ТОП:
Тайны христианской Пасхи

Внимательный читатель Нового Завета нередко может столкнуться с вопиющими, как на первый взгляд, несуразностями и противоречиями. И эти «несуразности» (в богоборческие времена) часто служили «железными» аргументами в атеистических спорах.

К примеру, такой вопрос: когда был распят Спаситель? До или после иудейского Песаха? И, соответственно, какой хлеб ели апостолы вместе с Христом на Тайной вечере квасной или пресный?

Три «синоптических» Евангелия, казалось бы, единодушны в ответе: Тайная вечеря состоялась уже после иудейского Песаха. «В первый же день Опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить тебе пасху?» (Мат. 25:17) «В первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху?» (Мр. 14:12) «Настал же день опресноков, в который надлежало закалать пасхального агнца… И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22:7,8).

Правда, есть у «синоптиков» некое внутренне противоречие. Прежде они указывали, что первосвященники не хотели будоражить народ казнью Христа в праздник. «Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мат. 25:5; Мр. 14:2). А, выходит, распятие Иисуса произошло в самый что ни на есть разгар праздника Опресноков, в который и работать иудею большой грех. Опять же, иудей Матфей говорит о «дне опресночном» (14 ниссана по иудейскому календарю), а римлянин Марк и грек Лука о «дне опресноков» (15 ниссана по иудейскому календарю). Разница, не сокрытая даже русским переводом. И разница-то, как увидим далее, существенная.   

А вот евангелист Иоанн, израильтянин по крови и апостол Христа по духу,  четко свидетельствует, что Тайная вечеря произошла ПЕРЕД иудейским Песахом: «Перед праздником Пасхи Иисус…во время вечери…» (Ин. 13:1,2). И далее, Иоанн сообщает, что иудейский Песах в Год Распятия пришелся на субботу, которая сама по себе у иудеев священна. «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат иудеям: се, Царь Ваш!» (Ин. 19:14). «Но как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставлять тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий…» (Ин. 19:31)

Противоречие? Нестыковка? Несуразность? Кажется, что так. В любой советской атеистической литературе ранее особо отмечалось, что тексты Евангелий не согласованы. И цитировали соответствующие места из Нового Завета. Да христиане и сами толком не знают, когда распяли их Спасителя! а значит это не боговдохновенное Писание, а так, религиозная халтура. (К слову, этот довод выдвинули еще антихристиански настроенные талмудисты).

Это противоречие имело и более серьезные последствия, чем просто богоборческие колкости. Западная церковь (вслед за евангелистами Матфеем, Марком и Лукой) считает, что Тайная вечеря прошла ПОСЛЕ иудейского Песаха, а значит Спаситель и апостолы ели хлеб пресный, как и положено было в дни праздника Опресноков. И потому католики во время Причастия использует пресный хлеб (хестию).

А вот Восточная церковь как бы следует за евангелистом Иоанном, который утверждал, что Тайная Вечеря прошла ДО Песаха, а значит апостолы вкушали хлеб квасной. Потому во время Причастия православные используют квасные хлебцы (просфоры).

В период расчленения Церкви на Западную и Восточную эти самые хестии/просфоры стали еще одним водоразделом между верующими христианами, поделив их на католиков и православных хотя до того момента никого из единых христиан особо и не волновало, какие следует вкушать облатки: пресные или квасные.

Спор казался неразрешимым как и видимое противоречие.

Но тут на помощь христианам пришла… наука. Археология.

В 1947 г. были найдены т. н. «Кумранские рукописи».

***

Но прежде чем обратиться к «Кумранским рукописям», следует вспомнить, собственно, историю иудейского Песаха, как праздника, который предшествует (и в прямом, и в переносном смыслах)  христианской Пасхе.

Песах главный иудейский праздник, отмечаемый в память исхода евреев из египетского рабства. Согласно Ветхому Завету, не внявшие девяти казням египетским фараон и его народ были наказаны карой десятой: у каждой семьи, по воле грозного Бога, был умерщвлен первый ребенок: «от первенца фараона… до первенца узника… и все первородное из скота» (Исход, 12:29).

И только евреи, наученные Моисеем, принесли вовремя жертву агнца, жертвенной кровью которого помазали косяки дверей (Исход, 12:7), а потому божья кара прошла мимо их отсюда и название праздника  (в пер. с иврита «миновал, обошёл»). При этом испеченное жертвенное мясо агнца следовало съесть «с пресным хлебом и с горькими травами» (Исход, 12:8).

Испуганный фараон наконец-то отпустил евреев, а те, уходя, унесли «тесто свое, прежде нежели оно скисло» (Исход, 12:34), а также попутно (надо думать, как компенсацию за моральный ущерб) забрали у египтян золотые и серебренные вещи, и одежды. «И обобрал он (народ еврейский) Египтян» свидетельствует Ветхий Завет (см. Исход, 12:35, 36).

С тех пор евреям заповедано праздновать Песах (14-го ниссана каждого года), при этом семь дней после Песаха, с 15 до 21 ниссана, также надлежало праздновать праздник Опресноков и есть при этом только пресный хлеб  (Исход, 12:14,15; Левит 23:5-8). Отсюда, собственно, и название праздника.
Нет, иудеям не запрещено было есть квасной хлеб («хамец») вообще, но вот в Песах и в Опресноки никак нельзя. И потому на праздник Песах и (сразу следующий) праздник Опресноков иудеи готовили «мацу» (пресный хлеб). А от квасного хлеба надлежало избавиться до праздников. Правоверный иудей по традиции должен перед Песахом обойти со свечой весь дом не завалялась ли где непрошенная крошка «хамеца»?

***

Теперь-то самое время вернуться к Кумранским рукописям.

Из них ученые детально узнали о существовании секты ессеев, ревностных верующих в противовес двоедушным саддукеям-жрецам и нарочито благочестивым фарисеям. Образ жизни ессеев очень напомнил историкам образ жизни первых христиан, и практически ни у кого из историков не возникает сомнений, что Иисус в земной своей жизни придерживался установлений этих избранных.

Среди многих различий между ессеями и ортодоксальными иудеями было различие в праздновании Песаха. Ессеи также его праздновали но без жертвенного мяса! А так как и календарь, которым они тогда пользовались, был не лунный (как у ортодоксов-иудеев), а лунно-солнечный и состоял из 364 суток, то Песах у ессеев-кумранитов неизменно выпадал на среду, в то время как Песах общеиудейский «блуждал» по разным дням недели…  
Интересно, что, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус на Тайной вечере ел хлеб и пил вино но ни слова нет о жертвенном агнце. А ведь это и есть основное блюдо для верующего иудея, празднующего Песах! И вообще, о том, что Иисус вкушал мясо нет ни слова во всем Новом Завете. Хлеб ел, рыбами кормил голодных, пил (неоднократно) вино начиная с эпизода свадьбы в Кане Галилейской.  Мяса не ел. 

Думаю, читатели уже сами сложили все пазлы в одну непротиворечивую версию.

Похоже, Иисус и апостолы Тайной Вечерей отметили Песах но по «кумранскому» календарю  и по «кумранскому» обычаю. Т. е. в среду Страстной седьмицы. А для ортодоксальных иудеев Песах еще не наступил они его праздновали в субботу (шаббат). Но евангелисты Марк и Лука не были урожденными иудеями, и при написании Евангелий могли не знать этих нюансов иудаизма. Матфей, природный иудей, эпизод с последним Песахом слегка заретушировал, чтобы не смущать неофитов из числа правоверных евреев «не вкушением» Иисусом жертвенного мяса и прочими «ессейскими штучками». Евангелист Иоанн же написал (продиктовал) все, как было да, у иудеев была Пасха в субботу. Но то ж у «обычных» иудеев…

Возвращаясь к вопросу об облатках, следует отметить, что, судя из вышеизложенного, правы оказались католики, следующие «синоптическим» Евангелиям несмотря на то, что «синоптики» допустили неточность.  И хотя «общееврейский» Песах в час Тайной Вечери еще не настал, Иисус уже преломлял хлеб но пресный (по «кумранскому» обычаю), а не квасной.

Впрочем, христианство родило новые обычаи на то и был дан Новый Завет. И вопрос об облатках не должен быть разъединяющим для христиан.  Еще папа Иннокентий ІV (тот самый, который  короновал князя Данилу Галицкого, переписывался с Александром Невским и крестил литовского князя Миндовга) «…проклинал тех, что хулили веру греческую православную  и собирался он собор собрать об истинной вере [и] о воссоединении церкви». Хулили, кстати, в ту пору именно за квасной хлеб для Причастия. 

***

Впрочем, ныне спор об облатках просфоры или хестии? не столь актуален.

А вот непонятности, связанные с датой празднования Воскресения, все будоражат умы верующих (и прежде всего неофитов).  Почему католики и православные празднуют Пасху не в один день? Вернее, почему далеко не каждый год празднуют его ВМЕСТЕ?

Так, в прошлом году католики отметили Светлое Христово Воскресение 31-го марта, а православные аж 5-го мая. Такой разнобой вызывает ухмылку у активных богоборцев: «Да об одном и том же Иисусе Христе идет речь? Может быть, их было двое?! Или трое?!»  

В этом году ситуация иная и католики, и православные отметят Пасху в один день 20 апреля. Поэтому есть и повод, и причина поговорить об определении даты главного праздника  христиан более детально.    

Первоосновой разнобоя в датах празднования христианской Пасхи является календарь.

Если вы спросите кого-либо, когда христиане празднуют, к примеру, Рождество, то есть 99% вероятность, что вам ответят: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные 7 января. И это будет… неправильный ответ. Ибо и те, и другие, празднуют его 25 декабря. Вот только католики отмечают его по григорианскому календарю (введенному папой Григорием ХІІІ в 1582 г. н.э.), и этим календарем пользуемся мы, миряне. А православные ведут счет дней по юлианскому календарю (введенному Юлием Цезарем в 44 г. до н. э.).

Любопытно, что в 1900 г. православные отмечали Рождество 6 января (по григорианскому стилю), а в 2101 г. будут отмечать Рождество уже 8 января (по григорианскому стилю). Как так случилось?

Понятно, что до 1582 г. все христиане пользовались юлианским календарем. Однако, как и всё древнее, он оказался не очень точным, и отличался от т. н. идеального «тропического года» (полного оборота Земли вокруг Солнца) на 0,0078 суток. И это с учетом корректирующих «високосных» годов. Т. е., каждые сто лет юлианский календарь давал (и дает до сих пор!) погрешность где-то в одни сутки сравнительно с идеальным «тропическим годом».

И все бы ничего верному христианину ну, подумаешь, через -надцать тысяч лет будем встречать Новый Год летом! Ерунда! Делов-то…

Да тут вмешалось правило Первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., по которому Пасху следовало отмечать в воскресенье после первого весеннего полнолуния.  Т. е. для Пасхи требовалось сочетание трех условий: а) день Пасхи воскресенье; б) уже был день весеннего равноденствия; в) уже было полнолуние после дня весеннего равноденствия.  А первый Антиохийский собор 341 г. внес дополнение, запрещавшее праздновать Пасху вместе с иудеями. Посыл, в общем-то, был понятен.

Но позже православная церковь трактовала это дополнение в том смысле, что Песах и Пасха не только не могут быть в один день, но даже и на одной неделе (по принципу да я с вами на одной неделе даже … не буду!)

Вот это видится полной несуразностью, ибо православные свято чтят евангелиста Иоанна. А он утверждал (см. выше!), что в четверг состоялась Тайная Вечеря, Иисуса распяли в пятницу, в субботу иудеи отметили Песах, а в воскресенье Иисус Христос воскрес – т. е. все произошло на протяжении одной недели. Вот был бы Иисус «истинно православным» он бы воскрес не на третий день, а на десятый. Чтобы, так сказать, Песах отдельно, а Пасха отдельно… 

Нюанс решения Никейского собора был в том, что равноденствие тогда приходилось на 20 марта соответственно, расчетная Пасха выпадала в промежутке с 22 марта по 25 апреля. И бесхитростным членам собора казалось, что так будет вечно. 

Но вульгарная астрономия внесла свои коррективы. Еще в средние века верующие заметили, что реальное равноденствие «съезжает» относительно юлианского календаря в сторону зимы. Ясно, что это было следствием арифметической погрешности в астрономических вычислениях. Но католики долго не решались внести исправления, вели дискуссии на трех соборах: в 1437 г. (Базельский), 1517 г. (Латеранский), 1563 г. (Триденский). И, наконец-то, в 1582 г. нужные коррективы в календарь были внесены, и после 4 октября в западном мире сразу наступило 15-е октября. Главная суть реформы вернуть календарь в «никейское» состояние, чтобы весеннее равноденствие снова приходилось на 20 марта (или около того).

Однако нововведение было принято в штыки, и не только православными, но и протестантами (хотя лично и М. Лютер, и И. Кеплер реформу поддержали!). Но желание насолить папистам оказалось сильнее доводов разума.

Что касается православной церкви, то помимо личной неприязни к «латинскому» календарю, у неё были контраргументы  религиозного характера. Где-то в 500 году н. э. иудеи провели свою реформу календаря, он из лунного превратился в лунно-солнечный (не путать с солнечными юлианским и григорианским календарями!). Подобно юлианскому календарю, в нем был расчетным путем на годы вперед определен день весеннего равноденствия – текуфа, раньше которого Песах не может быть по определению. Ныне текуфа выпадает на 26 марта по григорианскому календарю.

И вот этой-то текуфой иудеи рассорили православных и католиков, как казалось, в усмерть. Ибо если католическая Пасха выпадает до 26 марта, то, получается, она празднуется ДО иудейского Песаха. Такое себе «досрочное католическое празднование». Этого православное сердце, которое и на одной недели с иудеями ничего праздновать не желает, вынести никак не могло!  Так православные остались с юлианским календарем.

Со временем разнобой в праздновании христианских Пасх становится все очевидней.

Посмотрим на примере прошлого, 2013-го года (для этого скачаем из И-нета программку А. Лысенко «Вечный календарь»). 18 марта (по новому стилю) наступило весеннее равноденствие: солнце встало в 6.17, скрылось за горизонтом в 18.19, время светлых суток составило 12 часов 02 минуты. Первое полнолуние после весеннего равноденствия произошло в ночь на 27 марта, а католики отметили Пасху 31 марта. Все по требованиям Никейского собора. И даже Песах «не подкачал» его евреи отметили в аккурат 26 марта, т. е. «досрочного католического празднования», как в 2005 г. и 2008 г., не случилось.

А для православных весеннее равноденствие не то, что на небе, а то, что в календаре 21 марта ст. стиля (т. е. 3 апреля н. ст.!). После него полнолуние произошло аж 12 апреля ст. стиля (25 апреля н. ст.). Первое воскресение после весеннего полнолуния 15 апреля ст. стиля (28 апреля н. стиля). Тут бы и поесть куличиков. Ан нет! Иудеи (если бы придерживались своего старого календаря, который был до 500 г. н.э.), могли бы (но не факт, ибо тогда Песах определялся по наблюдениям) тоже отметить Песах 15 апреля ст. стиля.  И потому православная Пасха переносится от «гипотетических иудеев» подальше еще на неделю! То есть на 22 апреля ст. стиля (5 мая н. ст.), когда пошел уже 41 день, как иудеи уже откушали своё зроа, и 35 дней с момента Пасхи католической. 

Думается, такое очевидно-абсурдное размежевание церквей вопреки даже букве и духу постановлений Никейского собора выгодно одному только лукавому. Вполне допускаю, что политические обстоятельства не дают возможности объединить национальные церкви под руководством одного человека да  этого и не нужно. Но в век тысячелетия великого раскола каждая из ветвей христианского дерева могла бы предпринять шаги, чтобы хотя бы главный праздник Христианства Пасха! праздновался одновременно всем христианским миром. Для этого и православным, и католикам нужно немного: не отступаясь от постановлений Никейского собора, внести уточнение: православным вести отсчет весеннего равноденствия от астрономического события, а не от древнего табличного расчета; католикам перестать ставить Пасху раньше Песаха, ибо все евангелисты свидетельствуют, что Воскресение произошло после Песаха как Новый Завет пришел после Завета Ветхого.

И, наконец, надо перестать бояться отмечать Песах и Пасху на одной неделе ибо и в ТОТ ГОД Песах был лишь на день раньше Воскрешения (исключение если Песах и Пасха выпадают на воскресенье).

А пока католиков и православных в одном праздновании объединяет все тот же хитромудрый календарь, который так расположил все даты и планеты, что католики и православные смогут 20 апреля 2014  года вместе возгласить: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!».

А, может, дело тут и не в календаре…

Тэги: Пасха

Комментарии

Выбор редакции
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Киев при нэпе: евреи, неравенство и русский язык. Новое видео «Фразы»
Хит-парад приколов от Юлии Тимошенко. Новое видео «Фразы»
Хит-парад приколов от Юлии Тимошенко. Новое видео «Фразы»
Хит-парад глупостей от Петра Порошенко. Новое видео «Фразы»
Хит-парад глупостей от Петра Порошенко. Новое видео «Фразы»
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
Тайные общества Украины. Премьера на канале «Фразы»
Украинцев загнали в культурное гетто. Видеообзор «Фразы»
Украинцев загнали в культурное гетто. Видеообзор «Фразы»
Найден самый честный политик Украины. Новое видео «Фразы»
Найден самый честный политик Украины. Новое видео «Фразы»
Топ 10 лучших сериалов 2018 года. Видеообзор «Фразы»
Топ 10 лучших сериалов 2018 года. Видеообзор «Фразы»
Отныне секс без обоюдного согласия партнеров – изнасилование. Видеообзор «Фразы»
Отныне секс без обоюдного согласия партнеров – изнасилование. Видеообзор «Фразы»
Как украинцам голосовать «против» на выборах 2019? Видеообзор «Фразы»
Как украинцам голосовать «против» на выборах 2019? Видеообзор «Фразы»
О масонах и патриархе Варфоломее. Видеообзор «Фразы»
О масонах и патриархе Варфоломее. Видеообзор «Фразы»
fraza.ua
На Киевщине бьют тревогу: в области орудует банда похитителей детей
На Киевщине бьют тревогу: в области орудует банда похитителей детей
На Киевщине бьют тревогу: в области орудует банда похитителей детей
На Киевщине бьют тревогу: в области орудует банда похитителей детей
На Одесчине прямо в больнице убили молодого мужчину
На Одесчине прямо в больнице убили молодого мужчину
Кличко оговорился, рассказывая о смертности в больницах
Кличко оговорился, рассказывая о смертности в больницах
Жертвами кровавого ДТП в Ровенской области стали три человека (18+)
Жертвами кровавого ДТП в Ровенской области стали три человека (18+)
В Днепре грузовик раздавил женщину: появилось видео момента ДТП (18+)
В Днепре грузовик раздавил женщину: появилось видео момента ДТП (18+)
На окраине Киева бомжи едва не сожгли квартиру вместе со спящим хозяином
На окраине Киева бомжи едва не сожгли квартиру вместе со спящим хозяином
В Броварах главу райсовета забросали яйцами прямо в ходе заседания
В Броварах главу райсовета забросали яйцами прямо в ходе заседания
Возле одной из станций столичного метро нашли труп голой женщины (18+)
Возле одной из станций столичного метро нашли труп голой женщины (18+)
В Киеве проломили череп известному догхантеру Святогору
В Киеве проломили череп известному догхантеру Святогору
Фальсификации протоколов, вмешательство власти в дела Церкви и рейдерские захваты: УПЦ о массовых нарушениях при «переходе» общин в ПЦУ
Фальсификации протоколов, вмешательство власти в дела Церкви и рейдерские захваты: УПЦ о массовых нарушениях при «переходе» общин в ПЦУ
fraza.ua

Опрос

Что ждет Украину в 2019 году?