29.04.17
Архив
ТОП:
Украинский арсенал: танки Т-64

Одним из наиболее распространенных и узнаваемых символов войны на Донбассе стал, без сомнения, танк Т-64 — основная боевая машина украинской армии.

Танк создавался в харьковском конструкторском бюро, возглавляемом знаменитым советским конструктором А. А. Морозовым — создателем таких знаменитых образцов советской бронетехники, как Т-44 или Т-54.

Созданный в начале 1960-х годов Т-64 был крайне прогрессивным для своего времени: при весе в 36 тонн и максимальной скорости 65 км/ч обладал уровнем бронирования сверхтяжёлых танков. Ещё одним новшеством стало то, что на танке впервые в Советском Союзе был установлен автомат заряжания, позволивший отказаться от четвёртого члена экипажа и увеличить скорость перезарядки (что немаловажно при раздельном заряжании пушки). Все последующие советские и российские разработки как нижнетагильского танка Т-72, так и ленинградского Т-80, по сути, были дальнейшим развитием конструкции Т-64.

Т-64 был принят на вооружение Советской Армии 30 декабря 1966 года. При этом конструкция постоянно дорабатывалась в соответствии с веяниями времени. Так, после установки вместо 115-мм нового 125-мм гладкоствольного орудия на свет появилась модификация Т-64А.

Танк и БМП 30-й отдельной мехбригады на обороне крымского направления, весна 2014 г.

А после установки комплекса управляемого вооружения «Кобра», систем защиты от напалма и пуска дымовых гранат «Туча» машина получила индекс Т-64Б. А в 1985 году танк получил навесную динамическую защиту «Контакт-1» и новый индекс Т-64БВ — именно машины этой модификации на сегодня составляют основу танковых сил Украины.

После распада СССР Украине досталось богатое танковое наследство — около 4000 танков сразу трех типов: Т-72, Т-64 и Т-80. В их числе были 227 Т-64Р, 539 Т-64А, 539 Т-64Б1, 507 Т-64Б и 528 Т-64БВ.

При всем этом, согласно подписанным международным соглашениям об ограничении обычных вооружений в Европе, Украине разрешалось иметь не более двух тысяч танков. Поэтому в 1992 году военным и политическим руководством страны было принято судьбоносное решение: ввиду наличия производственных мощностей в Харькове и возможностей для капитального ремонта на вооружении ВСУ оставить только Т-64. Остальные танки были отправлены на базы хранения, откуда понемногу продавались по всему миру — благо желающих по дешевке приобрести те же Т-72 было хоть отбавляй.

В годы независимости происходило постоянное уменьшение парка наличных танков — часть выходила из строя, еще 95 машин (включая опытные) были модернизированы до уровня Т-64БМ «Булат».

Таким образом, на весну 2014 года в составе 2 танковых и 8 механизированных бригад насчитывалось 786 танков Т-64 (еще 260 «живых» танков Т-64, Т-80 и Т-72 находилось на единственной базе хранения в Артемовске). Все остальные — а это около 600 единиц — хранились на различных локациях в основном в неремонтопригодном виде.

17-я отдельная танковая бригада отличалась наличием в своем составе как Т-64Б, так и Т-64БВ.

По предвоенному штатному расписанию в составе каждой отдельной механизированной бригады существовали два танковых батальона по 40 танков каждый — это 80 танков, в танковой бригаде было три танковых батальона по 31 танку (всего 93 танка).

Однако ситуация была очень разной — та же 1-я отдельная танковая бригада (пгт Гончаровск Черниговской области) находилась в стадии перевооружения на «Булаты», и из трех батальонов только один имел на вооружении Т-64БВ.

Кроме того, в феврале — марте 2014 года после аннексии Крыма в руки россиян попал 41 танк из состава 36-й бригады береговой обороны. Они были возвращены при посредничестве Минска только в июне, но их состояние было настолько жалким, что они сразу же были отправлены на капитальный ремонт и фактически в «горячей» фазе летней кампании принять участие не успели (пошли на вооружение формируемых частей морской пехоты).

В начале противостояния на Донбассе — до появления у боевиков достаточного количества противотанкового вооружения — использование танков носило характер «чудо-оружия»: то есть появление на участке фронта даже нескольких танков гарантировало надежное прикрытие наступающих войск. Тогда же впервые появилась и пагубная тактика использования танков как средства усиления блокпостов. В итоге вместо создания «танкового кулака» боевые машины растаскивались по всему фронту, выполняя несвойственные им функции — например, сопровождение колонн снабжения.

Поэтому когда в июле 2014 года операция вышла на оперативный простор, просто не хватило плотности и маневренности боевых порядков. В ходе приграничных боев большая часть танков механизированных бригад была потеряна. Причем стоит отметить, что происходило это, как правило, в небоевых условиях — закончилось топливо, просто слетела гусеница или машину бросал экипаж ввиду приближения сил противника. Эти танки становились трофеями, ремонтировались и поступали на вооружение незаконных вооруженных формирований. Правда, процент такой трофейной техники на фоне «военторга» был и остается минимальным.

Уже в ходе боевых действий была полностью «подчищена» база в Артемовске (ныне — Бахмут): первые 7 танков вывезли еще в марте 2014 года, остальные либо «доводились до ума» на месте и передавались разным частям (преимущественно 17-й танковой бригаде), либо эвакуировались в тыл для дальнейшего восстановления на танкоремонтных предприятиях.

Вывоз танка из Артемовской базы хранения, лето 2014 г.

Летом — осенью 2014 года на базе «лишней» матчасти 1-й танковой бригады были сформированы два отдельных танковых батальона. В самые горячие дни лета 2014 года была отправлена на фронт и сводная часть на базе учебной матчасти и контрактников 169-го учебного центра сухопутных войск «Десна».

Острая нехватка бронетехники привела к тому, что Украине пришлось даже разорвать контракт на поставку танков Т-64Б1М в Демократическую Республику Конго, и в сентябре 2014 года харьковское ГП «Завод имени Малышева» передало десяток танков такой экзотической модификации для организации танкового батальона в полку НГУ «Азов».

Этот вариант модернизации характеризуется установкой новой навесной динамической защиты «Нож», другим комплексом управления огнем, наличием кондиционеров, а также огромных забашенных корзин. «Азовцы» также получили и несколько танков модификации Т-64БМ1М, которые представляют собой упрощенный и удешевленный вариант модернизации Т-64БМ «Булат».

Танки полка НГУ «Азов» выглядят крайне экзотически, и поэтому очень часто «донецкая» пропаганда выдает их за мифические американские «Абрамсы».

Но нацгвардейцы раньше танков не имели, поэтому в бой эти машины пошли только зимой 2015 года в ходе операции в районе Широкино. Вот что вспоминает один из танкистов: «Танки числились за танковой ротой из Харьковской части 3017. Эта рота привезла эти танки под Мариуполь еще осенью 2014 года. Они отбыли 2 месяца, потом их на этой технике поменяла танковая рота из 3027. А мы уже меняли личный состав 3027, но технику нам передавала 3017. В конце февраля приехали, и 3 марта первые наши экипажи поменяли их в Широкино. Тогда у нас два танка стояли в Широкино, один— на 14 блокпосту, один — на 14-А, один — на 13 и три танка на 13-А. Еще два танка мы привезли из Харькова».

Танки Т-64 активно применялись в боях, начиная с освобождения Славянска, особенно большую роль они сыграли в ходе боев за Луганский и Донецкий аэропорты, в ходе зимней кампании 2015 года в Дебальцево. За время боев в среде украинских танкистов появились настоящие асы и герои.

Так, например, на счету наводчика-оператора танка Т-64БВ сержанта Леонида Суханского пять уничтоженных им танков Т-72 и Т-64, две уничтоженные РСЗО «Град» и четыре орудия противника. Именно ему приписывается эпический расстрел из танковой пушки на полном ходу позиции боевиков в Донецком аэропорту. Этот фактически уникальный случай даже попал на видео.

Танки 24-й мехбригады едут на войну, апрель 2014 г.

В истории войны было зафиксировано несколько встречных танковых боев, в том числе и с современными российскими Т-72Б3. Полной статистики нет, но в известных автору случаях победа была на стороне наших танкистов на Т-64.

Оценить точное количество танков Т-64 в войсках на сегодня не представляется возможным, но, по приблизительным подсчетам, как в ВСУ, так и в НГУ состоит на вооружении около 550 танков Т-64 разных модификаций. При этом их количество постоянно растет за счет машин, которые восстанавливаются — как с хранения, так и получившие боевые повреждения в ходе боев.

Война на Донбассе породила огромное количество мифов о ненадёжности харьковского танка, его сомнительной боевой ценности, которые настойчиво распространяют российские СМИ. Однако при ближайшем рассмотрении ситуации все оказывается не так уж печально.

Прежде всего, не имея в распоряжении точной информации о статистике повреждений подбитых машин, состоянии ремонтных служб (наличия хорошо подготовленных ремонтников и ремонтных «летучек»), опытности экипажей и, самое главное, конкретной боевой ситуации, сложившейся на поле боя, утверждать, что Т-64 сложен в ремонте, плохого качества и так далее «по списку», как минимум некорректно.

Анализируя известные автору потери Т-64, стоит сказать, что большинство боевых машин было потеряно в ходе уличных боев из-за плохой координации с пехотой, которая должна была прикрывать танкистов. Зачастую такие смешанные группы входили в населенные пункты, где их фланги не были предварительно зачищены спецназом и штурмовыми ротами. В итоге вражеские гранатометчики получали возможность расстреливать Т-64 в заднюю часть бортов и корму, где они не имеют элементов динамической защиты, а броня тоньше. А как показывает практика современных войн, попадания тандемных выстрелов ПГ-7ВР к РПГ-7 или РПГ-27 «Таволга» ни один танк в мире выдержать не может. Яркий тому пример — катастрофические потери турецких «Леопардов» в Сирии.

Кроме того, боевики по опыту чеченских кампаний выработали достаточно эффективную тактику борьбы с танками: снайперы и пулемётчики «ослепляли» их, ведя огонь по приборам наблюдения и наводки, пробивали эжектор (отчего пороховые газы проникали в боевое отделение), после чего гранатомётчики расстреливали танк (или чаще всего экипаж покидал боевую машину, и танк становился трофеем боевиков).

Подбитый Т-64БВ 1-й отдельной танковой бригады. Донбасс. 2014 г.

Однако в истории войны известны случаи, когда экипаж подрывал себя вместе с танком для недопущения попадания в плен. Одним из наиболее освещаемых в СМИ стал подвиг капитана Александра Лавриненко из 93-й отдельной механизированной бригады. Первый такой случай был зафиксирован еще 17 июня 2014 года в боестолкновении у поселка Металлист в Луганской области.

Очень много танков было потеряно из-за нехватки опыта руководства боевыми подразделениями на поле боя. Отмечены, например, случаи, когда танковые подразделения попадали под залпы РСЗО БМ-21 «Град» или крупнокалиберной артиллерии. А прямое попадание крупнокалиберного снаряда, приходящееся на слабобронированную верхнюю часть корпуса, для танка критично. Такие случаи, например, фиксировались с 1-й танковой во время боев летом 2014 года на Луганщине.

В многочисленных интервью танкистов отмечается ненадежность ходовой части — риск потерять гусеницу на сложных грунтах, а также невозможность буксировки машины в тыл на катках, лишённых гусениц, так как для этого они обладают слишком малым диаметром. Также постоянно отмечалась уязвимость ходовой части Т-64 для мин.

К недостаткам Т-64 очень часто относят большее количество (по сравнению с Т-72 или Т-80 в афганской и чеченских кампаниях) случаев детонации боекомплекта при попадании противотанковых боеприпасов. Однако виной этому является не собственно конструкция танка, а использование нашими танкистами некондиционных боеприпасов, произведённых ещё до распада СССР (при том, что срок хранения танковых снарядов составляет всего 10 лет).

В целом можно смело говорить, что умелая организация взаимодействия всех родов войск позволяет как реализовывать преимущества, так и нивелировать недостатки танка. Ведь Т-64 задумывался и создавался как танк, сопоставимый, а то и превосходящий тяжёлые танки по огневой мощи и забронированности лобовых деталей, но при этом остающийся средним по массе, а значит, сохраняющим высокую мобильность.

На фронте очень часто танки получали индивидуальные эмблемы и надписи.

По всей видимости, Т-64 еще какое-то время будет оставаться основным танком украинской армии. Конечно, танк на сегодняшний день нельзя назвать современной машиной, но и каких-либо кардинальных прорывов за последние 40-50 лет в конструкции корпуса, ходовой части, устройства башен и орудий танкостроители не совершили. С 1970-х годов гонка танковых вооружений происходит в плоскости совершенствования динамической защиты, средств активной защиты, комплексов оптико-электронного противодействия лазерному дальнометрированию и целеуказанию противника.

В течение последних лет развитие танковых сил стран мира идет по пути модернизации системы управления огнём, приборов наблюдения и наведения, навигационной аппаратуры без внесения кардинальных изменений в основную базовую конструкцию.

Использование танка Т-64Б в качестве учебного при подготовке курсантов. Полигон «Гончаровское», 2015 г.

По этому же пути пошла и Украина. Так, начиная с января 2017 года танки Т-64БВ, которые выходят из капитального ремонта, получают приборы ночного видения, тепловизионные матрицы в прицел наводчика (дальность обнаружения цели типа «танк» — 2500 м) отечественного производства.

Как видится, модернизированные таким образом машины при меньшей в несколько раз стоимости по своим боевым возможностям мало чем будут уступать современным моделям.

Тэги: танк, Т-64

Комментарии

В МВД уверены, что никто не сможет раскачать ситуацию на майские праздники. Разве что дураки
В МВД уверены, что никто не сможет раскачать ситуацию на майские праздники. Разве что дураки
В МВД уверены, что никто не сможет раскачать ситуацию на майские праздники. Разве что дураки
В МВД уверены, что никто не сможет раскачать ситуацию на майские праздники. Разве что дураки
На Закарпатье таможенники, не моргнув глазом, пропустили в Венгрию без малого тонну контрабандного янтаря
На Закарпатье таможенники, не моргнув глазом, пропустили в Венгрию без малого тонну контрабандного янтаря
Теперь все посетители «Евровидения» смогут насладиться культурой парковки и ремонта дорог по-киевски
Теперь все посетители «Евровидения» смогут насладиться культурой парковки и ремонта дорог по-киевски
В ДТП на Закарпатье погиб зять скандально известного депутата
В ДТП на Закарпатье погиб зять скандально известного депутата
В Киеве непонятные люди проникли в два известных магазина: никого не впускают и не выпускают
В Киеве непонятные люди проникли в два известных магазина: никого не впускают и не выпускают
Под Киевом известный боксер насмерть сбил лося
Под Киевом известный боксер насмерть сбил лося
Кто-то подорвал большой склад боеприпасов близ аэропорта Дамаска. Есть мнение, что это был Израиль
Кто-то подорвал большой склад боеприпасов близ аэропорта Дамаска. Есть мнение, что это был Израиль
Польские националисты разобрали надгробный памятник воинам УПА, который якобы «портил эстетический вид кладбища»
Польские националисты разобрали надгробный памятник воинам УПА, который якобы «портил эстетический вид кладбища»
Дочь Путина продает пентхаус в Голландии за 2,9 млн евро
Дочь Путина продает пентхаус в Голландии за 2,9 млн евро
Ветеранские организации получают из бюджета миллионы, но по факту, многие существуют только на бумаге
Ветеранские организации получают из бюджета миллионы, но по факту, многие существуют только на бумаге
fraza.ua

Опрос

Когда начнется Третья мировая война?