, в своем письме от 3-го мая 1246 года папа Иннокентий ІV уже обращается к Данилу «Ioanni Regi Russie» — Иоанн, король Руси.

Папский легат Иоанн (Джованни) де Плано Карпини при поездке своей к монгольскому хану встречался с Данилом Галицким и его братом Васильком дважды — по дороге в Каракорум, и на обратном пути. Вот что он пишет: «...Даниил и Василько, брат его, устроили нам большой пир и продержали нас против нашей воли дней с восемь. Тем временем они совещались между собою, с епископами и другими достойными уважения людьми о том, о чем мы говорили с ними, когда ехали к Татарам, и единодушно ответили нам, говоря, что желают иметь Господина Папу своим преимущественным господином и отцом, а святую Римскую Церковь владычицей, и учительницей, причем подтвердили все то, о чем раньше сообщали по этому поводу через своего аббата, и послали также с нами касательно этого к Господину Папе свою грамоту и послов».

КОРОНАЦИЯ С ПОДТЕКСТОМ

Вопреки напитанному победным триумфом рассказу папского посланника об обращении схизматика в истинную веру, руському летописцу переговоры князя галицкого с папой римским виделись в несколько ином свете. Два раза он отказывался от заманчивого папского предложения, говоря: «Рать татарская не перестает. Плохо они живут с нами. Как могу я принять венец без подспорья твоего?».

И лишь в третий раз он поддался на уговоры. «Тем временем Опизо, [посол папский], пришел, неся венец [и] обещая: „Ты будешь иметь помощь от папы“. Но он, [Данил], все равно не хотел, и уговорила его мать его [Анна], и [князья ляшские] Болеслав [Стыдливый] и Сомовит, [сын Кондрата], и бояре ляшские, говоря: „Принял бы ты венец, а мы [готовы] на помощь против поганых“.

Он, вот же, принял венец от Бога, от церкви Святых Апостолов, от престола святого Петра, и от отца своего, папы [Ин]нокентия, и от всех епископов своих... Принял же Данил от Бога венец в городе Дорогичине, когда он шел на войну [против ятвягов] с сыном Львом и с Сомовитом, князем ляшским».

Итак, Данило-Иван был коронован, и не как какой-то «король Галиции», а как король Руси. Но при этом Данило выдвигает одно важное условие — он требует помощи в борьбе против татар.

А как же пресловутая «уния»? Российский историк Б. Флоря очень сдержанно комментирует переговоры Д. Галицкого с римским папой. Он отмечает: «...Все это позволяет говорить о церковной унии между Галицкой Русью и Римом очень условно. Столь неопределенное и двузначное положение могло сохраняться, как представляется, лишь в условиях продолжавшихся переговоров об унии Церквей (Православной и Католической), когда все частные моменты могли быть урегулированы с решением главного, общего вопроса. ...в таких условиях формальная уния между Галицкой Русью и Римом не могла наполниться реальным содержанием (сложившееся положение исключало для папского престола возможность оказывать давление на галицкого князя и требовать от него каких-либо церковных реформ), а само будущее этой унии ставилось в зависимость от того, смогут ли папская курия и западные соседи Галицкой Руси выполнить свои обещания».

Когда историки пишут о короновании Данилы Галицкого, все они выпускают из вида одну важную деталь: почему Данило короновался в Дорогичине, а не в Киеве, Галиче, Владимире-Волынском или Холме? Почему принял он корону как бы между прочим, в походе?

Ответ лежит на поверхности. Следует просмотреть летопись за несколько лет до коронования. Вот что летописец сообщает о событиях марта 1238 г.

«...Когда же настала весна, двинулись они [Данил и Василько] вдвоем на Ятвяги. И пришли они к Берестею, [но] реки наводнились, и не смогли они идти на Ятвяги. Данил сказал: „Не пригоже держать отчину нашу крыжевникам-темпличам, то есть соломоничам“. И пошли они на них с большой силой, взяли город [Дорогичин] месяца марта, и старейшину их Бруна схватили, и воинов захватили, и возвратились оба во Володимир».
Здесь также нужно некоторое объяснение. Дорогичин — древний руский порубежный город. К тому времени он принадлежал Конраду І Мазовецкому. 3 марта 1237 г. два рыцарских ордена — Тевтонский и Меченосцев — объединились. Своей главной целью рыцарские ордены, которые по обыкновению повиновались только папе римскому, ставили распространение христианства, в том числе и в Прибалтике. Конрад І отдал крестоносцам (Добжинскому ордену, который позднее присоединился к Тевтонскому ордену) город Дорогичин (к тому времени — удельный стольный град), надеясь сделать из крестоносцев плотину от литвы. Но у Данилы были свои виды на Дорогичин. Интересно, что ни сразу после похода, ни даже спустя некоторое время крестоносцы даже не думали оспаривать принадлежность города у Данила. Позднее Данил «...соорудил [здесь] церковь прекрасную в честь святой Богородицы, и сказал: «Это город мой, потому что я раньше получил его копьем».

Возможно, что и поход на ятвягов, который якобы помешал принять корону и титул в более торжественных условиях, был придуман, чтобы ненавязчиво намекнуть папе, что новоиспеченный король имеет силу и возможность отстаивать свои интересы и перед папским престолом.
Нужно также сказать, что Данило-Иван не был первым православным владетелем, принявшим корону из папских рук. Так, в 1217 г. жупан (великий князь) Сербии Стефан II Неманич (1165-1228) принял из рук папы Гонория III корону, за что получил прозвище Первовенчанный. А Сербия, соответственно, получила статус королевства. При этом никакого перехода в «латинскую веру» сербов не было. Думается, этот случай послужил для Данилы-Ивана неким прецедентом.

Подведем итоги.

В результате своих хитромудрых политических комбинаций Данило-Иван не только получил престижный титул короля и стал известен в Западном мире, но и улучшил политическое положение страны, превратил недавних агрессоров (поляков и венгров) в союзников, а также избавил на длительное время Галицкую Русь от их набегов. И при этом — ни на йоту не поступился в религиозном вопросе. Это можно считать одной из самых блестящих дипломатических побед Руси в ее истории.

Тэги: Данила Галицкий

Комментарии

Известный британский актер жестко спародировал премьера Терезу Мэй
Известный британский актер жестко спародировал премьера Терезу Мэй
Известный британский актер жестко спародировал премьера Терезу Мэй
Известный британский актер жестко спародировал премьера Терезу Мэй
Названа самая популярная песня двадцатого века
Названа самая популярная песня двадцатого века
СБУ выпустила брошюры об «опасности» УПЦ
СБУ выпустила брошюры об «опасности» УПЦ
Националисты пытались захватить ТЦ на окраине Киева
Националисты пытались захватить ТЦ на окраине Киева
В Киеве пьяный водитель устроил грандиозное ДТП
В Киеве пьяный водитель устроил грандиозное ДТП
Увлеченная наукой «дочь Путина» рассказала россиянам о «синергии» человека и технологий
Увлеченная наукой «дочь Путина» рассказала россиянам о «синергии» человека и технологий
Священник УПЦ организовал флешмоб с обращением к СБУ – участников уже вносят на «Миротворец»
Священник УПЦ организовал флешмоб с обращением к СБУ – участников уже вносят на «Миротворец»
Два украинских микроавтобуса «встретились» на дороге в Словении. Без жертв не обошлось
Два украинских микроавтобуса «встретились» на дороге в Словении. Без жертв не обошлось
Филарет намекнул, что готов сорвать «объединительный собор» по автокефалии
Филарет намекнул, что готов сорвать «объединительный собор» по автокефалии
Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
Националисты изуродовали фасад российского банка во Львове
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?