ТОП:
Правда о «былинных богатырях»

Все мы еще со школьной скамьи знаем о древнерусских былинных богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. С недавних пор образы древнерусских богатырей активно и успешно эксплуатируются в мультипликации — и это не нравится многим взрослым, которым претит трансформация богатырей из героев эпоса в героев поп-культуры.

В то же время эти эпические, былинные богатыри так же далеки от своих исторических прообразов, как и богатыри мультипликационные. Ибо и те, и другие — суть выдумка...

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ БОГАТЫРИ?

Слово «богатырь» вызывает у читателей стойкую ассоциацию с могучими воинами, облеченными в кольчуги и латы, кои с мечом в руке берегут Киевскую Русь от супостата. И мало кто знает, что впервые слово «богатырь» попадает в древнерусские летописи уже во времена заката Киевской Руси, в час Батыева нашествия.

«В год 6748 [1240]. В тот же год пришел Батый к Киеву с большой силой (многим-множеством) силы своей, и окружил город. И обступила [Киев] сила татарская, и был город в осаде великой. ....А первым его воеводой был Себедяй-Богатоур, и Бурондай-Богатырь, который взял Болгарскую землю и Суздальскую», — рассказывает нам Ипатьевская летопись.

Итак, первыми «богатырями» древнерусской летописи являются татарские полководцы Субудай и Бурундай, которые выступают совсем не как защитники Русской земли. (И это отнюдь не довод в пользу теории Фоменко-Носовского, а исторический факт.)

Если же мы заглянем в БСЭ, то узнаем, что слово «богатырь» происходит от др.-тюрк. «багатур» — «храбрый воин», и встречается в летописях только начиная с XIII в. (см.выше).

Логично предположить, что все известные нам «богатырские» былины созданы не ранее все того же XIII в., а то и позже.

Также не стоит искать в т. н. «былинах древнекиевского цикла» реальные события времен Киевской Руси. Единственный персонаж, который связывает былины с Киевской Русью — это великий князь Владимир Красно Солнышко. Но и он похож на своего исторического прототипа не больше, чем его мультипликационный тезка. А уж «научные» сопоставления половецкого хана Тугоркана с былинным Тугарином Змеем, что летает по небу и дышит огнем, не лезут ни в какие ворота.

Интересно и то, что большая часть известных ныне былин записана в бывших новгородских землях; остальные — в разных частях нынешней России. Но ни в Белоруссии, ни в Украине (которые также входили в Киевскую Русь) не зафиксировано ни одной былины — хотя есть предания того периода.
Вывод очевиден: «древнерусские» былины являются «новоделом» XIII-XV вв., причем «новоделом» новгородским, имеющим самое отдаленное отношение к истории собственно Руси Киевской. Былины — это прежде всего литературно-эпические произведения, возникшие как реакция на татаро-монгольское иго и призванные поднять народный дух в ту нелегкую годину. В то же время былинная лексика уже содержала неологизмы типа тюркского «богатырь» (а в одной из былин Илья Муромец даже назван «старым казаком», что дает нам верхний предел возникновения данного эпоса — XVI в.)

Вышесказанное вовсе не означает, что во времена Киевской Руси не было отважных воинов. Были, конечно! Правда, называли их не «богатырями». Это были «храбры» или «храборы» (отсюда и прилагательное «храбрый»). Из летописей мы знаем множество примеров личной воинской доблести как князей (Святослав Игоревич, Андрей Боголюбский, Изяслав Мстиславич, Мстислав Храбрый, Мстислав Удалой, Данило Галицкий), так и их дружинников (Евпатий Коловрат, противостоящий с малой дружиной Батыю; дворский Андрей, пленивший венгерского воеводу Фильния; тысяцкий Дмитрий, защищавший Киев от всей Батыевой орды).

Но если говорить о случаях, когда один-единственный воин переламывал ход сражения в пользу русичей, то из летописей мы знаем два таких примера.

«...И УДАВИЛ МУЖ ПЕЧЕНЕЖИНА»

В 993 г. печенеги учинили набег на Русь. Князь Владимир Красно Солнышко вышел им навстречу и остановил на реке Трубеж у брода. Обе стороны не решались начать бой. И тогда печенежский князь подъехал к реке, вызвал князя Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». Владимир послал глашатаев по своему лагерю со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?». И тогда пришел к князю один старик, и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками». Обрадованный князь призвал чудо-молодца к себе, но тот сначала попросил его проверить. На него натравили разъяренного вола, но молодец увернулся и отхватил рукой у вола кусок мяса. Впечатленный князь сказал, что тот может биться с печенегом.

На следующее утро состоялся поединок. «И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули наши, и побежали печенеги, и гналась за ними Русь, избивая их, и прогнала». По словам «Повести временных лет» князь Владимир сделал своего поединщика и его отца «великими мужами», а в честь победы, в результате которой русичи якобы «переняли славу» у печенегов, заложил город Переяславль. Тут автор «Повести...», для красного словца немного приврал — ведь город Переяславль был известен еще в начале X века. Автор «Повести...» также не называет русского храбора по имени — но народные предания величают его Никитой Кожемякой или Яном Усьмашвецом.

ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ!

Второй случай произошел в 1022 г. с братом Ярослава Мудрого — Мстиславом Владимировичем Храбрым, князем Тмутараканским. Когда он пошел в поход на касогов (кавказское племя, предки нынешних черкесов и адыгейцев), то в личном поединке одолел касожского вождя Редедю, а потом зарезал его.

К слову, ныне этот эпизод часто трактуют неправильно, а тот факт, что Мстислав зарезал Редедю ножом, считают постыдным. Однако Мстислав, по представлениям своего времени, поступил в высшей степени благородно, сохранив кавказскому джигиту главное — честь. Ибо еще перед поединком Редедя поставил условие: «...да аще ѡдолѣєшь ты, и возмеши имѣниѥ моє, и жену мою, и землю мою; аще ли азъ (я) ѡдолѣю, то возму твоє все». Мстислав в поединке победил (предварительно обратившись за помощью к Богородице): «...и оудари имъ ѡ землю. И вынемь ножь, оудари и вь гортань ножемь, и ту бс̑ь зарѣзанъ Редедѧ. И вьшедъ в землю єго, и взѧ все имѣниѥ єго, и жену єго, и дѣти єго, и дань възложи на Касогы». То есть Мстислав зарезал Редедю, чтобы тот не был свидетелем того, как русич (по условиям поединка) будет брать «имение его, и жену его, и детей его». Возвратившись в Тмутаракань, князь поставил церковь Богородицы.

К слову, уже в следующем году Мстислав пошел на брата Ярослава с войском, в котором были и касоги. Т. е., по их представлениям, Мстислав победил Редедю в честном бою и сам стал касожским князем по праву.

Подводя итоги вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть, что «храборы» никогда не переводились на Руси. Однако изучать этот вопрос только по былинам или другим сугубо литературным произведениям было бы столь опрометчиво, как и изучать историю Сталинградской битвы по фильму «Сталинград» Федора Бондарчука.

Тэги: богатырь

Комментарии

Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Из-за шторма в Черном море на берег выбросило огромный теплоход
Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
Ученые показали самых быстрых «кусак» на Земле
В Сети появились видеоролики очевидцев с места теракта в Страсбурге
В Сети появились видеоролики очевидцев с места теракта в Страсбурге
Выбросившись с четырнадцатого этажа, в Киеве погиб бывший боец АТО. Он уже пытался свести счеты с жизнью
Выбросившись с четырнадцатого этажа, в Киеве погиб бывший боец АТО. Он уже пытался свести счеты с жизнью
В Днепре голый водитель устроил гонки с полицией и пытался застрелиться
В Днепре голый водитель устроил гонки с полицией и пытался застрелиться
В Германии посреди улицы разлилась река из шоколада
В Германии посреди улицы разлилась река из шоколада
В киевском спальнике Lanos прокатил пешехода на крыше
В киевском спальнике Lanos прокатил пешехода на крыше
«Самый масштабный пожар за последние двадцать лет» произошел в Черновцах
«Самый масштабный пожар за последние двадцать лет» произошел в Черновцах
Незадолго до еврокубкового матча легионеры «Динамо» закатили громкую вечеринку с алкоголем и кальяном
Незадолго до еврокубкового матча легионеры «Динамо» закатили громкую вечеринку с алкоголем и кальяном
В центре Днепра неизвестные парни едва не пришибли микроволновкой малолетних детей с мамой
В центре Днепра неизвестные парни едва не пришибли микроволновкой малолетних детей с мамой
fraza.ua

Опрос

К чему приведет автокефализация украинского православия?