ТОП:
«Я +», МЫ - в «минус»

13 декабря состоялась премьера документального фильма николаевского режиссера Байрама Гаджиева «Я+». Об этой картине можно сказать казенно: фильм посвящен проблемам заболевания, распространения и профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа и т.д., и т.п. Но...это кино немножко о другом.

В полумиллионном Николаеве многие люди пытались реализовать себя в кинематографе. Были попытки делать полнометражные художественные фильмы, телесериалы и документальное кино. Уже два года подряд реализуется проект новогоднего шоу, где участвуют актеры театров, известные горожане, чиновники и журналисты. Многие наши телевизионщики являются лауреатами престижных кинофестивалей и обладателями различных премий, но... для всех, кто в Николаеве делал кинопродукты, это были только «знаковые» эпизоды в личной биографии.

Для Байрама Гаджиева кино — сама жизнь. Он решил уйти сюда насовсем и... пока получается. До этого все у него было определенно. Родился, учился, делал карьеру в милиции. Дорос до начальника уголовного розыска Николаева. В мутные 90-е «махал шашкой», затем все бросил. Бросил определенность, устоявшийся быт, «борьбу за пенсию», бросил завтрашнюю предсказуемость. Ушел в отставку и поехал учиться в Москву на высшие курсы режиссеров и сценаристов. Два года был в мастерской Аллы Суриковой и Владимира Фокина. Потом вернулся в Николаев и создал студию «Никофильм».

Здесь режиссер снял несколько разножанровых картин: «Птичий грипп» — фантастическая история о том, как вместо вакцины против гриппа, работникам николаевской радиостанции по ошибке вкололи психотропный препарат, сделавший продажных журналистов внезапно искренними людьми. «Мгновения весны» — пародия на украинский политический бомонд времен «оранжевой» революции. «Служба длиною в жизнь» — документальное кино об истории николаевской полиции и милиции. «Мы строили крейсера авианесущие» — о строительстве николаевских авианосцев и «День Святого Георгия» — фильм к юбилею Николаевского УБОПа. В промежутках Байрам Гаджиев умудрился стать лауреатом премий нескольких украинских кинофестивалей.

Фильм «Я+» стоит особняком в фильмографии режиссера. Жесткая история о симпатичной николаевской барышне, которая жила счастливо, делала партийную карьеру при советской власти, затем влюбилась, родила детей, хотела стать счастливой, но... супруг бросил. Вышла замуж второй раз, опять родила детей и вновь ее бросили. Осталась одна. На руках остались шестеро дочерей и легкое недомогание. Недомогание сочетается с температурой по вечерам. Вялотекущая болезнь, терапевты ставят диагнозы «с потолка», анализ крови и... приговор — СПИД.

О СПИДе сняты терабайты документального кино, написаны миллионы журналистских статей. Спрашивается, зачем еще один фильм на изъезженную тему?

Байрам Гаджиев снял фильм не о СПИДе, он сделал философскую притчу о смысле ЖИЗНИ и смысле СМЕРТИ. Это история о свободе человека и о том, как ею люди распоряжаются. Свобода, в понимании режиссера, это набор альтернатив, который уменьшается с увеличением биологического возраста человека.

С момента появления на свет у каждого открывается необозримое количество путей реализации себя как личности. После окончания школы число альтернатив уменьшается, после вуза их еще меньше, дальше — еще меньше. В конце концов, у всех людей остается один выбор — жизнь и/или гробовая доска.

Главная героиня фильма — молодая женщина — долгое время живет в условиях последней альтернативы. Живет в тесном жилкопе. Людской муравейник — дети, мама, родственники, соседи по двору. Она знает, что больна и все об этом знают. Жесткая николаевская реальность и неприкрытая агрессивность бытия. Кормит детей завтраками, отправляет в школу. Родительские собрания, оплата коммунальных услуг, всё, как у всех, но... не всё. Нужно ходить на терапию в николаевский СПИД-центр и в евангелистскую церковь. Терапия и вера позволяют женщине до сих пор существовать. Если она умрет дети, останутся сиротами.

Сюжетная перипетия в картине отсутствует. Живет себе женщина и живет. Как живут тысячи одиноких женщин в нашем городе. Кажется, что ничего не происходит, но это только кажется. Фильм завораживает и не отпускает зрителя до последнего кадра.

Премьера «Я+» стала своеобразным тестом на зрительское восприятие режиссерского продукта. Зал Тарковского (где проходила премьера) вмещает 185 человек, пришло более 200. Это студенты (вместо третьей пары), врачи, чиновники, преподаватели, журналисты, писатели, известные поэты и художники. Много было заинтересованных взрослых, много телеканалов и... сама главная героиня фильма.

Общая продолжительность киноленты — 35 минут. Когда зрители просмотрели 29 минут, внезапно погас свет («подарок» сделало Николаевское облэнерго). Через три минуты включили внутренний генератор и стало светло. Смущенные администраторы «Мультиплекса» объявили присутствующим о том, что их аппаратура не позволяет начать трансляцию фильма с места разъединения. Нужно все смотреть сначала. Кино смотрели второй раз. Никто не ушел. Всем хотелось узнать, чем эта история закончится.

Байрам Гаджиев ничего не придумывает. В документалистике придумать что-то новое очень сложно, да и бессмысленно («все украдено до нас»). Тем не менее, он придумывает самое главное — свой стиль. Это его отличает от других режиссеров и дает главный приз — НЕПОВТОРИМОСТЬ.

В фильме, практически, нет диалогов. Одни монологи. Люди говорят и... говорят очень грамотно. Стилистически грамотно. Ощущение такое, что очень многое репетировалось. Но это только впечатление. Как можно репетировать слезы крупным планом?..

— Сколько было дублей и чьи тексты? — Спросил я режиссера в приватной беседе.

— Один дубль и никаких текстов. Люди говорили то, что думали и то, что накипело...

— Врешь! У тебя гаишник в прошлом фильме про ментов два часа не мог запомнить четыре предложения и сказать их в камеру. Ты мне сам рассказывал, что пришлось ехать до Херсона, пока он не выучил фразу...

— Хм, то был гаишник, который говорил мой текст, а здесь простые люди и выстраданные мысли...

Киноправда — жанр, который ошельмован всеми критиками и прочно забыт. Забыт с тех времен, когда показывали шокирующие сцены пыток американских военнопленных во Вьетнаме и сексуальные оргии на рок-фестивалях в Вудстоке. Киноправду запрещали на правительственном уровне в Норвегии, Канаде, Австралии и США. Но этот жанр продолжает «тлеть» на фестивальных задворках.

Байраму Гаджиеву удалось удержаться на этической линии и не сделать тривиальную украинскую чернуху. Главная героиня фильма пришла на премьеру и поблагодарила всю съемочную группу и режиссера.

«Я +» - это сленговое выражение докторов, работающих в СПИД — центрах. Оно маркирует ВИЧ-инфицированного пациента. Если ты в «плюсе» — ты болен, если в «минусе» — здоров. Чем больше «Я +», тем больше МЫ в «минусах». А Главный врач Николаевского областного центра профилактики и лечения больных СПИДом Ирина Кочергина, которая принимала непосредственное участие в фильме, озвучила перед премьерой такую статистику: на планете Земля сегодня болеют СПИДом 60 миллионов человек, 20 миллионов людей уже умерли. МЫ пока все в жестоком «минусе» от индивидуальных «плюсов».

Байрам Гаджиев снял кинофильм на собственные средства, не обращаясь ни в какие грантопотребительские организации по профилактике СПИДа, которых в Николаеве насчитывается аж целых 18. Это гражданская позиция режиссера — большая редкость в наше тяжелое время.

Тэги:

Комментарии

Выбор редакции
Сильные стороны «Динамо»
Сильные стороны «Динамо»
Сильные стороны «Динамо»
Сильные стороны «Динамо»
Горан Гавранчич: «Динамо» Лобановского было как «Барселона»!
Горан Гавранчич: «Динамо» Лобановского было как «Барселона»!
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
Бокс и футбол на «Фразе»: следите за нашими новостями и экспертной аналитикой
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила Instagram-канал
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
«Фраза» запустила telegram-канал «Авторская аналитика»
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Пьяная вечеринка Гонтаревой: кокс, шлюхи и баксы
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
Экс-спикера Рады Парубия обвинили в организации массового убийства
В США сравнили Евромайдан с восстанием диких животных
В США сравнили Евромайдан с восстанием диких животных
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
Кто на самом деле спровоцировал кровопролитие на Майдане? Правда всплыла
fraza.ua
Момент взрыва гранаты на улице Пушкинской в Киеве попал на видео
Момент взрыва гранаты на улице Пушкинской в Киеве попал на видео
Момент взрыва гранаты на улице Пушкинской в Киеве попал на видео
Момент взрыва гранаты на улице Пушкинской в Киеве попал на видео
В Киеве маленькая девочка выпрыгнула из окна школы
В Киеве маленькая девочка выпрыгнула из окна школы
Суровый житель Николаева принес бывшей возлюбленной череп из склепа, в котором организовал ночлежку
Суровый житель Николаева принес бывшей возлюбленной череп из склепа, в котором организовал ночлежку
В киевском супермаркете по торговому залу бегала крыса. Работники признались, что у них их «целая семья»
В киевском супермаркете по торговому залу бегала крыса. Работники признались, что у них их «целая семья»
В Церкви определили победителей фотоконкурса #моя_осінь_з_УПЦ
В Церкви определили победителей фотоконкурса #моя_осінь_з_УПЦ
В результате взрыва гранаты в самом центре Киева погибли бывший морпех и охранник бара
В результате взрыва гранаты в самом центре Киева погибли бывший морпех и охранник бара
Ночью в Киеве полыхал гигантский пожар
Ночью в Киеве полыхал гигантский пожар
Их нравы: известный американский актер «потерял» штаны в телеэфире
Их нравы: известный американский актер «потерял» штаны в телеэфире
В Париже показали «любовный» логотип Олимпиады-2024
В Париже показали «любовный» логотип Олимпиады-2024
В Сумах тысячи верующих УПЦ прошли крестным ходом с чудотворной иконой Богородицы
В Сумах тысячи верующих УПЦ прошли крестным ходом с чудотворной иконой Богородицы
fraza.ua

Опрос

Статьи какого автора fraza.ua, пишущего на общественно-политические темы, вам больше нравятся?