ТОП:
«Музей покинутых секретов» западноукраинской стенописи

По количеству деревянных церквей Украина с большим отрывом опережает любую другую страну. У нас их около 2,5 тыс. Но если учесть масштаб невежества, с которым относятся к этим святыням, — их количество с годами будет только сокращаться. Ежегодно в Украине рушится или сгорает в среднем три-четыре храма. Однако намного больше церквей страдает от некачественных реставраций, которые своими силами проводят местные жители.

В этом году восемь западноукраинских святынь оказались в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. По крайней мере, об их благополучии теперь беспокоиться не стоит.

То, что в этот список попало меньше десятка наших святынь, выглядит, как подачка со стороны европейской общественности. «Неужели у вас, переродившихся варваров, тоже есть культурное наследие?» — словно читается в этом жесте ЮНЕСКО.

Оказывается, есть. Проблема лишь в том, что отношение к этим церквям во многом так и остаётся варварским. Ведь ни сохранить, ни даже полноценно рассказать о всех достоинствах этих церквей нам не удаётся. Более подробно о состоянии деревянного зодчества в Украине ранее нам рассказала эксперт Елена Крушинская.

Из всех 2,5 тыс. деревянных святынь, есть около 15, в которых сохранились старинные настенные росписи ХVII-XVIII веков. Такого рода стенописи уникальны. В этой технике сегодня уже практически никто не работает.

Из восьми церквей, которые в этом году попали в поле зрения ЮНЕСКО, всего три храма украшены подобными фресками. Все они находятся во львовской области. Это церковь Сошествия св. Духа (с. Потелыч, Жовквинский р-н), церковь св. Юра (Дрогобыч) и церковь Пресвятой Троицы (Жовква). Примечательно, что именно в этих трёх святынях росписи сохранились намного лучше, чем в остальной дюжине храмов со старинными стенописями по дереву. И если первые нуждаются лишь в косметической реставрации, то остальные — если не в капитальном ремонте, то и вовсе в спасении.


Стенопись в церкви Сошествия св. Духа (с. Потелыч, Жовквинский р-н, Львовская обл.),

Большинство из них находится в аварийном состоянии. Через щели в стенах и крыше внутрь церквей попадает влага, нещадно крошатся слои краски, нанесённые на дерево несколько столетий назад. Негативно влияют на росписи и большие перепады температуры в течение года. От этого изображения покрываются трещинами. Поэтому уже через несколько лет количество старинных стенописей в Украине может заметно сократиться. При этом ни государство, ни приватные структуры в большинстве случаев даже не обращают на них внимания.


Стенопись в церкви Успения св. Богородицы (с. Новоселицы, Виноградовский р-н, Закарпатская обл.)

Объехав практически все эти церкви, я не застал практически ни одну из них открытой. В лучшем случае в них проходит служба лишь два раза в год: на Рождество и Пасху. В остальных же случаях они открываются лишь для редких туристов.

«Один-два раза кто-нибудь приезжает. И то лишь когда тепло...» — рассказал местный пастух, у которого хранятся ключи от деревянного закарпатского храма, украшенного росписями XVII ст. Не большей популярностью пользуются и остальные церкви с подобной стенописью.
Обязанность хранить у себя ключи от уникальной церкви пастух получил случайно — просто из-за того, что живёт неподалёку. По такому же принципу выбирались хранители ключей и к другим храмам с редчайшими росписями: пенсионер, который всю жизнь проработал киномехаником (с. Новоселица, Виноградовский р-н, Закарпатская обл.), священник из соседней святыни (с. Исаи, Турковский р-н, Львовская обл.), семилетняя дочь сельской учительницы, которая увлечённо проводит экскурсии туристам, чтобы не сидеть в одиночестве дома (с. Крайниково, Хустский р-н, Закарпатская обл.) и т.д.

Кому-то из них судьба святыни абсолютно безразлична. Например, в селе Колодное (Тячевский р-н, Закарпатская обл.) пришлось долго расспрашивать местных о том, кто может открыть церковь. В результате нас направили «до мера». Его пыщущий благополучием двухэтажный дом, возвышающийся над рядом типичных скромных сельских «хатинок», найти было нетрудно. Представившись журналистом и попросив показать церковь, я увидел, как у мэра забегали глаза. Он сразу метнулся к себе домой, растерянным голосом попросив минутку подождать.

Так как пунктуальность украинским чиновникам свойственна лишь в тех случаях, когда их застали на горячем, ждать дольше мне не пришлось. Действительно через «минутку» он уже протягивал мне папку с документами, среди которых была экспертная оценка полной реконструкции местной церкви (сумма с пятью нулями), сумма реконструкции отдельно крыши (сумма с четырьмя нулями), а также несколько запросов к вышестоящим властям с просьбой выделить необходимые средства на реконструкцию церкви. «Але ніхто нічого не виділяти не став...» — завершил он свою историю о попытках отреставрировать церковь. Попав же в саму церковь, я понял, что стал одним из последних, кому довелось увидеть эти росписи. Ещё несколько зим — и краска окончательно потускнеет...


Стенопись в церкви св. Николая (с. Колодное, Тячевский р-н, Закарпатская обл.)

В ХV — XVII ст. эти церкви создавались за счёт местных жителей. Таким образом, община пыталась утвердить веру местных жителей и поднять уровень их морали. Для того же, чтобы расписать церковь, они тратили подчас не меньше, чем на само её строительство. В большинстве случаев эти церкви так и оставались наибольшим достоянием за всю историю того или иного села.

Наверное, именно поэтому в глазах практически всех хранителей ключей от этих церквей читается какая-то неловкость. «То, что церковь в ужасном состоянии — естественно, наша вина. Но самостоятельно я не могу ничего исправить...» — словно слышишь в их словах «между строк».
Силами отдельных энтузиастов спасти все эти уникальные росписи невозможно. Ведь работа высокопрофессиональных реставраторов, которые могли бы восстановить старинные росписи, стоит не многим дешевле, чем ремонт всей церкви.

Однако есть энтузиасты, которые всеми своими силами пытаются поддержать состояние храма. Например, библиотекарь в селе Александровка (Хустский р-н, Закарпатской обл.) за свой счёт покупает стройматериалы, чтобы залатать дыры в стенах.


Стенопись в церкви св. Параскевы (с. Александровка, Хустский р-н, Закарпатская обл.)

Ну, а те несколько расписанных церквей, которым повезло с финансированием, оказались в списке ЮНЕСКО. В одной из них — церкви св. Юра (Дрогобыч) — не расписан, наверное, только пол. Стенопись иллюстрирует здесь ключевые библейские мотивы. Все её фрагменты вяжутся между собой растительным орнаментом. В каждом из сотен лиц, изображённых на стенах храма, читается своё выражение, свой характер, индивидуальная, не повторяющаяся на других лицах мимика.


Стенопись в церкви св. Юра (Дрогобыч, Львовская обл.)

Эти росписи в своё время создавали народные мастера. Отдельные исследователи считают их кульминацией средневековой украинской живописи: сдержанный колорит, отсутствие перспективы в изображении, но при этом строгое следование всем монументальным законам. В отдельных же фрагментах фресок встречаются романтические пейзажи, а также пышные орнаменты, которые характерны для барокко.
«Стенопись по дереву отличается очень приятным колоритом. В отличие от традиционных росписей по штукатурке дерево как-то уникально впитывает краску и гармонизирует контрастные цвета, которые находятся рядом друг с другом. Скажем, когда расписывают каменную стену, то уходит много времени на то, чтобы отыскать приятную глазу комбинацию контрастных цветов (например, красного и жёлтого). Ну, а когда расписываешь по дереву, то оно само сводит эти цвета к общему знаменателю», — рассказывает Александр Ступак, аспирант Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры.

Сегодня, когда местные жители показывают туристам свои старинные церкви, то в первую очередь подводят именно к отреставрированным росписям. Таким образом, они пытаются показать, что новые поколения заботятся о храме и пытаются сделать его лучше. Однако далеко не каждый современный реставратор может полноценно отреставрировать старинные росписи по дереву. В такой технике сегодня работают единицы. Вот и получается, что результат стараний современных художников выглядит порой, как надувной Микки Маус, стоящий в аллее античной скульптуры.


Старинная и новая стенописи в костёле Посещения Елизаветы Пресвятой Девой Марией (с. Тадани, Каменско-Бугский р-н, Львовская обл.)

Сельские жители думают, что подобными реставрациями они улучшают состояние церкви. Ведь деньги на реставрацию они собирают всем селом, месяцами откладывая из своих мизерных зарплат и пенсий. На самом же деле, таким образом они лишь ещё больше вредят святыне. Даже выгоревшие, выцветшие, потрескавшиеся и потёртые росписи впечатляют намного сильнее, чем китчеватые современные иконы. О том же, чтобы за этими шедеврами старинной живописи следили профессионалы, а не сельские жители, далекие от понимания нюансов и подлинной ценности образцов такого вида искусства, пока что речи не идёт. Системного государственного контроля и финансирования работ по охране этих росписей попросту нет. Равнодушие к культурному и историческому наследию, увы, хроническая черта наших чиновников.


Лик отца Николая в церкви св. Параскевы (с. Александровка, Хустский р-н, Закарпатская обл.)

Пока что сама природа следит за росписями лучше, чем это может сделать человек. Всматриваясь в лик отца Николая на стене вышеупомянутой церкви в селе Александровка, замечаешь, что линия глаз, которая со временем стёрлась, повторяется плавными изгибами фактуры дерева. Сама природа словно пытается удержать созданное некогда человеком изображение.

Когда вслушиваешься в тишину старой церкви, всматриваешься в её пыльный потолок и, посветив фонариком, неожиданно ловишь на себе взгляд какого-то святого — тебя пронимает космическое ощущение вечности. «Мне неожиданно открылось, как наиболее очевидная в мире вещь, что эти люди жили не просто тысячу лет назад, они жили в с ю  э т у тысячу лет: вбирая во взгляд всё, что проходило перед ними, и их глаза являли собой чистую квинтэссенцию времени...» — писала Оксана Забужко в своём романе «Музей покинутых секретов». И несмотря на то, что западноукраинские стенописи более чем вдвое моложе тысячелетних фресок Софии Киевской, о которых шла речь в романе, — они заставляют пережить не менее сильный мировоззренческий стресс.

Побывав в половине западно-украинских храмов, в которых сохранились стенописи по дереву, могу сказать, что подобное ощущение переживаешь буквально в каждой из святынь.

В ближайшее время я планирую объехать остальные церкви. Однако если отношение к этим церквям останется без изменений, — ехать мне будет просто некуда. Ведь эти стенописи на пороге того, чтобы пополнить коллекцию «Музея покинутых секретов». Именно так Оксана Забужко в своём романе назвала некое метафизическое место, куда попадают все забытые и утраченные ценности украинской культуры.


Стенопись в церкви св. архистратига Михаила (с. Крайниково, Хустский р-н, Закарпатская обл.)

Тэги: церковь, музей, живопись, стенопись

Комментарии

Выбор редакции
Вопрос антисоветчикам: так вернут ли власть народу?
Вопрос антисоветчикам: так вернут ли власть народу?
Вопрос антисоветчикам: так вернут ли власть народу?
Вопрос антисоветчикам: так вернут ли власть народу?
Михайличенко и его штаб в «Динамо»: почему именно эти тренеры?
Михайличенко и его штаб в «Динамо»: почему именно эти тренеры?
Смерть «публичного масона» в Одессе: факты и странности
Смерть «публичного масона» в Одессе: факты и странности
Андрей Малышко: украинский классик сталинской пробы
Андрей Малышко: украинский классик сталинской пробы
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
Стартовал скандальный апокалиптический проект «Голубой луч»? США готовы признать реальность НЛО
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
ТОП 8 сериалов про тайные общества. Видео на канале «Фразы»
Усик может стать новым президентом Украины?
Усик может стать новым президентом Украины?
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
Каталог загадочных объектов, найденных на Марсе. Видео на канале «Фразы»
fraza.ua
В сеть «слили» расшифровку переговоров экипажа А321, севшего на кукурузное поле
В сеть «слили» расшифровку переговоров экипажа А321, севшего на кукурузное поле
В сеть «слили» расшифровку переговоров экипажа А321, севшего на кукурузное поле
В сеть «слили» расшифровку переговоров экипажа А321, севшего на кукурузное поле
На Шулявке отчаянный мужчина «порешил» собственную жену
На Шулявке отчаянный мужчина «порешил» собственную жену
В ГСЧС рассказали подробности смертельного пожара в одесской гостинице «Токио Стар»
В ГСЧС рассказали подробности смертельного пожара в одесской гостинице «Токио Стар»
В Киеве убили и расчленили женщину
В Киеве убили и расчленили женщину
В Киеве стреляли в переполненном «Портер пабе»
В Киеве стреляли в переполненном «Портер пабе»
В Одессе при масштабном пожаре погибли сразу 8 человек, еще 10 ‒ пострадали
В Одессе при масштабном пожаре погибли сразу 8 человек, еще 10 ‒ пострадали
В киевском метро заметили двойника Зеленского
В киевском метро заметили двойника Зеленского
Трамп сравнил себя с… Элтоном Джоном
Трамп сравнил себя с… Элтоном Джоном
Стало известно имя нардепа, которому неизвестные «чеченцы» обожгли плечо экскрементами
Стало известно имя нардепа, которому неизвестные «чеченцы» обожгли плечо экскрементами
В Киеве произошла кровавая авария – пострадали женщина и ребенок
В Киеве произошла кровавая авария – пострадали женщина и ребенок
fraza.ua

Опрос

Что будет с Порошенко после выборов?